Произведение «Катарсис (психоделика)» (страница 1 из 22)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Темы: катарсис
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 2776 +1
Дата:
Предисловие:
Роман “Катарсис” в большей степени относится к символической прозе. Написан в стиле свободного монтажа со слабо связанным сюжетом. Посвящен принципу “срыва сознания”. За небольшим исключением в тех места, где это тактически невозможно, написан в настоящем времени.
"Черный человек" -- второй частью бинера в Арканах Таро является понятие "красный человек". Оба понятия выражают целостность человеческого духа. Черный человек -- это развитие снизу вверх на основании сугубо личного опыта, ибо Арканы Таро с религиозных позиций естественно рассматривают вопрос развития личности сверху вниз.
Идея поиска гармонии внутри себя отражается и в китайской поговорке "Потихоньку, потихоньку ловите обезьян", ибо поиск истин для человека сопряжен не только с переработкой большого количества информации, на что требуется время, но и с эстетическими нормами, которые устанавливает для себя человек. Буддийский подход -- не спешить -- готовит человека не только к осознанию величия духа, но и места, по которому судят о человеке. Говорить или не говорить - критерий пограничного состояния, говорить на половину не у кого не получается. Даже самых скрытных мудрецов вызывали на откровения. Говорить -- значит, подставлять себя под критику. Не говорить -- значит, тоже подставлять себя под критику. Говорить на половину -- значит, хитрить опасаться в открытую. Все три варианта -- дань характеру. Однако спешить во всех случаях -- значит, проявлять дурные наклонности. Учительствовать -- вообще, как частность, стоит немногим, да и только лишь при высоком эстетизме. Великие умы человечества после многих лет поиска приходили к мысли, что они ничего не знают. Автор тоже присоединяется к этой точке зрения, ибо человек сделан так, что все достигнутое, все додуманное, становится обыденным и простым и перед человеком во всей непостижимости всегда стоит Тайна.
Пути неясны... Дороги неведомы... Мысли подобны охотнику... Один из афоризмов Владимира Набокова гласит: "Фантазия бесценна, когда она бесцельна". Задавать себе цель -- значит, заранее ставить ограничения. Однако земной мир создан как физическое единое. Причинно-следственные связи неразрывны (не будем отклоняться по поводу аномалий, тем более, что сама проблема, как блок, вполне вписывается в земные законы).
Создать произведение максимально абстрактно и одновременно иметь в нем сюжет -- задача из задач. Художники всех поколений, принимаясь за работу, ставили перед собой эту задачу и решали ее с той или иной степенью абстрактности. Приемы известны: это и слабо связанные сюжетом куски и поток сознания в зависимости от таланта, это и цветистость, это и управление цветом, это и ностальгия по уходящему времени, кстати наиболее эмоционально насыщенное, это и философские идеи, например, принцип неопределенности, это и темп и многое другое, это и -- в результате всего -- исследование мира с помощью слов, ибо сказанное приводит не только к изменению личности пишущего, но и изменению Пространства.
И второе, легко себе вообразить по принципу бинерности мира, что существуют миры, которые можно описать, с совершенно удивительными свойствами. Например, если существует физический мир, то существует и нефизический мир, если существует мир индивидуалов, то существует мир, где индивидуальности нет. Кроме того, существуют промежуточные миры. Вот кого мы совершенно не поймем и даже не приблизимся. А если предположить, что принцип Банка -- накопления информации во Вселенной (ноосфера Вернадского) -- един, то сталкиваясь с мысле-формами иного уровня мы будем более чем удивлены, что и происходит. Однако эта задача не так проста в объяснении. Что вы скажете на такое предположение: параномальность сопутствует человечеству с момента зарождения Вселенной или только с появлением избытка абстрактных способностей? В принципе, для нас это играет относительную роль, потому что результат всегда один и тот же -- срыв сознания, резкая перестройка поведения. Для этого даже не надо, чтобы параномальность происходила повсеместно. Достаточно того, чего уже достаточно.

