Произведение «Интервью с Валентиной Иосифовной»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 467 +1
Дата:

Интервью с Валентиной Иосифовной

Зарубина Валентина Иосифовна - учитель русского языка и литературы. Работает  5 лет в Центре Образования Технологии Обучения. В этом центре учатся дети с ограниченными возможностями по здоровью.  

1. Сразу ли Вы нашли своё призвание в профессии?

Если бы в выпускном классе мне сказали, что  я буду работать учителем, то я  бы даже  рассмеялась. Никогда в жизни я не мечтала стать педагогом. Сразу после школы поступила на юридический факультет. Но сердечная драма, обрушившаяся на меня в восемнадцать лет,  не находила отклика ни в кодексе Наполеона, ни в Римском праве. Через два года я становлюсь студенткой филологического факультета, найдя спасение от душевных бурь в искренней лирике М.Цветаевой, в скульптурном стихе А.Ахматовой, в простоте  и краткости  А.Пушкина.

2. Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в профессии?

     Коллеги всегда подсмеивались надо мной, говорили, что работа для меня – хобби.
Это, правда, работа – это мое главное увлечение в жизни. Но при этом я никогда не забывала слова Уильяма Ослера: «Первый шаг к успеху в любой профессии -заинтересоваться ею всерьез». Все, что происходит вокруг, я рассматриваю через призму того, как это может пригодиться на работе, что это может дать детям. Новая книга, фильм, компьютерная программа, песня, событие мирового значения или чей-то день рождения – все может стать темой для обсуждения, причиной для праздника или поводом для дискуссии. Всегда хотела внушить детям мысль, что жить на свете интересно, так много интересного мы ещё не знаем, впереди будет ещё лучше.


3.  Валентина Иосифовна, а в профессии учителя есть место подвигу?

Летний лагерь. Дети два раза в неделю  посещают бассейн. Я вожатая 1 отряда. Всего один раз за сезон я взяла купальник и плавала с детьми. Именно в этот день младший брат Алеши Петренко стал захлебываться и тонуть. В таких ситуациях все испытывают шок,  как завороженные смотрят на происходящее и не могут двинуться с места.  Я ныряла за ним два раза : ухватиться было не за что, он был подстрижен наголо. Вытащила за плечо.

4.Чем отличается работа учителем в обычной общеобразовательной школе от ЦОТО?

Ничем. Такие же ученики, такие же диктанты, сочинения и домашние работы. Такие же программы, такие же критерии оценивания, такие же стрессы и разочарования, переживания и восторги. Только... может быть... Это зависит от ученика. В обычной школе ты ведешь урок и понимаешь, что новый материал может быть усвоен кем-то хорошо, кем-то среднее, а кто-то забудет его через 2 мин после урока и никогда больше не вспомнит о нем. Сейчас мы работаем в с учениками в группах, но есть такие дети, которые в группе работать все-таки не могут. И тут происходит нечто, не похожее ни на что. Получается, что ты находишься в режиме постоянного мыслительного процесса относительно какого-то ученика. У меня такое впечатление, что моя жизнь раздваивается или расстраивается. Один ученик не может сосредоточиться на теме урока, его постоянно приходится возвращать к тому, что необходимо сделать, чтобы усвоить тему. Приходится придумывать эти пути «возвращения» к теме урока, такие пути, которые бы не вызвали в нем агрессию или негативную реакцию. И думаешь об этом - всегда. Другой ученик не может писать, а диктант по итогам четверти все равно должен быть написан, и написан хорошо. Приходится постоянно изобретать формы проведения занятий, способы выполнения упражнений. И думаешь об этом — всегда. Когда готовишься к урокам, когда едешь на работу, когда готовишь ужин, когда хочется спать или маешься от бессонницы. Такое впечатление, что эти маленькие люди поселились у тебя в голове и хозяйничают там. Не дают тебе отвлечься ни на что. И уже можно услышать от родных: «Мама, вернись к нам».

