Предисловие: От тюрьмы и сумы - не зарекайся. Была середина декабря. Погода стояла теплой, для юга России, плюс три градуса, но из-за ветра ощущалась как минусовая температура.
Снег, что выпал несколько дней назад, таял, под ногами хлюпало. Низкие, серые облака удерживали тепло.
Нина шла на автобусную остановку. Навстречу к ней приближалась странная женщина. Нина плохо видела вдаль и поэтому не сразу узнала её.
Она была одета в теплое пальто и старомодную фетровую шляпу грязно- розового цвета. Теперь она узнала её, это была соседка Ольга.
На лице Ольги был нездоровый румянец. Когда-то красивые каштановые волосы космами свисали из-под шляпки. Было понятно, что волосы давно не мыты.
-Привет, Оля! Ты что так принарядилась? - спросила Нина.
-Здравствуй, Нина! Да, вот я приехала сделать покупки,- ответила Ольга.
-Нина, а ты не пойдешь ко мне в поручители,- сразу стала просить Оля.
-Я ищу банк и хочу взять кредит, чтобы купить дров на зиму, а то наступают холода, дальше затараторила Оля.
-Извини, Оля. Не могу, я болею, и мне лишние стрессы ни к чему. Я знаю, как ты платила прежние кредиты, что по судам тебя таскали. Вы с Лешиком получаете вместе приличную пенсию и где деньги? Неужели нельзя выделить десять тысяч, чтобы купить дров?- пыталась выяснить бывшая соседка.
-Да, Лешик не дает денег. – И без всякого перехода Оля продолжила:
- Меня ведь выселили из дома, вещи выставили на улицу. Я просила, умоляла, но ничего не подействовало. Я кое-какие вещи взяла с собой, на дачу к Лешику, а остальные поставила у Шурки под навес. Так, та их выкинула под дождь. Они намокли и погнили. А стенку забрала хозяйка за долги,- закончила свой быстрый рассказ Олька.
-Не слушала ты моих советов, а вот теперь пожинаешь плоды. Говорила я тебе, что ты будешь доживать свой век в балке, как бомжиха, так и вышло, - сказала Нина и заторопилась на автобус.
Они попрощались и разошлись.
Ещё долго Нина ощущала запах кострища, исходивший от одежды Ольги.
Ольга в магазине низких цен купила хлеб, окорочков, крупы и поехала на автовокзал, чтобы добраться в соседний город, где она с Лешей жила на заброшенных дачах.
Она не обращала никакого внимания, что от неё пассажиры старались пересесть подальше, кто куда смог.
Оля смотрела в окошко, в мелькающие по трассе деревья лесополос. Ей не хотелось вспоминать свою прежнюю жизнь, но память услужливо ей напоминала.
По образованию она ветеринар. Работала в разных колхозах, был хороший достаток. Получила трехкомнатную квартиру, приватизировала, потом продала, переехала в другой город, где жила мать и другие родственники. Купила там дом, продала его, а затем без оформления документов приобрела флигель, небольшой домишко за тридцать пять тысяч рублей.
Личная жизнь не получилась, ни с первым мужем, ни со вторым. Троих детей она поднимала сама. Работа, дом, хозяйство. Так и крутилась. Дети сейчас живут самостоятельно, но на её защиту не стали. Не нужна она им. Вот помочь корове отелиться - пожалуйста, а так - на выход вон. Никто ей не помог, когда её выселяли.
-А ты тоже за свою мать не заступилась. Как ты с матерью своей обошлась, так и с тобой поступят,- вспомнились ей слова Нины.
Ольга нахмурилась. Неприятно ей было вспоминать о маме. Когда отец умер, маме было пятьдесят лет. У родителей был большой, добротный дом. Они его сами строили, а мама штукатурила и красила.
Три сестры, в том числе и она, после похорон отца собрались в доме и объявили маме решение, что дом они продадут и поделят на три части. Согласие мамы они не спрашивали. Мать вынуждена была снимать жилье, а потом уехала на Север. Вернувшись, мама жила у неё, в отдельной комнатке. Затем сестра забрала мать к себе, поселила в летней кухне, а через два месяца мама умерла. Маме было шестьдесят восемь лет. Патологоанатом говорил, что мама умерла от истощения. Соседи поговаривали между собой, что они уморили мать.
Этой осенью у Оли начались неприятности. Хозяин флигеля пришел и сказал ей, чтобы она освобождала дом. Он устал моргать в суде, отвечая по искам за неуплату за воду, за электроэнергию, по налогам. Она не ухаживает за домом, крыша течет, рушиться, и ничего не делает. Она женщина - но в дом невозможно зайти. Вонь какая!
Бедные розочки – цветут в зарослях травы! – кипятился хозяин. - То, что ты заплатила десять лет тому назад, сейчас ничего не значит, кроме того, ты жила в этом доме и это плата за проживание.
-Женщина, вы выходите?- водитель прервал Ольгины воспоминания.
Она вышла из автобуса и через несколько кварталов уже была на месте.
В домике находился Лешик. Печь не топлена. Холодно. Дует со всех щелей.
-Леша, а почему ты не топил печь и не принес дровишек?- поинтересовалась Оля.
Она сняла с себя пальто и шляпу и стала натягивать на себя всевозможные тряпки и старые одеяла, чтобы согреться.
-Ты вот лучше выпей сто грамм и тогда теплей и веселей будет.
От мутной самогонки её затошнило, но потом приятная теплота разлилась по телу и Олька завалилась спать.
В это время Нина приехала домой и никак не могла успокоиться после мимолетной встречи с бывшей соседкой Ольгой.
-Что случилось с ней, почему она так опустилась?- думала она. - Сколько раз я говорила Ольге, чтобы она погасила долги, переоформила флигель на себя. У Ольги хорошее образование, была работа, теперь пенсия и регрессные выплаты. Жить можно.
- Может быть, на нее повлиял инсульт, и она не стала дружить, как теперь говорят, с головой?
-Каждый выбирает свою дорогу.- рассуждала Нина. Ольга выбрала дорогу БОМЖа, человека без определенного места жительства.
Нина накапала себе капель корвалола, валерьянки, пустырника и выпила их. Без них ей не успокоиться.
|