Катарсис (психоделика)

Михаил Белозёров

(asanri@yandex.ru)




                            Катарсис

Мета-роман


Опыт черного человека

“Черный человек — это эмблема самосознания индивидуальной монады в аспекте второго, минусового, члена бинера, выявляющего великий раскол человеческого духа”
Священная книга ТОТА (Аркан V)


“Потихоньку, потихоньку ловите обезьян”
Китайская поговорка

Пути неясны...
Дороги неведомы...
Мысли подобны охотнику...
“... потому что, мне кажется, из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное — отправиться в путешествие внутрь себя, исследовать неведомую часть самого себя. И, несмотря на все опасности, которые оно за собой влечет, какое другое приключение может быть настолько притягательным, замечательно интересным и героическим?”
Федерико Феллини

“... надо научиться — жить в мгновении, в котором ты находишься; ведь прошлого большe нет, будущего еще нет, и единственный момент, в котором ты можешь жить, это теперь...
... вдруг все время, и прошлое, и будущее, собралось в одно это мгновение, в котором я живу, потому что подлинное прошлое, которое на самом деле было, больше не имело права существовать, меня за это прошлое стали бы расстреливать, а того прошлого, о котором я собирался рассказывать во всех деталях, никогда не существовало. Будущего, оказывается, тоже нет, потому что будущее мы себе представляем только поскольку можем думать о том, что через минуту будет. И, осмыслив все это после, я обнаружил, что можно все время жить только  в настоящем... И молиться так — страшно легко. Сказать “Господи, помилуй” нетрудно, а сказать “Господи, помилуй” с оглядкой, что это только начало длиннющей молитвы или целой всенощной, пожалуй, гораздо труднее”.
Владыка Антоний Блум,
митрополит Сурожский

Участники действа:
Леонт — главный герой.
Калиса — жена Леонта и очень красивая женщина.
Мемнон — Тот, кто живет в простенке, Хранитель.
Ксанф — рыжий  человек.
Кастул — непорочный  человек.
Мариам — женщина, которая всегда чуть-чуть горькая для героя и которая не прочь превратиться в Ведьму.
Хариса —изящная женщина, больше других покровительствующая Леонту.
Тамила — женщина, которая умеет терзать свою душу, но не забывает при этом и о других.
Анастасия — появляющаяся при самых невероятных событиях и так же невероятно исчезающая.
Моника — просто одинокая  натура.
Анга — та, которая берет много, но редко что отдает, в этом она чем-то похожа на глубокий керамический сосуд, в котором что-то блестит, но трудно разглядеть что именно, ибо сосуд темен.
Данаки — маленький курчавый грек, который в жизни обожает три вещи: виноградное вино, женщин и еще кое-что.
Гурей — человек, который так и не вырос из коротеньких штанишек детства.
Аммун— мастер хитросплетения красок и глубокомысленно молчащий человек. “Я могу писать шнурком от ботинок, обмакнутым в смолу или смазочное масло!” — любит заявлять он.
Пеон — человек, который был врачом.
Платон — полный широкоплечий мужчина.
Мелетина — женщина-мед.
Тертий — человек, который слывет всего-навсего третьим, но, тем не менее, не страдает от этого.
И еще:
Море. Город.
Длинноногие девушки.
Капитан с нимбом над головой.
Красавец эрдель, чайки.
Подмигивающий швейцар и
Конь-Пегасий.
Утро.
9 часов.
Дом на берегу озера.
Леонт завтракает на кухне.
Бутерброды, колбаса на тарелке, масло, джем, клубника.
Его жена в тонкой трикотажной рубашке, изящно подчеркивающей грудь ровно настолько, насколько бы это привлекало мужа, что-то без умолку рассказывает.
В комнате и в их движениях еще разлита сонная вялость, за окном по небу плывут облака, и свет сквозь них и сосны и от воды почти вещественен.
На взгляд постороннего мужчины, жена Леонта мила, даже красива. Карие с искоркой глаза, как будто бы говорящие, я знаю нечто такое о вас, о чем вы, мой милый друг, даже не подозреваете, и не можете подозревать, и не должны подозревать (при том при всем, что к вам я расположена), делают ее особенно привлекательной.
Но еще чуть-чуть, и в ее чертах должны произойти изменения, характер которых от начала до конца не ясен, некая абсолют-монада, в которой явно соперничают два стремления —отягощение жизнью, капитал лет, имеющий столь очевидные признаки опытности, что это не может не отразиться на лице, и тот неуловимый налет шарма, игры ума, делающий женщин в этом возрасте столь безупречно тонкими и проницательными, создающими вокруг себя ту ауру, по которой судят об изящности души. Пожалуй, глядя на жену Леонта, больше склоняешься ко второму. Уж не является ли ее словоохотливость ширмой, за которую прячется умная женщина, которая не прочь казаться глуповатой (заметьте, — самую малость, что вполне достаточно в ее ситуации) при знаменитом муже.
Но эта проблема Леонта интересует мало. Вернее, он продумывает ее наполовину, относясь ко второй с легкой ленцой владельца призовой лошадки — ведь пока сохраняется такое положение вещей, он никогда не будет в проигрыше, стоит только чуть-чуть поддерживать равновесие, только-то и всего. Кажется, он пресыщен. Но разве эта открытая шейка и милые ключицы, что выглядывают так трогательно из-под почти несуществующей ткани, не созданы для него?
Увы, увы... не каждому из мужей дано знать это. Впрочем, он не настолько глуп, чтобы тешить себя стопроцентной иллюзией. Хотя, если бы кто-нибудь сообщил ему, что его Калиса порой не та, за которую себя выдает, он бы страшно удивился.
Ее тонкие руки так и мелькают над столом. Она то берет брикет с яблочным джемом, то мажет хлеб и отщипывает крохотный кусочек, то лакомится ярко-красной клубникой. Но между делом взгляд ее нет-нет да и скользит по сосредоточенно-отрешенному лицу мужа. Кажется, она решает несложную задачу с двумя неизвестными, исходные данные которой начертаны на лице Леонта. Она находит его забавным и даже смешным, немного наивным и самодовольным (боже упаси думать, что последнее присуще всем мужчинам), ласковым любовником и расчетливым эгоистом во всем том, что касается его личных дел. Правда, сегодня сюда прибавилось и нечто другое — Леонт явно чем-то озабочен и, вот уж задача, пробует спрятаться под маской молчания. “Как же тебе это удается?..” — Калиса не склонна к самообольщению и прекрасно знает, что атака в лоб не приведет к мгновенному успеху, а лишь раскроет карты. “Тешься, тешься, мой милый, я все знаю наперед!” — говорит ее взгляд.
Так думает Калиса. Все это она сопровождает легкомысленным щебетом, и видно, что Леонт давно привык к этой ее манере и не обращает внимания, а думает о чем-то, что не относится к настоящему моменту. Порой по его губам пробегает странная улыбка, и Калиса находит это забавным.
Сам он одет в ночную пижаму и бос. Пяткой чешет бок белой лохматой собачонке, которая поглощена выпрашиванием подачек у хозяйки и Мемноном — Тем, кто порой показывается из простенка между ножкой стола и плитой и ловко щелкает ее по носу, и от этого она ворчит на ногу хозяина.
В окно поверх сосен, сквозь ватные разрывы туч, падают первые лучи солнца, и Мемнон, или Тот, кто живет в простенке, отдергивает занавеску.
— Милый, налей, наконец, мне чаю! — слышит внезапно Леонт. Оказывается, он так задумался, что пропустил ответственный момент в утреннем моционе, к тому же Мемнон, заигравшись с Лючией, не упредил такой поворот событий.
Калиса на момент умолкает, смотрит удивленно и требовательно (но это всего лишь легкий пируэт, движение брови, за которым скрыта своя игра) и тут же переходит на прерванную фразу.
— О чем же это я — ах да, — о вчерашней вечеринке, украшением которой был один из умнейших людей. Как он трактовал Кардама, а его мысли о Канте и Ямвлихе! Да и имя у него редкое, но кого теперь этим удивишь — Арест. Может быть, стоит познакомиться поближе? Конечно, это не Гурджиев и, возможно, не так интересен, но все равно пригодится в работе. В конце концов, все новое — не самое худшее.
Ее мелко завитые колечками волосы мило подрагивают в такт фразам.
Леонт морщится. Попытки навязать чужое мнение всегда его раздражают.
Он убирает ногу с ноги, тянется за чайником, и собачонка под столом безмолвно скалит белые зубы.
Разумеется, он поухаживает за женой и даже сделает это с удовольствием и галантностью. За два года семейной жизни он не утратил желания нравиться ей. Он даже знает, что сейчас наклонится и поцелует жену в сгиб локтя, туда, где кожа пахнет нежно и приятно розовым мылом, и этот жест — само собой разумеющееся, ведь Леонт основательно вышколен, хотя это всего лишь ритуал,  привычка, не более. И он отдает себе отчет в той мере, в которой мужчины, вообще говоря, способны на подобный анализ.
Чай налит. Леонт припоминает, сколько должен положить ложек сахара и сообщала ли сегодня жена что-либо по этому поводу, отмеряет положенную порцию и, приподняв чашку и непринужденно улыбаясь, передает жене.
В следующий момент что-то происходит: то ли дрожащий блеск зайчиков на стене меняет ритм, то ли ветер прорывается сквозь стекла и топорщит волосы, то ли стены на мгновение теряют геометрически правильные очертания. Даже Мемнон невольно оборачивается и оставляет Лючию в покое.
Леонт инстинктивно закрывает глаза, а когда открывает, то обнаруживает, что мягко подпрыгивает на заднем сиденье мчащегося автомобиля.
В первый момент у него такое ощущение, что он посреди необъятного кожаного поля, холмы которого перетянуты пологими оврагами с отвесными склонами. Тени от вершин бесконечно долго вытягиваются вдаль и с пугающим безразличием несутся по кругу в хаосе симптоматического калейдоскопа сменяющихся цветов, вспышек предсознания ложных образов, слишком коротких, чтобы оформиться окончательно, теней, блеска полунамеков и тональностей, трепета воображения и сожаления о немыслимом. Он, как завороженный, поглощен свистопляской фантазии. Ему начинает казаться, что все его страхи безотчетно повинуются этому дикому, нелогичному ритму с жестокостью необходимого условия подчинения, в котором невозможно найти опору сознанию, и он с удовольствием оставил бы это занятие, если бы знал, как из него выбраться. Он даже забывает, что где-то рядом должен быть всезнающий Мемнон, его хранитель и вечный спутник, и что стоит только захотеть, как все кончится, подобно вспышке молнии.
Наконец Леонт добирается взглядом до водительского места. В зеркальце его разглядывают смеющиеся глаза, слишком знакомые, чтобы удивить.
— Долго же ты просыпаешься, мой дорогой, — слышит он из прекрасных уст, обжигающих, как огненный коралл, и узнает Мариам.
Кажется, проходит целая вечность, прежде чем он начинает соображать. Лицо у него изумленное и одновременно не потерявшее выражения отрешенности, которое владело им за столом. Пожалуй, он еще видит жену, сидящую напротив. Мысли его скачут со скоростью мелькающих кустов по обочине дороги. Реальность еще не предстала в удобоваримой форме, и, бесспорно, он даже испытывает минутную досаду оттого, что все так быстро произошло и нельзя  если не остаться, то, по крайней мере, задержаться в пограничном состоянии.
— К-к-к... — прочищает горло Леонт. — Так можно получить инфаркт.
“От этого еще никто не умирал, — напоминают прекрасные губы, — но ты можешь быть первым, если


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама