Предисловие: Обосновывается религиозно-историческая связь "еретических" сект ессенов (в том числе кумранитов и каббалистов) с ранним мозаизмом и его предтечей - учением Эхнатона. Ст. "Ессены, эхнатонизм и возникновение каббалы".
Михаил Зильберман.
Ст. "Ессены, эхнатонизм и возникновение каббалы".
Несомненно ("Исход евреев из Египта"), что среди определённой части коhэнов (из учреждённого Моисеем "колена Леви"), потомков служителей культа в храмах Ахет-Атона и Гелиополя, тысячелетие сохранялась письменная (а, следовательно, и устная) традиция, содержащая как описание самих храмов, так и эхнатоновские, «истинные», постулаты веры (как предтеча мозаизма). Свидетельством этому могут послужить: самый длинный (ок. 29 футов) из Кумранских манускриптов - «Свиток Храма» (копия текста оригинальной версии открыта в 1956 г.); некоторые библейские псалмы, а также и то, что кумраниты следовали элоhистской (имеющей египетские истоки) доктрине (кодекс "Е"), и потому полагали неприемлемыми некоторые «канонические» тексты (и постулаты) Ветхого Завета (перекликающиеся с шум.-акк. "верой отцов", рудименты которой сохранились в кодексе "J").
Так, в «Свитке Храма» (11Q), помимо прочего, повествуется (Robert Feather) о длине наиболее протяжённой стены Храма и об измерениях этой длины, в результате которых получено 1600 локтей. Поскольку ("Земля Ханаанейская"), в обиходе евреев существовало два вида локтя, как меры длины: локоть священный (или царский) - «большой» (522 мм), и локоть народный - «малый» (448 мм), то рассматриваемая длина стены Храма, при использовании «большого» локтя, составит 835,2 м; и «малого» - 780,8 м. И поскольку линейные размеры стен иерусалимского Храма составляют всего 550х185 м, то, по-видимому, в «Свитке Храма» приведено описание измерений длины стены некоего другого храмового здания: или святилища, построенного самими сектантами (ессеями), или некоего мессианского (мистического). Известно, что в Древнем Египте также использовалось два вида локтя: локоть большой, царский - 525 мм, и локоть малый, народный - 450 мм. И тогда 1600 египетских локтей (где сакральная символика 8 и 8 (в сумме 16) соотносит строение с Небом) составит соответственно: 840 м и 720 м. Тот интересный и существенный факт что, согласно расчётам, проведённым при археологических раскопках Эль-Амарны, Большой Храм фараона Эхнатона в Ахет-Атоне располагался (солгасно замерам) на площади 730х275 м (т.е. длина наиболее протяжённой стены Большого Храма Атона в Ахет-Атоне, определённая с погрешностью менее 1,5%, составляет 1600 локтей), и привёл к предположению о том, что в «Свитке Храма» описан план не Храма в Иерусалиме, но главного храма Атона (Итена) в Ахет-Атоне (Robert Feather. «The Copper Scroll Decoded». 1999).
При этом не исключено и то, что в «Свитке Храма» описан план сооруженного ессеями своего святилища - «Истинного Дома», упоминаемого в Кумранском Уставе (у Дамасской общины имелся «Дом поклонения» (CD XI,22); а египетские сектанты построили собственное святилище в Леонтополе). При этом, следовательно, за образец был взят Большой Храм в Ахет-Атоне. Подчеркнём (R. Feather), что размеры «Истинного Дома», святилища, важнейшего строения в поселении ессеев, находятся в «точном» соответствии с размерами стен храма Эхнатона.
Следует отметить и то, что и профессор Р. Фезер («Расшифрованный медный свиток») также обнаружил соответствия в архитектуре города Ахет-Атона и поселения секты ессеев/ессенов в Хирбет-Кумране, основанного во второй пол. II в. до н.э. (во время царствования династии Маккавеев) и покинутого во время нашествия римлян в 68 г. н.э..
Известно (по Иосифу Флавию), что ессеи, практиковавшие ежедневные ритуальные омовения и даже обновившие содержание обряда очищения водой (ему должно было предшествовать покаяние и внутреннее очищение, т.е. очищение души), также соорудили десять бассейнов (микваот), в одном из которых, подобно устройству священного водоёма для омовений, открытого в главном храме Ахет-Атона, «купели» имели по четыре отделения (такая конструкция ритуального водоёма нигде более в Израиле не встречается) и располагались на площадке перед воротами храма «Дом Радости». Для египтян (по Геродоту) одинаково важную роль играла и чистота тела, и чистота души, т.е. чистота помыслов и праведность деяний - необходимое условие участия в богослужении (хотя и ритуальная чистота не является этической категорией). «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым», - полагали древние египтяне. В египетских храмах существовали специальные пруды, в которых все служители храма «очищались» перед службой. Согласно Геродоту (II, 37), они погружались в воду четыре раза в сутки: утром, в полдень, вечером и в полночь. Это сообщение подтверждается и сведениями из папируса Анастаси I (7, 6-7), где говорится об обязательности для египетских жрецов три раза в сутки «очищаться в реке», невзирая на погоду и время года.
Таким образом, кумраниты сочли необходимым частично воспроизвести на практике размеры и устройство храма единого Бога (Атона) в Ахет-Атоне. Помимо этого, ессеи, жившие во многих деревенских поселениях Палестины-Сирии, избегая городов «вследствие (по причине) свойственной городским жителям склонности к беззаконию» (ессеи числом ок. 4 тыс. человек), по сообщению Филона Александрийского (Сочинение «О том, что каждый добродетельный свободен»; гл.XII), молились (как и евреи Моисея до Исхода из Египта) на рассвете восходящему Солнцу (вероятно, Итену), вознося к нему "древние по происхождению" молитвы (29.;43.). Всеобщее моление ессеев (ессенов) Иудеи восходящему Солнцу (чуждый иудаизму обычай) подтверждает и Иосиф Флавий («Иудейская война»). Из Кумранского гимна явствует, что сектанты молились свету Солнца не только утром, но и вечером, на закате (как это было принято в эхнатонизме (и в изначальном мозаизме)): «Молитва, дабы простираться... и молиться постоянно... с приходом света... пред лицом света с исходом ночи и приходом дня... (а также) когда вечер склоняется и уходит свет в начале власти тьмы на срок ночи» (1QН XII, 22). То же и в «Войне сынов Света против сынов Тьмы»: «А мы... восхвалим имя Твое... при наст[уплен]ии дня и ночи, на исходе вечера и утра» (1QM + 4QMa XIV,13-14). Характерно, что одно из самых популярных самоназваний у сектантов - «сыны света» (а в русле постулатов эхнатонизма «сыны света» - это сыны бога света солнечного Неба Шу (триединого синкретического Ра-Горахти-Шу) либо самого Эхнатона, отождествившего себя с богом Шу, старшим сыном и наследником Ра ("Исход евреев из Египта")).
Считается, что «essaioi (essenoi)» - грециизированная передача арамейско-сирийского обозначения подобных общин как «hassayya» - «благочестивые». Сведения, приводимые Иосифом Флавием - коhэном, в молодости (в сер I в. н.э.) проведшим год среди ессеев (он был послушником у пустынника-ессея), представляют особый интерес, поскольку историк сообщает, что сектанты-ессеи строго придерживались правила никому не открывать тайны своей организации и учения, "даже если бы пришлось умереть за это под пыткой" (вероятно, как в преследуемых государством тайных египетских сектах приверженцев эхнатонизма до Исхода). То же говорится о секретности и в Кумранском Уставе: «Не скрывать ничего от членов общины, а другим не сообщать о них даже под страхом смерти» BJ II, 8, 7, § 141).Так, римлянин Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» (V,17) писал о динамике роста движения ессеев (ессенов): «Изо дня в день число их увеличивается, благодаря появлению (приходу в их секты) толп утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессенов» (складывается впечатление, что разочарованные в Господе ессеи, отойдя от раввинистического иудаизма, вернулись к истокам иудаизма - к раннему мозаизму (мозаизму до судьбоносного столкновения у "вод Меривы" шум.-акк. "веры отцов" с учением Эхнатона), т.е. к его предтече - учению Эхнатона ("Исход евреев из Египта").
По-видимому, в рядах сектантов, помимо исраэлитов, находилось довольно много левитов из "моисеева колена Леви" (уж крайне много они знали об учении Эхнатона и его столице Ахет-Атон). Согласно Кумранскому Уставу и Дамасскому документу, каждой «десятке» общины придавался священник (коhэн). Однако если вдруг выяснялось, что «он (священник) не сведущ во всем этом [в учении Эхнатона], а кто-либо из левитов сведущ в этом, то пусть... все вступившие в лагерь (общину, поселение) поступали по его (знающего левита) распоряжению» (CD XIII, 3-4). Наиболее важные решения принимались большинством голосов. На общих собраниях (как и в быту) господствовала строгая иерархия возраста, чина, положения в общине в зависимости от стажа пребывания в ней («Меньший пусть слушает большего» (1Q S VI, 2, V, 23)). Чёткая, ранжированная система организации послушания в общине кумранитов чрезвычайно напоминала бюрократический подход, принятый у чиновников Древнего Египта (как и в распорядке Моисея, согласно которому наказали Мериам, нарушившую субординацию). При этом (К.Б. Старкова) образ жизни и поведение членов общины были регламентировали до мельчайших деталей. Каждый сектант-доброволец постоянно находился в поле зрения и под контролем священника «десятки». За всякое нарушение установленных правил виновные подвергались наказаниям. Перечню таких проступков и соответствующих им наказаний даже посвящен специальный раздел Кумранского Устава (1Q S VI, 24-VII, 25).
В силу традиции, духовная власть, приём в общину, а также, согласно Уставу (1QS IX, 7), управление «делами суда и имущества» у сектантов, принадлежали священникам из дома Аронова - «сынам Аарона» (в основном, коhэнам из рода Цадока, которые, видимо, и являлись основоположниками этой "ереси": так, Рахель Элинор, проф. Еврейского ун-та в Иерусалиме, изучившая более 930 фрагментов Кумранских свитков, пришла к выводу, что данные свитки написаны именно цаддокидами (саддукеями), - потомками левитов из "моисеева колена Леви", члены которого (коhэны), согласно талмудического постановления ("Недарим", 32б) получили сакральное право (основание - прегрешение священника месопотамской "веры отцов" Мелкицедека при благословении Авраама, осквернившее священника, сделавшее его ритуально нечистым) быть коhэнами вместо шум.-акк. священников "по чину Мелхиседека (заметим, что Аарон был священником "по чину Мелхиседека", т.е. жрецом Сина ещё до принятия им мозаимзма)). Отношение ессев к образу Мельхиседека выражено в кумранском тексте «Мидраш Мельхиседек» (фигура Мельхиседека всегда являла собой идеальное проявление царского и первосвященнического достоинства и всегда служила примером для коhэнов. При этом считалось, что "чин Мелхиседека превосходит чин Левия" из "моисеева колена". Многие ессеи (вероятно, исраэлиты и многие левиты), у которых почтение к священникам по "чину Мелхиседека" совершено не было подорвано этим дискредитирующим раввинистическим постановлением, позиционировали себя в качестве "избранников Господа Бога" (49-2.) и называли себя «людьми жребия Мелхиседека» («Мидраш Мельхиседек»).
Примечательно, что в кумранских рукописях (1QS V, 2, 9; 1Q Sa 1,2,24, И, 3; 1Q Sb III, 22)
|