Ввести в название статьи ключевые, опорные слова меня подвигло слово КЛЮЧИЦА в 75 суре перевода Корана по Крачковскому: КОГДА ДОЙДЁТ ОНА(душа) ДО КЛЮЧИЦЫ... короче, сура ассоциируется с апокалиптическими переживаниями Евангелий. Надо сказать, что перевод Крачковского буквальный, наиболее соответствует арабскому оригиналу, но в смысловых переводах других переводчиков непонятная ключица заменяется понятной, тесной и уязвимой для жизни ахиллесовой пятой — горловиной, горлом, гортанью. Но фактически-то перечёркивающая позвоночник или хребет ключица — это не что иное, как перекрестие противоположностей, тот же евангельский крест, который полагается нести христианину. Многие христиане крест возвели даже в идола, молятся на него, тогда уж по аналогии надо молиться и на игольное ушко, в которое из конца в начало или из смерти в рождение живой душе ни за что не пролезть, не отказавшись от тленного тела. Или когда Христос называет Себя дверью в овчий двор, образно предполагая вход в царствие Божие, почему бы тоже не молиться на этот парадный фрагмент храма или другой неказистой постройки, через который жаждешь пройти? Ведь дверь образует тоже перекрестие - перемычка или свод и арка вверху и порог внизу - сочетание единицы и двойки при входе, как мужского и женского начала, почему это слово и образовано числом два, двоими; при выходе тоже сочетается мужское и женское начало, как семь и осьм, но уже «повзрослевшие». Ключ и замок — тоже перекрестие мужского и женского начала, чтобы открыть дверь, - так что, теперь на ключ и замок молиться?..
Или своим ученикам Христос повелевает быть мудрыми, как змии, и простодушными, как голуби, что тоже являет сочетание мужского и женского начала. Не молиться надо на этих трудноподходимых под общий знаменатель зверьков, но познать, как достичь любви. Или путь приготовить Богу, который есть любовь, понижая мужские возвышенности и наполняя женские ущелья, сводить их воедино, уравнивать... Молитва тут вряд ли поможет, надо бульдозеров как можно больше пригнать, если позволительно поиронизировать.
Ключевых слов, символов, образов, иконок, что ли, изображений Бога, которые запрещает Библия, да и Коран, в Священном Писании много, но все они призывают к единству. На примере символа ОБРЕЗАНИЕ постараюсь это продемонстрировать.
Инициации обрезания тысячи и тысячи лет. Обрезались египтяне ещё времён фараонов, эфиопляне, финикийцы и другие хананейские народы. Библейскому Аврааму повеление обрезаться в восьмой день после рождения всякому младенцу мужского пола, как непременное условие заключения завета с Богом, услышано на сотом году жизни, и он обрезал себя и весь свой дом. В Коране нет прямого призыва к обрезанию, но есть настоятельная строка следовать и подражать общине Авраама, который был верным Богу, избранным, благодарным, праведным и не из числа многобожников(Коран 16:121-124). Но в хадисе, то есть в устном высказывании пророка Мухаммеда, на торжественные слова некоего уверовавшего: «Я принял ислам» провозглашается: «Сбрей волосы неверия и сделай обрезания». Вот потому-то такая у мусульман традиция — брить лобковые волосы, в подмышках, стричь усы и обрезать крайнюю плоть. Но о буквальном прочтении священного текста так написано в Коране: ГОРЕ ЖЕ ТЕМ, КОТОРЫЕ ПИШУТ ПИСАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ, А ПОТОМ ГОВОРЯТ: «ЭТО ОТ АЛЛАХА», - ЧТОБЫ КУПИТЬ ЗА ЭТО НЕБОЛЬШУЮ ЦЕНУ! ГОРЕ ЖЕ ИМ ЗА ТО, ЧТО НАПИСАЛИ ИХ РУКИ, И ГОРЕ ИМ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПРИОБРЕТАЮТ(2:73, перевод Крачковского). То есть буквописать и буквочитать — это не богодухновенное осмысление священного писания, а только самая низкая ступенька в приступлении к нему. Что в духовном смысле заповедано было Аврааму обрезаться, а не в буквальном, семафорит нам переименование его из Аврама в Авраама и жены его из Сары в Сарру. Конечно, обрезываясь, и мусульмане понимают, что они подрезают соблазняющую страсть, и христиане, не подрезаясь, домышляют, что надо обрезаться нравственно, сердцем. Но я попытаюсь вникнуть в эту инициацию подробней.
Я написал, что Авраам обрезался на сотом году жизни, но в Библии написано, что он был девяносто девяти лет от роду, полных девяносто девяти, а значит, на сотом году(Бытие 17:24). Пелену с этих чисел снимает Христос в Евангельской притче: ЕСЛИ БЫ У КОГО БЫЛО СТО ОВЕЦ, И ОДНА ИЗ НИХ ЗАБЛУДИЛАСЬ, ТО НЕ ОСТАВИТ ЛИ ОН ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ В ГОРАХ И НЕ ПОЙДЕТ ЛИ ИСКАТЬ ЗАБЛУДИВШУЮСЯ? И ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ НАЙТИ ЕЕ, ТО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ОН РАДУЕТСЯ О НЕЙ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ О ДЕВЯНОСТА ДЕВЯТИ НЕЗАБЛУДИВШИХСЯ(Матфей18:12-13). Христос сравнивает найденную заблудившуюся овцу с малым дитя — плодом и вершиной любви. Оставляя, отсекая девяносто девять, как многое число, Авраам демонстрирует пренебрежение к многобожию, к идолам, и радуется единице, единобожию, ведь сто, даже с нулями, всё равно единица, единство, единое стадо(Матфей 18:1-14). Если плод и духовное дитя, дарованное бесплодным Аврааму и Сарре, с которым Бог устанавливает вечный завет, нарекается Исааком, и это хоть и необычная, но всё-таки житейская история. У пророка же Исайи рождение Девой Эммануила — эпохальное геополитическое знамение, которое тоже требует обрезания. В ТОТ ДЕНЬ ОБРЕЕТ ГОСПОДЬ БРИТВОЮ, НАНЯТУЮ ПО ТУ СТОРОНУ РЕКИ, ЦАРЁМ АССИРИЙСКИМ, ГОЛОВУ И ВОЛОСА НА НОГАХ, И ДАЖЕ ОТНИМЕТ БОРОДУ(Исайя 7:20). Новорождённый Эммануил режется точно так же, как Авраам по десятичной шкале на девяносто девять и новую, ёмкую, с прибыльными нулями, единицу, или, как Исаак, по семеричному исчислению, на семь и опять же на единицу, начало дня восьмого, но обрезание Эммануила выражают не числа, а суть: Он будет одновременно освящением для Израиля, и камнем преткновения, соблазна. И действительно, на Палестину налетают зловонные египетские мухи и жалящие ассирийские пчёлы, и некогда благоухающий мироварник испорчен(Исайя 7: 18-19; Екклесиаст 10:1). Земля, которую, культивировали, мотыжили, зарастает терновником и колючим кустарником(Исайя 7:23-25). И это преткновение, беда. А освящение и радость, отрезавшиеся от беды, вот они: И БУДЕТ В ТОТ ДЕНЬ: КТО БУДЕТ СОДЕРЖАТЬ КОРОВУ И ДВУХ ОВЕЦ, ПО ИЗОБИЛИЮ МОЛОКА, КОТОРОЕ ОНИ ДАДУТ, БУДЕТ ЕСТЬ МАСЛО; МАСЛОМ И МЁДОМ БУДУТ ПИТАТЬСЯ ВСЕ, ОСТАВШИЕСЯ В ЭТОЙ ЗЕМЛЕ(Исайя 7:21-22). Корова — это семёрка, которая одновременно единица — после обрезания-то единицы от семёрки. Корова и семёрка, которая одновременно единица — это материк, матрица, матка — вершок всякой постройки, в данном случае мужское начало. Сравните схожие слова: кровля — верх здания, кровь — душа, завершение плоти, круг — сомкнувшиеся конец, семёрка, и начало, единица. А ДВЕ овцы — ДЕВА, ребро, вынутое из мужского начала. То есть опять же здесь демонстрируется судьбоносное скрещивание для любви или дверь с двумя косяками, ВЕРЕЯМИ, что созвучно ВЕРЕ и далее надежде и любви. И когда мусульманин или иудей обрезает кусочек крайней плоти, он бы должен обрезать нечистое, испорченное, а себя освятить, очистить. Осолить. Но так не получается, потому что плоть — как бы тень человека, манипуляции на плоти — шарлатанство, которым верующему не стоит обнадёживаться. Уж если обрезаться, то надо обрезаться по существу - духовному от тленного и преходящего.
Или совсем уж банальный пример — дерево. В Библии дерево изображается как плодовитое растение, семя которого на земле(Бытие 1:11). То есть сам Бог обрезает остаток, единицу, семя, которое прорастёт в вечность, от семёрки, от семерти, от неминуемой погибели великана-ствола, на котором плодам уже понятная участь — гнить. Да и самоё матёрую семёрку дерева, состоящую из ветвей-семёрок, тоже надо подрезать.
Хотя садовник твой лозу оберегал,
Побеги лишние, как должно, состригал,
Ни дня не думал ты, что он кромсает, чтобы
Растенье погубить — из жёлчности и злобы.
Не знал ты, что закон для винограда прост:
Срежь лишнее с лозы — утяжелиться грозд.
Зри: всё, что мастерски сечёт тесак железный, -
Излишек зелени, бесплодный, бесполезный!
Не такова ль душа, о внемлющий, твоя, -
Зачем противишься невзгодам бытия,
Тебе ниспосланным, клянёшь мгновенья пыток?
Да будет иссечён губительный избыток!
В страданьи счастие постигнешь до конца!
Излишек отсечёт Господь, растя сердца, -
Так пусть Господня длань в душе моей ничтожит
Всё, что Его плодам быть неполезно может!
(Якоб Катс, Короткие побеги — долгий сбор винограда)
А вот ещё прославляется дерево, дни его(Исайя 65:22), но не как вся отрасль, а только прорастающее семя его, утро его, весна его, а как эпоха - весна человечества, коммунизм. Мы, христиане, празднуем новый год зимой, когда солнце ещё только-только начинает набирать высоту, но фактически новый год, новое небо и новая земля начинается с распускающей листья смоковницы(Матфей 24:32). Почитайте всю 65- главу пророка Исайи, где царит мир, радостный созидательный труд, братство, равенство, любовь и Божья благодать. А что же само материнское лоно, старое прибежище семени? Оно отрезано, как отрезают пуповину, по причине... концов. Вот как характеризует апостол Павел вообще конечное время — зиму, капитализм, конец века, старость, болезненность, а не только совсем уж конец: ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ НАСТУПЯТ ВРЕМЕНА ТЯЖКИЕ. ИБО ЛЮДИ БУДУТ САМОЛЮБИВЫ, СРЕБРОЛЮБИВЫ, ГОРДЫ, НАДМЕННЫ, ЗЛОРЕЧИВЫ, РОДИТЕЛЯМ НЕПОКОРНЫ, НЕБЛАГОДАРНЫ, НЕЧЕСТИВЫ, НЕДРУЖЕЛЮБНЫ, НЕПРИМИРИТЕЛЬНЫ, КЛЕВЕТНИКИ, НЕВОЗДЕРЖНЫ, ЖЕСТОКИ, НЕ ЛЮБЯЩИЕ ДОБРА, ПРЕДАТЕЛИ, НАГЛЫ, НАПЫЩЕННЫ, БОЛЕЕ СЛАСТОЛЮБИВЫ, НЕЖЕЛИ БОГОЛЮБИВЫ, ИМЕЮЩИЕ ВИД БЛАГОЧЕСТИЯ, СИЛЫ ЖЕ ЕГО ОТРЕКШИЕСЯ. ТАКОВЫХ УДАЛЯЙСЯ. К СИМ ПРИНАДЛЕЖАТ ТЕ, КОТОРЫЕ ВКРАДЫВАЮТСЯ В ДОМЫ И ОБОЛЬЩАЮТ ЖЕНЩИН, УТОПАЮЩИХ ВО ГРЕХАХ, ВОДИМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ ПОХОТЯМИ, ВСЕГДА УЧАЩИХСЯ И НИКОГДА НЕ МОГУЩИХ ДОЙТИ ДО ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ(2Тим.3:1-7). Хищными когтями достают концы и до наших дней, были они и в бытность Тимофея, от которых Павел учит удаляться, обрезаться, хотя эта вульгарная инициация понимается им совсем иначе. Давид в псалмах даёт развёрнутую характеристику концов и хвостов: ДУША МОЯ СРЕДИ ЛЬВОВ; Я ЛЕЖУ СРЕДИ ДЫШУЩИХ ПЛАМЕНЕМ, СРЕДИ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, У КОТОРЫХ ЗУБЫ - КОПЬЯ И СТРЕЛЫ, И У КОТОРЫХ ЯЗЫК - ОСТРЫЙ МЕЧ(Псалтирь 56:5); ОНИ НЕ БОЯТСЯ БОГА, ПРОСТЁРЛИ РУКИ СВОИ НА ТЕХ, КОТОРЫЕ С НИМИ В МИРЕ, НАРУШИЛИ СОЮЗ СВОЙ; УСТА ИХ МЯГЧЕ МАСЛА, А В СЕРДЦЕ ИХ ВРАЖДА; СЛОВА ИХ НЕЖНЕЕ ЕЛЕЯ, НО ОНИ СУТЬ ОБНАЖЕННЫЕ МЕЧИ(Псалтирь 54:20-22); ЧТО ХВАЛИШЬСЯ ЗЛОДЕЙСТВОМ, СИЛЬНЫЙ? МИЛОСТЬ БОЖИЯ ВСЕГДА СО МНОЮ; ГИБЕЛЬ ВЫМЫШЛЯЕТ ЯЗЫК ТВОЙ; КАК ИЗОЩРЕННАЯ БРИТВА, ОН У ТЕБЯ, КОВАРНЫЙ!(Псалтирь 51:3-4) Христос даже формулу для всех времён вывел, отталкиваясь от Исайи: НАПИСАНО: ДОМ МОЙ ЕСТЬ ДОМ МОЛИТВЫ, А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ(Лука 19:46; Исайя 56:7-12). Так что крылатое выражение — благими намерениями вымощена дорога в ад — можно подтвердить не менее крылатыми словами Черномырдина: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Увы, таково знамение всякого времени: жизнь и жизнедеятельность превращается в конце в труп, в смрад, в пшик.
Но оперируя такими числами, как единица, семёрка, восьмёрка, сто, я должен бы сначала оглянуться на ключевое и опорное слово «седмина» - седмина творения. В Бытии Моисеем упомянута одна седмина, но это только притча, срез безначальности и бесконечности, один из
| Помогли сайту Реклама Праздники |