5.Чем отличаются дети с ограниченными возможностями от обычных здоровых детей?

    Дети все одинаковые. Это маленькие люди, которым нужно помочь вырасти. Вкладываешь хорошее — вырастет хороший человек. Ничего не вкладываешь — неизвестно что получится. Дети без инвалидности тоже болеют. Иногда, к сожалению, часто. Бывает такое, что дети с ограниченными возможностями не пропускают ни одного урока за длительный период обучения. Но это не значит, что они здоровы.
Другое дело, что для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли полноценно заниматься, не подвергая свое здоровье дополнительным рискам, нужно создать условия. В нашей школе такие условия созданы. Например, дети, которые передвигаются в колясках, имеют возможность не каждый день приезжать в школу, а заниматься дистанционно, из дома, сосредотачиваясь на уроке, а не на тех физических усилиях, которые необходимо затратить на то, чтобы добраться до школы.


                  6. Говорят, что среди детей с ограниченными возможностями очень много одаренных. Встречались ли Вам такие ученики? Какие Вам запомнились и почему?

У меня нет такой статистики. Кроме того, если честно говорить, то я не делю детей ни на какие группы. О  том, что учу детей с ограниченными возможностями, забываю сразу, как только начинаю урок. Встречаются одаренные дети, но это особые ученики, и совсем не верно думать, что это счастливчики и везунчики. Одаренные дети — это особая проблема. И им тоже нужно помочь стать взрослым, помочь реализовать свою одаренность. Да, мне встречались такие дети. Одаренный ученик не всегда отличник. И не всегда такие ученики одарены талантами в литературе или у них ярко выраженная способность к языку. ( А я учитель русского языка и литературы) А если это одаренный математик? Или информатик? Или шахматист? Я об этом могу вообще ничего не знать. Вот вспомнился один ученик. В шестом классе писал изложения слово в слово. Любой учитель усомнится в честности такой работы. Я тоже засомневалась и попросила показать мне его черновик. Он сначала даже не понял, зачем я прошу у него черновик, а когда понял мои сомнения, то мне показалось, что он был раздосадован такой ситуацией недоверия. Принес черновик. И что я вижу? Записана  начальная буква каждого слова. И Дима по памяти восстановил весь текст по этим буквам. При этом ни одной ошибки. Вот такой одаренный ученик у меня был. Нужна я ему была как учитель русского языка? Нет. Он родился грамотным, любознательным, одаренным феноменальной памятью. Поэтому, когда он на уроках русского языка сидел с толстой книгой под партой, я просто не тревожила его вопросами о суффиксах и обособленных определениях. Иногда одаренным детям нужно просто не мешать. Ещё вспомнилась ученица, которая вдруг решила мне помочь, когда увидела, что я нахожусь в затруднительном положении. Эту девочку я не забуду никогда. Она одарена душевной щедростью.

7.  Какие поступки ваших учеников дают Вам право думать, что Вы состоялись в своей профессии?

      В начале занятия в класс вошел секретарь и объявил, что семь человек из класса должны сходить к медику. Никто не двинулся с места. Она с недоумением смотрит на класс и говорит: «Неужели вы не хотите отдохнуть от уроков?» Ответ: «Мы  с классного часа не уйдем».  
         Я задаю себе вопрос: «Может ты  в школе не нужна, может занимаешь чье-то место?»  Жизнь сама отвечает  на эти вопросы. Мне иногда кажется, что жизнь  сама ведет меня туда, где я  нужнее всего, где  могу реализовать свои способности наилучшим образом.  Я доверяю жизни,  верю в нее, и она, по-моему, платит  мне тем же.

8.  Валентина Иосифовна, где интереснее работать  - в обычной школе или в ЦОТО?

Не место красит человека, а человек место. Нужно работать так, чтобы там, где ты работаешь, было интересно, и чтобы была польза от твоей работы.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:08 28.11.2015
Хорошо, что люди, которые любят то, что делают, еще есть)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама