Великокняжеская чета. Гатчинский период
Это отрывки из моей работы "История о любви, измене и убийстве", которая будет опубликована позднее.
__________________________________________________
29 июля 1783 года семья цесаревича пополнилась третьим ребёнком - Мария Фёдоровна родила дочь Александру ( ум. в 1801 году ). Императрица была не в восторге:
" По правде сказать, я несравненно более люблю мальчиков, чем девочек".
И тем не менее Екатерина II в день подписания манифеста ( 6 августа ) о рождении великой княжны пожаловала сыну "... мызу Гатчино съ тамошнимъ домомъ, со всеми мебелями, мраморными вещами, оружейною, оранжереею и матерiалами, съ двадцатью принадлежащими къ мызе деревнями....".
Павел Петрович был несказанно счастлив этим подарком матери. Там в Гатчине он был предоставлен сам себе, там он был местным МОНАРХОМ - что хотел, то и делал - свой двор, своя мини-армия, свои порядки..., там он создал свою "гатчинскую Россию".
Я считаю, что когда наводится ПОРЯДОК в армии - это всегда нужно и хорошо..., а вот когда вся эта "казарменность" переносится на повседневную жизнь обычных граждан - последствия будут печальными.
Вот здесь рисунок парада в Гатчине:
http://s017.radikal.ru/i436/1602/80/4f649e46685c.jpg
В этой гатчинской "вотчине" он проведёт 13 лет, предаваясь размышлениям о прошлом и будущем..., ожидая с лихорадочным нетерпением минуты воцарения на настоящий российский престол. Именно здесь он погрузился в чтение библии, "книги царств, псалмов и пророков"...
13 декабря 1784 года Мария Фёдоровна родила вторую дочь - великую княжну Елену Павловну ( ум. в 1803 году, герцогиня Мекленбург-Шверинская ). И хотя Екатерина II не обделяла вниманием и других внуков, к Елене она питала особую слабость:
"…прекрасная Елена процветает и ей-ей в шесть месяцев она уже умнее и живее старшей сестры, которой на той неделе будет два года".
У двух первых дочерей - Александры и Елены очень похоже сложатся судьбы. Обе почти одновременно выйдут замуж ( их свадьбы одна за другой пышно отыграются в Гатчинском дворце ), жизнь у них будет коротка..., и обе скончаются после родов. Разница будет лишь в том, что на их "второй родине" младшей сестре "повезёт" немного больше - Елену Павловну там все будут любить и после себя она оставит двоих детей.
4 февраля 1786 года "в девятом часу вечера" у Павла Петровича и Марии Фёдоровны родился пятый ребёнок в семье, уже упоминаемая мной ранее - великая княжна Мария Павловна ( ум. в 1859 году, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская ). Позднее Екатерина II напишет о ней:
"... Вот этой нужно было родиться мальчиком…, она сущий драгун, ничего не боится, все её склонности и игры мужские; не знаю, что из неё выйдет. Любимая её поза - упереться обоими кулаками в бока, и так она расхаживает...".
Возвращаясь немного назад, скажу, что для Екатерины II поездка великокняжеской четы по Европе имела кроме всего прочего и большой внешнеполитических смысл. Павел Петрович и Мария Фёдоровна выступили как бы "добрыми посланцами Её Величества".
Когда в 1783 году Екатерина II всё-таки решила забрать Крымское ханство под "крыло" России и объявила свою волю "на присвоение полуострова" - никто из европейских держав, кроме Франции, не возмутился этим фактом аннексии..., и самое главное было то, что Россия в этом "щекотливом" вопросе заручилась поддержкой Священной Римской империи в лице Иосифа II.
Ну а французы получили ответ ( через Коллегию иностранных дел ) примерно следующего тона - ребята, мы сквозь пальцы смотрели на ваше "не вполне симпатичное присоединение" Корсики ( Версальский договор 1768 года ), так что будьте взаимно тоже благоразумными...
Когда блистательный российский дипломат Булгаков ( Яков Иванович, 1743 - 1809 гг. ) заключил 28 декабря 1783 года с турецким уполномоченным акт о передаче России Крымского полуострова, он мог бы с полным правом эмоционально воскликнуть "Ё-моё"..., так как незадолго до этого в России была "придумана" буква "Ё" ( 18 ноября 1783 года на заседании Российской академии наук ).
Нам неведомо, произносил ли такое Яков Иванович, но известно точно, что спустя четыре года Турция потребовала пересмотра всех трактатов с Россией..., и крайним оказался именно наш посол в Константинополе, который наотрез отказался что-либо "переписывать".
Якова Булгакова вместе со всем посольством "заточили под домашний арест" в Семибашенный замок ( совр. Едикуле ) на целых два с лишним года. Вот там уж точно Яков Иванович "отвёл душу" на букве "Ё"...
А тем временем Екатерина II оскорбилась подобным самоуправством янычар и в ответ на это неслыханное насилие подписала 7 сентября 1787 года манифест ( опубликован 9 сентября ) о войне с Оттоманской Портой ( ещё ранее в августе турецкая флотилия атаковала два российских корабля у входа в Днепровский лиман ).
Началась очередная русско-турецкая война..., вот уж с кем мы воевали, так воевали... - аж с 1568 года началось наше военное противостояние, ещё со времён Ивана Грозного..., сущая битва империй..., правда, сейчас экономически и территориально это уже далеко не империи, и по сути - "сбитые лётчики".
Павел Петрович всё порывался уехать на фронт в качестве волонтёра, но Екатерина II не хотела пускать сына, понимая все последствия этого шага, тем более, что Павел хотел "прихватить" с собой и супругу. Императрице совсем не хотелось устраивать дополнительные проблемы своим полководцам..., на фронте и без этого шли дела не особенно хорошо.
Существует обширная четырёхмесячная переписка между матерью и сыном с невесткой на сей счёт. И всё-таки Павлу удалось в декабре 1787 года уговорить мать отпустить его в армию..., Екатерина согласилась, но при условии, что тот поедет один, без супруги.
Отъезд великого князя был назначен на 7 февраля 1788 года, но непредвиденное обстоятельство разрушило все планы Павла Петровича - Императрица прознала ( со слухов ) о беременности Марии Фёдоровны. То, что эта информация поступила к ней через "десятые руки", а не от самих "виновников торжества" - очень возмутило Екатерину II.
Вот что она пишет сыну в письме от 17 января 1788 года:
"Полагаю, что имею множество прав на то, чтобы узнавать о беременности великой княгини не из расспросов, не из городских слухов, не после всех..."
В конце этого письма Екатерина убедительно просит сына отложить свою поездку в армию до разрешения от бремени великой княгини. В своём ответе Павел спрашивает - на кого он будет похож в глазах Европы, если отсрочит свой вояж ?
Екатерина ему отвечает:
"... вы будете похожи на человека, покорного моей воле ( soumis a ma volonte ), исполнившего моё желание и то, о чём я убедительно просила вас. Впрочем, вся Европа знает и не с сегодняшнего дня привыкла видеть, что принцы, вам подобные, поступают не по прихоти, но согласно требованиям приличия и обстоятельствам, которые в свою очередь не всегда зависят от нас, а подчиняются требованиям данного случая. Думаю, что этого за глаза достаточно, тем более нежели достаточно для целой Европы".
Павлу пришлось смириться с требованием матери:
"... после всего совершившегося я должен покориться воле Вашего Величества, но никогда не буду в состоянии заглушить чувств, меня одушевляющих, в которых мы не властны, ибо эти чувства основываются на чести и убеждении... ".
А незадолго до этого Павел Петрович засел за сочинение своих духовных завещаний и различных наставлений супруге и детям на случай своей смерти...
Это "завещание" позднее ляжет в основу его будущего "Указа о престолонаследии", согласно которому власть передаётся от отца к сыну.
По иронии судьбы Екатерина II почти в это же время тоже "озаботилась" проблемой наследования власти. Она запросила для изучения все документы по этому вопросу. И в первую очередь её заинтересовало всё, что касается цесаревича Алексея Петровича ( 1690 - 1718 гг., сын Петра I от первого брака с Евдокией Лопухиной ) и "законность механизма" наследования трона от Петра I к Екатерине I ( урожд. Марта Скавронская, 1684 - 1727, вторая жена Петра I ).
Вот что она записала после изучения этих материалов:
"Признаться должно, что несчастлив тот родитель, который себя видит принуждённым для спасения общего дела отрешить своего отродия. Тут уже совокупляется или совокуплена есть власть самодержавная и родительская. Итак, я почитаю, что премудрый государь Пётр I несомненно величайшие имел причины отрешить своего неблагодарного, непослушного и неспособного сына. Сей наполнен был против него ненавистью, злобою, ехидной завистью; изыскивал в отцовских делах и поступках в корзине добра пылинки худого, слушал ласкателей, отдалял от ушей своих истину, и ни чем на него не можно было так угодить, как понося и говоря худо о преславном его родителе. Он же сам был лентяй, малодушен, двояк, нетвёрд, суров, пьян, горяч, упрям, ханжа, невежда, весьма посредственного ума и слабого здоровья".
Да..., "славная" характеристика на старшего сына Петра I. И ещё обращают на себя внимание слова - "ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА отрешить своего отродия".
А что происходит сейчас в современной России ?
Ко "двору и к телу" приближаются только ЛОЯЛЬНЫЕ лица, невзирая на то, что некоторые из них проворовались до последней капли совести... Деловые и моральные качества людей отнюдь не стоят у нас на первом месте... Лояльность и ещё раз лояльность - вот главный критерий. Какое уж тут "спасение общего дела" ?!
Даже пойманные "с поличным" нечистоплотные чиновники без всякого стыда продолжают оставаться у власти. Своих не сдаём ? Лицемерие и циничная ложь на государственном уровне стали нормой жизни - своего рода трендом..., нравственное уродство отдельных личностей просто поражает...
Полную характеристику правящей элите можно дать всего тремя словами - вороватая, циничная и бесстыжая.
Страна начинает морально гнить..., за этим может последовать и физическое гниение. Для особо завравшихся хочу прояснить - ложь отражается на здоровье вруна..., это медицинский факт.
Существующий сейчас принцип взаимоотношения власти и общества: "своим друзьям все блага, а недругам беспредел и преследование" - ни к чему хорошему не приведёт. Создаётся такое впечатление, что наша правящая элита росла и воспитывалась на каком-то "заднем дворе":
Детство в подворотне пролетело,
Там оформил я мозги и тело...
И путём иду по жизни верным -
Бью всегда-везде я только первым.
Современной госпропаганде на ТВ не знакомы этические нормы..., и в результате в народе под лозунгами псевдопатриотизма пробуждаются самые отвратительные и низменные чувства. Одному такому пропагандисту ( с "улётной" фамилией ), который в будние дни поносит Запад на чём свет стоит, а по выходным улетает со всем семейством "откисать" от наших реалий в свою виллу на берегу озера Комо в Италии - я задал ещё три года назад через Твиттер вопрос - так когда же вы настоящий, в выходные или в будние дни ?
Жду ответа, как соловей лета...
http://www.compromat.ru/page_27966.htm
И вообще, все эти пропагандисты - не журналисты, а флюгера..., куда подует ветер, какую "музыку закажут" -
|