Произведение «История фарфоровой чашки» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 26
Читатели: 1280 +1
Дата:
Предисловие:
Машеньке…

История фарфоровой чашки

Мы редко выезжали из дома зимой. Работа, учеба и прочая тягомотина. Зимой мы затаивались, сжимались как пружина, берегли силы в ожидании лета. Зиму, нашу бесснежную, серую, бакинскую зиму надо было перетерпеть, как терпят надоевшую еду. Но уже в конце февраля, когда миндальные деревья первыми примеряли на себя весеннюю одежку, мы оживали. В холодном розовом цветении миндальных деревьев угадывалось сапфировое наше лето. Кто не плавился в этом сапфире, кто не вонзал зубов в бесстыдную мякоть пылающих наших помидоров с острым соленым сыром и душистым рейханом – тот не бакинец! Кто сказал: «Лето – это маленькая жизнь»? Лето было нашей большой жизнью, пахнущей морем, арбузами и счастьем. Комары, мухи и неотвратимость учебы разбивались об это счастье, как стекло разбивается о мрамор.

Но земля кругла, а потому горе и счастье перекатываются по ней как перекати-поле. И, вот, как-то, когда счастье было за горами, а тревога стояла у ворот, нам пришлось покинуть Баку зимой. Нам – это мне с мамой. Я была юна, любопытна и жаждала впечатлений. Надежда еще целовала мне голову и обещала лазоревые миры. Надежда светилась и в глазах мамы. Мы ехали в Москву, где ей предстояло обследование в центре на Каширке. Наивная мать моя надеялась на жизнь. Надежды ее не оправдались.
Москва встретила нас дымным морозом. Грязно-белые сугробы поднимались на железнодорожном вокзале. Смолистый и звонкий воздух взрывался внутри нас и превращался в белые струйки пара. Мы направлялись к дому наших старых знакомых - Полины Васильевны Расковской и мужа ее Адама Осиповича. Там и должны были остановиться. Мы были знакомы так давно, что вопрос о деньгах за жилье даже не мог возникнуть. Мы ехали с подарками и восточными сладостями, до которых супруги-пенсионеры были охочи.

Полина Васильевна была женщина статная и суровая. Она бодро несла свои семьдесят лет, хотя годы  уже крепко сидели на ее плечах, выгибая и приминая их. Щечки ее пылали старческим румянцем – она была деятельна и памятлива. Покладистого и незлобивого мужа своего она считала «фантазёрным дитём» и в управлении им видела смысл своей жизни. Жили они вдвоем. Двое их детей умерли младенцами. Изредка их навещала племянница со своими внуками. Тогда в квартире поднимался невообразимый шум и гвалт. «Спиногрызы – дружелюбно ворчал Адам Осипович и удалялся в свой закуток.

Расковский давно смирился с воинственным характером супруги и эпитетами, которыми она его награждала. Жена осуществляла его связи с внешним миром и была «бытием». Муж витал в облаках и был «сознанием». В отличие от постулата Маркса, бытие в этом случае не определяло сознания. Они существовали параллельно. Каждый был счастлив по своему. У каждого была своя родина. У жены – посиделки с соседками на скамеечке у дома,  и кухня с бесконечными баночками закруток, узваров, настоек и заготовок, у мужа – сибирский кот Фарлаф и севрский фарфор. Адам Осипович и проездом не бывал в Париже, а тем более в Севре, но знал во Франции каждый уголок. Он жил воображением. Дюма был его близким другом, с Бальзаком он распивал крепчайший черный кофе, а с Мопассаном любил женщин и устраивал оргии. Жену свою в глаза он называл Полин или ma belle (моя красавица), а за глаза чертом и пилорамой! Последнее более соответствовало истине. Пилить и зудеть Полина Васильевна умела виртуозно. Жили старики душа в душу!

По приезде мама сразу же слегла в больницу. Думали - на неделю. Оказалось – на 2 месяца, томительных и бесполезных. День мой превратился в колесо. Ранним утром надо было бежать на рынок за клюквой и творогом, чтобы приготовить маме морс и сырники.  Их уникальным рецептом поделилась со мной Полина Васильевна. Она же с серьезностью капитана военного судна  наблюдала за приготовлением. Роль старпома, очевидно, взял на себя вездесущий Фарлаф. Он восседал на холодильнике и взирал на мою стряпню. К половине восьмого надо было быть в больнице. Выслушивать врачей и лгать матери, зная правду. К счастью, я была лжива. Это происходило от чрезмерного воображения. Я искренно уверяла маму, что она поправится, и искренне верила в это. Юность – это волшебный фонарь времени. Под его светом веришь в лучшее.

Добираться в больницу нужно было через 4 остановки метро и 5 – на автобусе. Ехать в промерзшем московском транспорте с судками в одной руке и термосами в другой было неловко. Я мало смахивала на Ивана Поддубного, руки и ноги мои гудели и дрожали, и бедная мать моя сокрушалась. Своих детей любишь больше чем себя. Это ведь так просто и правильно – любить и жалеть своих детей.

Вечера я коротала в маленьком уголке Адама Осиповича. Старик приладил над письменным столом настоящий андерсеновский фонарь! Это был небольшой кованый светильник с матовыми стеклами и ажурной чугунной резьбой. Я так и не смогла выведать, где он его нашел. Но когда в нем зажигалась лампочка, и свет мягкими полукружиями ложился на стол и часть кресла, я чувствовала себя свободной! Круглая земля, перекатывавшая счастье и горе, опять катила к моим ногам радость. Эти бархатные вечерние часы хотелось продлить, пока не наступит утро, мглистое и беспощадное. Адам Осипович перебирал бледными пальцами ободок на расписной чашке.

- Узорочье-то, узорочье какое! – шептал он. – Смотри, Маша,  (звали меня Лямаша, но для краткости и удобства старик переименовал меня в Машу), смотри на завиток! Настоящий Севр. Цены ему нет!

Зеленая эта чашка с золотыми завитками и синими маленькими павлинами была легче луковой шелухи. Под стать ей было и блюдце. Адам Осипович пил чай только из этой чашки, и уверял, что самый вкусный чай бывает именно в вечерние часы. Еще бы! Под светом андерсеновского фонаря чай отливал янтарем, а павлины начинали свой церемонный танец! Полина Васильевна негодовала и ревновала меня к мужу! Ее можно было понять. Негодовала она потому, что свежий чай заваривался с утра и ее старания оставались незамеченными, а ревновала, потому что мне было интереснее слушать Адама Осиповича, чем ее бесконечные жалобы на здоровье: «все из-за него, рохли! Все обскажи, все подскажи, дитя дитем, чистое наказание!». Адам Осипович рассказывал мне о Севрской фарфоровой мануфактуре, о тончайших глазурованных блюдах и  голос его дрожал от воодушевления. В перерывах он прихлебывал чай и читал мне стихи Беранже. Особенно он любил «Старую скрипку». Когда доходил до строк «Он вырвал скрипку – и сломал!», то махал рукою и горестно подпирал ею лоб. В эти минуты он сам походил на Беранже – маленький лысоватый и плотный. Он редко выходил из дома. Одна нога его была искалечена и криво подвернута под себя. Она как нельзя лучше дополняла его образ кабинетного ученого с тростью. Севрскую чашку подарил ему фронтовой друг, и подарок стал наказанием Адама Осиповича. Он заболел фарфором, он им бредил, он знал о фарфоре все.

Дни, однако, текли, и ни один из них не обещал ничего хорошего. Маме назначили процедуры, потом их отменили, замаячила, а потом состоялась  операция, не принеся с собой утешительных вестей. Моя сорокавосьмилетняя мать семимильными шагами направлялась к смерти, и ничто в целом мире не могло остановить этого. Я три раза заказывала авиабилеты и три раза  сдавала их обратно. Всегда находилось «еще одно обследование», которое непременно надо было пройти. Деньги таяли, а в чемоданах сиротливо лежали подарки, которые мы купили для родни в первый же день приезда. Отец в Баку сбивался с ног, чтобы выслать нам денег, но Москва не отпускала нас. Я убегала утром в больницу, потом  прибегала в дом на несколько часов, чтобы принять душ и переодеться и убегала обратно. На Москву надвигалась весна, но громыхание судков и термосов заменило мне звон капели.

Я не хотела этого. Честно. Но несчастье подстерегло мою дрожащую от напряжения руку как раз в тот момент, когда я проходила мимо стола Адама Осиповича. Невольный взмах – и зеленое чудо с синими павлинами разбилось на крошки. «Посуда так не бьется – успела подумать я. – Так рвется бумага».

- Ты разбила мою чашку?! – прозвучал трагический голос. Адам Осипович вошел в комнату. Он был в ванной.

- Я… Адам Осипович, я не специально. Честное слово. Простите, ради Бога! Так получилось!!! Ну, простите, пожалуйста!

- Ты сломала мою чашку?!!! (я ощущала себя Машенькой из «Трех медведей», на которую рычит главный медведь: «Кто взял мою большую ложку?!!»). Лицо его с мелкими как у хорька зубами приблизилось ко мне.

- Мало того, что вы торчите здесь уже 3-й месяц, что вы жутко неорганизованны, ни копейки не платите, так ты еще вредительствуешь! Хулиганка! Бандитка! Я бить тебя сейчас буду палкой! - Он замахнулся на меня тростью. В эту минуту в двери послышалось звяканье ключей. Полина Васильевна вернулась из магазина. Кажется, я никогда не была ей рада так, как сейчас.

- Поля, (куда-то испарилась прежняя Полин!), ты только посмотри, посмотри на это! Эта сопливка разбила мою чашку! Она разбила севрскую чашку!

Кровь кавказских дедов закипела во мне. Я не была хулиганкой, и банды сколотить тоже не успела. Я не торчала там по собственной воле. Я очень устала. Адам Осипович продолжал разоряться.

- И чтобы мать твоя после онкологии сюда не возвращалась! Ты это слышишь?! Нет, ну ты посмотри, Поля, какая наглость! Разбила и еще молчит!

- Ну, ладно, будет тебе! – миролюбиво сказала жена. – Ну, что уж теперь. Ну, чашка, ну севрская. Что, убить теперь надо из-за нее?

- Поля-я! – взвизгнул старик. – Чтобы ноги их не было в нашем доме!- Ты слышишь?!

Возможно, если бы я смолчала, все бы сошло благополучно. Жене бы удалось его успокоить, я еще раз бы попросила прощения, и все бы закончилось. Но кровь дедов, помноженная на молодость, все еще бурлила во мне.

- Даю вам слово – тихо отчеканила я, - что с сегодняшнего дня ноги моей не будет в вашем доме. Ни-ког-да!! И мать моя сюда не вернется! Вы этого хотите – вы это получите. Всего вам наилучшего, фальшивый Беранже!!!

- Что-о-о?!!! – взвился старик, и бросил палку, но жена в это время обняла его и увлекла на кухню. Закусив губу, я кинулась собирать вещи. Из кухни доносился ор, прерываемый увещеваниями Полины. Собственный эпитет про Беранже мне очень понравился, и я захихикала сквозь слезы. Куда я пойду, на ночь глядя, и как – это был второстепенный вопрос. Фарлаф нервно нарезал круги вокруг меня, и взгляд его был тревожным, но не осуждающим. Из кухни несся мужской визгливый голос и успокаивающий женский.

Я не стала дожидаться нового витка скандала. Мне хотелось есть. Я вспомнила о рассыпчатой картошке с укропом и селедке с  промасленными кольцами лука  - моем ужине, о чае под андерсеновским фонарем и разозлилась еще больше. «Ни за что не вернусь!». Повесив ключи на гвоздь, я тихонько выскользнула за дверь с чемоданом в руках. Фарлаф сочувственно смотрел мне вслед, но мяукнуть не решался.

- Будь здоров, буржуй! – сказала я, и осторожно прикрыла дверь. Было семь часов вечера.

Золотой ключ открывает любую дверь. Сунув денежку охраннику в больнице, я пробралась к маме в палату. Еще одна денежка помогла мне обзавестись кушеткой и подушкой. Вопрос нынешнего ночлега был решен. Поужинав булкой с чаем, я почувствовала себя вполне бодрой.

- Что ты теперь будешь делать? – спросила


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:50 19.04.2023 (1)
1
Прекрасное произведение. Искреннее, никаких полутонов, уходов в рассуждения... 
Можно понять эгоизм старика, ведь для него эта чашка, как мне показалось, была целым миром, бриллиантом...

Можно понять горячность девочки, которую оскорбили, задели за живое, при том, что мама ещё была так тяжело больна...
     08:16 20.04.2023
Спасибо большое, Лилия. Это одно из самых ранних моих произведений.
Сейчас, возможно, я бы так категорично не поступила.
Хотя, кто знает. Все может быть. Как карта бы легла...
     16:40 19.04.2023 (1)
Ляман, замечательно написан рассказ. История случилась с фарфоровой чашечкой, а сколько людей, характеров и поступков задействовано в рассказе.
Это не просто воспоминание, это полноценное художественное произведение. Здесь и эгоистичность старости, и юношеский максимализм.
Очень понравился рассказ. Спасибо.
     19:33 19.04.2023
Спасибо Вам огромное, Ирина. Мне очень дороги Ваши слова, дорого, что Вы верно все поняли.  Именно - юношеский максимализм и старческий эгоизм. 
Может, и не эгоизм, а почти детское буквоедство, мол, мое и должно быть моим! Без изменений!
     23:48 18.04.2023 (1)
1
Ох, Ляма...   В Избранное!
     08:30 19.04.2023 (1)
1
Спасибо, дорогой!
     15:15 19.04.2023
     21:36 18.04.2023 (1)
1
Лиман! Поучительная и интересная история... 
Понравилась очень
     08:30 19.04.2023
Спасибо Вам большое, Надежда!
Только я Ляман
     21:12 25.01.2018 (1)
Образы - великолепны. Описано - просто чудо, как хорошо! Я так поверила в порядочность старика Расковского, что, когда я читала о том, как он разгневался за разбитую чашку, мне даже не верилось, что это мог быть один и тот же человек. Дожив до преклонных лет, человек не понял, что счастье - не в чашке из севрского фарфора и не не в том, что он "знал во Франции каждый уголок". Не понял... А жаль!
     21:32 25.01.2018
Увы, Магдалина...
 Я много общалась с пожилыми и старыми людьми и заметила такую вещь.
Именно им в большеймере свойственны вспышки беспричинного гнева и невероятной сентиментальности.
И еще... Чем старше (и чем более ограничен в общении) человек, тем больше он привязывается к вещам. Это не вина, это уже просто привычка. К вещам относятся как дорогим людям. Конечно, больно, когда исчезает что-то дорогое.

А за образы спасибо огромное.
Во многом, невероятно во многом я обязана прочтанным книгам. но даже еще больше - прослушанным в детстве радиоспектаклям и пластинкам. Я и названий произведений и авторов не знала, а некоторые слова и выражения буквально врезались, впивались мне в память.

Спасибо Вам!!!
     03:41 23.10.2016 (1)
1
Недаром в Индии говорят: "Человек - это сосуд. Задень его, и посмотришь, что из него выльется." Это событие замесило и слепило краеугольный кирпичик характера на всю жизнь. Такой, на котором она с тех пор зиждится; такой, на который опираются гены далеких дедов. И без этого кирпичика не было бы прекрасных, проникновенно трогающих душу рассказов...
     11:39 23.10.2016
Да, Ляля, это так.
Недаром говорят, что к старости человек получает то лицо, которое заслуживает...
Гость      21:59 28.09.2015 (1)
Комментарий удален
     22:01 28.09.2015
Увы, да... Старые люди, подчас более эгоистичны, чем дети.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама