В одной деревушке жила - была семья: муж да жена. Жили не тужили, но только детей у них долго не было. Уж сколько слёз женщина пролила, сколько молилась, и, наконец, вымолила: родился и у них сынок. И назвали его Богданом — богом данный
Им бы радоваться, а только сын ленивый да уж очень капризный: всё ему не так и не этак. То солнце жарко светит, то зима сугробы наметает — не пройти, ни проехать. Ему бы делом заняться, родителям помогать, ан нет- неумеха. Неповоротлив и неловок: или что разобьёт — сломает, или сам поранится. А матушка хлопочет и причитает:
- Ах ти, горюшко ты моё!
Мать в нём души не чает , а он что ни день в печали.
Как-то раз случайно услышал разговор матери с соседкой.
- Какая же ты счастливая, Аграфенушка! И муж работящий, и детей в избе не пересчитать, а уж старшенький — Алёшенька, парень хоть куда: и собой хорош, и умелец на все руки!
- А и правда: Алёшенька — счастье моё!
И вызвал Богдан на разговор друга Алексея:
- Твоя мать сказала, что ты — её счастье. Может, поделишься счастьем с другом?
- Рассмеялся Алёша:
- Счастье-то мамино, как я смогу тебе от того счастья что отдать?
- Не отдашь, так я силой возьму!
И набросился с кулаками на друга. Но тот ловкий да проворный — вмиг к земле прижал!
- Дерись — дерись, только так счастья не увидишь, а вот шишек набьёшь! Счастье — что в поле ветер, попробуй — поймай»
Вышел Богдан в чисто поле и закричал:
- Счастье моё, где ты, отзовись!
Но налетел ветер, пыль и труху поднял, глаза запорошил — и это счастье? И отправился Богдан бродить по белу свету — узнать, что же такое счастье.
Пришёл в город на ярмарку, спрашивает у людей, где счастье найти или купить. Подняли его на смех, послали к купцу — может у торгаша что и есть. Вышел купец — толстый да ладный, собой довольный. Богдан и спрашивает:
- Ты — гость торговый, везде бываешь, а где счастье раздобыть? А какое твоё счастье?
- Где бы ни был, такого не слыхивал. А моё купеческое счастье — дешевле купить и подороже продать, дабы навару побольше получить. Богаче других стать —чтобы уважали да завидовали! А твоё счастье, видать, только поле пахать! - И рассмеялся обидно.
Тогда отправился Богдан к барину: и поля, и леса, и луга, и мужики на него работают, и хоромы нарядные -расписные.
- Низко кланяюсь, господин! Сказывали, что счастливо живёшь. Не поделишься ли толикой счастья?
- Напыжился барин да и замахал руками:
- Какое такое счастье?
Мне бы дочку замуж удачно выдать, сыну невесту побогаче отыскать, а самому у царя милости выпросить, земельки или награды получить. Вот и было бы счастье! А пока — одно горе мыкаю!
Подивился Богдан тем словам и решил попытать счастья у царя. Как понравился ему дворец царский! Красоты невиданной: всюду золото, шелка и бархат, картины на стенах и статуи на каждом шагу, а уж тронный зал великолепием поразил.
- Царь — батюшка! Не вели казнить, дай слово вымолвить! Брожу я по весям — счастье ищу! Говорят, уж ты счастлив больше всех. Не подаришь ли мне, рабу твоему, хоть крошечку?
- Закручинился царь:
- О чём говоришь, молодец! Како-тако счастье? Казна пуста, придворные воры, а тут ещё король соседнего государства войной грозит пойти. А армия не обучена, пушек маловато, оружие устарело — как воевать? Откуда счастью-то быть? Самому бы кто придарил!
Совсем опечалился парень и решил счастья попытать у Бога Всемогущего. Пошел в церковь, попа и спрашивает, как у бога счастье вымолить. Священник сложил руки на огромном животе, крестом осенил и велел больше молиться, лба не жалеючи, да не забыть полушку уделять на благо церкви и во славу господню. Уж как только Богдан не молился, сколько свечей у каждой иконы не зажёг, и монеты все, что были, отдал... Вышел из церкви … а где счастье-то? Видно плохо молился что ли?
И отправился Богдан в страны иноземные — может там счастье-то и найдётся. Долго бродил по городам, много повидал, только ни одного счастливого человека так и не сыскал. Вернулся в своё государство, да в лесу и заблудился. Бродил-бродил, устал донельзя и пить страшно как хочется. И
услышал тихое журчание, и нашёл родник с чистой водой. Пил-пил, напиться не мог: до чего вкусна родниковая водица. Достал краюшку черного хлеба, поел, водой холодной запивая, и такое блаженство нашло!
- Вот оно — счастье-то. - промолвил и в высокой травушке уснул. И спал так сладко, и сны волшебные видел, а проснулся — а счастье где? Испарилось? Опять бродил по лесу, но всё ж вышел на столбовую дорогу Глядь, а недалече село, а на краю села кузня. Молодой кузнец железо куёт да песни поёт.
- Здравствуй, кузнец! Работа твоя нелёгкая, огонь да железо, а ты от чего песни поёшь, или птицу счастья поймал? Может, и со мной счастьем поделишься?
- Удивился кузнец:
- Ты откуда такой молодец? Правду баишь: работа у меня не каждому под силу. Но я молод, силён и мастер на славу. Оттого и счастлив! Кому плуг выкую, кому меч, а кому коня лихого подкую так, что летать будет тот жеребец! И люди счастливы — получают желаемое, и мне перепадает счастья: работу мою ценят, а для мастера это главное счастье! А коли хочешь — иди ко мне в помощники, научу ремеслу. А вечерком - да в баньку попариться, да жена ужином ублажит — вот и узнаешь, каково счастье!
И остался Богдан у кузнеца помощником. Поначалу неловок был, чуть огнём себя не опалил, но скоро и сам мастером стал. И вроде как подрос, и в плечах раздался — богатырь всем на удивление! И повёл речь кузнец:
- Ты,Богдан, мне не только другом стал, но братом названным! Любо-дорого на тебя глядеть. Может пора и ожениться, девки глаз с тебя не сводят, любую выбирай!
Отвечает Богдан:
- Благодарен я тебе, друг Кузьма! Многому меня научил, счастьем одарил. Только пора мне возвратиться, к отцу-матери поклониться! Покинул их без спроса. А как живы-здоровы — кто ведает.
Идёт Богдан тропинкой лесной, дорогой полевой — дышит не надышится. Где не бывал, а такой красоты нигде не видал! Душа счастьем наполняется. А подошёл в дому — опечалился: забор повалился, дом искривился, крыша совсем обветшала. А старики сидят на завалинке — пригорюнились. Увидала мать , бросилась навстречу сыну, слезами заливается:
- Богданушка, счастье ты моё! Вернулся, наконец!
- Матушка моя, отчего же ты плачешь, если счастлива?
- Так от счастья и плачу, сыночек родненький!
- Ништо от счастья плачут, счастье — не горе!
- Ах, сыночек, истосковались без тебя, ведь ты один у нас — надёжа! А ты — вон какой стал: красивый и ладный, загляденье!
Как положено, встречу отметили, а дела делать кто будет? И отправился Богдан к другу своему Алёше. А тот держит на руках сына — не нарадуется.
- Здравствуй, друг мой! Как вижу — ты счастлив!
- Здравствуй, друг мой Богданушка! Прав — счастлив я: и жена у меня красавица, и сын-первенец богатырь, помощником вырастет, и дела спорятся. А ты сам где бывал, что видал? И много ли счастья сыскал?
- Весело рассмеялся Богдан:
- Ты ж мне тогда правду сказал: счастье, что ветер в поле, сумеешь — поймай. Много дорог протоптал, много людей повидал, только птицу-счастья редко кто сумел заиметь. И понял я, что счастье у каждого своё. Каков человек, чем живёт — от того и зависит счастлив или нет. Подадут нищему алтын — он и счастлив: сыт и пьян — в кабаке, и нос в табаке. А иной сидит на злате, но ему злата завсегда маловато, да страх точит — вдруг всего лишится. Какое счастье может быть? Али купчина — обманет кого, обмишурит, и тем счастлив, пока сам в то же положение не попадёт. А трудовой человек, хоть и трудится в поте лица, но счастлив тем, что дело делает и другим людям помогает, в беде не оставляет. И я — счастлив, что домой вернулся, да заботы навалились. Вот и пришёл к тебе за помощью — одному не справиться!
- О чём сетуешь, Богдан! Как не помочь другу? Мигом справимся, да и другие придут, в стороне не останутся.
- Как счастлив я - тем, что есть друзья! Тем мы все и счастливы, коли едины. Други в беде не оставят, плечо подставят. Вот в том-то и счастье, когда живем с открытой душой и горячим сердцем, и своим счастьем делимся с другими! |