Произведение «ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - 2» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 36
Читатели: 1138 +1
Дата:
Предисловие:
Я ЕСМЬ  ЧЕЛОВЕК

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - 2


  Быть или не быть — какой душещипательный вопрос!
 ответ достойный на него  найти пытаются веками.
Но оказалось -  людям легче долететь до звёзд...
Так быть вам иль не быть , какими  быть - решайте сами.


             Из всех видов млекопитающих, живущих на Земле, наиболее многочисленно человечество. И, если для определённых видов животных имеется свой определённый ареал обитания, то человечество распространено  повсеместно, и достаточно комфортно живёт даже там, где, казалось, и жить невозможно. И при этом на планете столько территорий, не обжитых до сих пор.
              Недавно посмотрела изумительный фильм, посвящённый природе Малайзии и рассказывающий о флоре и фауне островов, о причудливых формах обитателей, сумевших удачно приспособиться к жизни в этом обособленном от остального мира месте. Одна только ползущая рыба чего стоит.
Невольно вспомнилось о разнообразии людей, сумевших вот так же приспособиться к жизни в разных уголках Земли. Да, люди на планете могут сильно различаться между собой и не только внешностью. У многих  - свой уклад жизни, свои правила, законы, традиции, верования, иной уровень развития сообщества и тому подобное. Но одно неоспоримо — они люди.
             Независимо от того, как их воспринимают другие человеки. Даже маленький ребёнок, едва научившись держать в руках карандаш или палочку, нарисует именно человека - по принципу: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек!» Некоторые из них могут пририсовать и другие детали, которые наиболее заинтересовали. И могут исполнить это схематично: непременно — кружок, длинная линия и две — сверху и две снизу. То есть изображают основные признаки человека. И эта схема существует — от наскальных рисунков и до изображения пришельцев. И никто не спутает человека с обезьяной, хотя похожесть налицо. Бедный Дарвин попал под разборку только по той причине, что высказал предположение о некой обезьяне, ставшей  прародителем человека.


           О происхождении человека сложено неимоверное количество мифов, легенд, сказок. Учёные всего мира сбились с ног в поисках первочеловека, выдвигают всевозможные гипотезы, но никто так и не пришёл к единому выводу. Опираясь на открытия в области развития самой Земли, тоже весьма предположительные, можно согласиться, что за многие миллиарды лет планета, как и наша звёздная система, меняла не единожды свой облик ,по разным причинам весьма катастрофично. Во всяком случае Земля в настоящий момент такая, какая есть. И от неё  даже сейчас  можно ждать непредвиденных сюрпризов.
И особенно большие проблемы у человечества — это фактор времени. Не говоря о том, что понятие о времени тоже размыто и придумано людьми. И как можно говорить о времени, если даже летоисчисление у разных народов не совпадает до сих пор, и врут все календари, поскольку нет  единой  для всего человечества точки отсчёта . Единственно, что можно сосчитать — количество дней в году, ориентируясь на Солнце.
Но и это возможно при единой форме счёта.
            Таким образом, весьма приблизительно можно оценивать количество лет самой планеты, и уж никак невозможно установить время, когда и в каком виде на Земле появился человек, поскольку то, что удалось раскопать археологам — задаёт больше вопросов, чем вразумительных ответов. Но эти находки не могут не привести к мысли, что все процессы природы взаимосвязаны и  однажды привели к появлению нового существа — притом мыслящего.
Конечно, человечество относится снисходительно к «братьям нашим меньшим», превознося самого себя до звания «царя природы»  только потому, что обладает мыслительными способностями и весьма умелыми руками и способен создавать, впрочем, как и разрушать. Многих  даже может шокировать, что дельфины, которых веками считали животными и безжалостно убивали, обладают иным мозгом, и более объёмным и с иными способностями, недоступными даже очень умному человеку. К сожалению, люди пока не смогут установить способ общения с ними.
            Так или иначе, человечество существует, и существовало в далёком прошлом, поскольку оставили после себя много  артефактов, понять которых современные люди не в состоянии и не в состоянии объяснить. Равно, как невозможно определить время зарождения человека. Опираться на все имеющиеся источники некорректно, поскольку они НАПИСАНЫ человеком, даже самые древние шумерские таблички тоже выбиты человеком. И вполне понятно, что люди обладали  исключительным воображением, о чём нам свидетельствуют рисунки, сделанные  неизвестным художником в найденных пещерах.
Таким образом, современное человеческое общество существует на тех древнейших основах незапамятных времён, и скорее всего развивается по некой спирали — от простого к сложному  и одновременно раз за разом попадает  снова в
« страну невыученных уроков».

                                                                 Но самая важная проблема — понять что это такое -ЧЕЛОВЕК.
И что отличает его от животного, с которым он тесно связан, как и со всей остальной природой.


            Не секрет, как происходит зачатие человека — эта система, в сущности, едина для всего существующего.
( Прошу прощения за возможную неточность — в генетике разбираюсь очень слабо,  в общих чертах.)
Как только две половинки половых клеток разных людей сольются воедино — зарождается новая особь, новый человек.  Думается, никто не в силах предсказать, как именно состыкуются хромосомы  для этого нового человека, поскольку вариантов может быть множество и навряд ли возможно точное повторение набора хромосом, и можно предположить, что каждый человек на Земле уникален, единственный в своём роде и неповторим. Даже близнецы имеют некоторые различия, как, например, разные отпечатки пальцев.
            С этого момента созданием человека занимается природа, и этот сложный путь полон случайностей, и результат во многом зависит и от физического, и от психического здоровья матери. Вполне возможно имеет значение даже то — насколько желаем ребёнок или всего лишь случайное совпадение. Но это предположение и недоказуемое, ибо проверить невозможно.
            С первым криком человечек вступает в  непредсказуемую жизнь, нуждаясь с первых минут в уходе и питании. И с тех же минут начинается формирование именно человека, причём процесс довольно сложный и многогранный. Одновременно — познание мира и воспитание, то есть усвоение тех правил общежития, которые приняты в данном сообществе, нравственные установки и законы. И, несмотря на  существенную разницу между разными сообществами, этот процесс одинаков для всех: от самых «диких племён» до «цивилизованного» общества.
             И многое в становлении конкретного человека зависит от семьи или тех, кто находится рядом. Дело в том, что родители и предки воспитывают своё чадо в полном соответствии с теми правилами, с которыми воспитывали их самих. И вольно или невольно передают ему свои представления о мире, обществе, и о ценностях, прежде всего семейных, имеющих начало в весьма отдалённом прошлом. И методы воспитания разнообразны, так как занимаются этим по меньшей мере два человека, имеющие не всегда совпадающие мнения. А как именно воспримет эти установки ребёнок — неизвестно, поскольку имеет свои психические и умственные способности. Не оттуда ли — из детства — многие страхи, комплексы, проблемы человека, чаще всего скрытые в подсознании, но мешающие жить. Разумеется, становление личности зависит и от сложившихся обстоятельств жизни — благоприятных или нет, тем не менее то, что заложено природой, является основой.
           Но самое главное для формирования человеческой личности на протяжение первых пяти-семи лет это развитие умственных способностей ребёнка. Конечно, природа заложила все предпосылки для этого: достаточно развитый мозг, руки, способные действовать целенаправленно, любопытство и любознательность, интерес ко всему окружающему миру. Но этого недостаточно, надо НАУЧИТЬ ребенка познанию, научить учиться, чтобы он впоследствии мог самостоятельно воспринимать новое и создавать это новое. И учиться придётся всю жизнь, только так и может совершенствоваться человек и человечество в целом. Понятно, какое значение имеют знания и умения взрослых, их внимание  или невнимание к ребёнку, уровень воспитания, образования и культуры. А тяга к познанию заложена в каждом человеке, именно эта тяга и создала хомо сапиенса.
Естественно, потом обучение продолжается путём освоения всех накопленных человечеством знаний, и создание нового, что служит импульсом для развития всего человечества.


            Собственно, это общая схема превращения младенца в человека, при том — каждый является неповторимой личностью, поскольку обладает неким набором генов, присущим только ему. И получается парадокс: человек индивидуум и одновременно составная часть сообщества, что иногда приводит к непредсказуемым последствиям, когда человек начинает выступать против общности. Возможно, это тоже заложено природой и необходимо для дальнейшего развития всего человечества.
              Думаю, для стаи или стада отдельная особь не имеет особого значения для сохранения общности. Кто выжил, кто погиб — важно то, чтобы сообщество не исчезло. А природа позаботиться, чтобы популяция не пострадала. Для человечества важен каждый , поскольку вкладывает в сообщество, хоть может и крупицу, совсем незаметную, своих индивидуальных качеств. И придаёт импульс к дальнейшему совершенствованию всего человечества.




                                                И так рождается вопрос: быть или не быть человеком, и, главное, каким быть.


Первое — быть свободным, к этому стремиться каждый. Но -
[i]«свобода — это осознанная необходимость» ( более точного определения я не нашла и с этим согласна). Человек живёт в обществе, и в любом случае, его личная свобода ограничена: «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». И соблюдать это правило необходимо, хотя, разумеется, нарушается постоянно. И даже живущий в одиночестве человек недостаточно свободен, потому что зависит от множества непреодолимых обстоятельств. Но истинная свобода — эта свобода мысли. Никто не может заставить человека не думать, равно как никто и не может проникнуть в его мысли. Другое дело, что человек часто внушаем — по разным причинам, послушен мыслям и словам других, тогда  его свобода ограничена им же самим. Для того и существует СВОБОДА ВЫБОРА, чтобы каждый управлял

Реклама
Обсуждение
11:50 22.10.2016(1)
Очень интересно! По сути вы по своему описали " Закон сохранения вида"
Но вот вопрос: А почему вы не рассматриваете вариант коллонизационного заселения Земли?
11:58 22.10.2016(1)
Я не верю, что кто-то прилетел и настряпал. В природе всё едино - до смешного. И если подумать, так и видится эксперимент - от простого к сложному. Но основа одна и та же. Но человек получил мозги, кто знает - может радиация произошла. Может кто и сподобился прилететь. Но вероятность человеческого облика минимальна.
12:05 22.10.2016(1)
А разве человек сейчас не мутирует под влиянием радиации и уменьшением озонового слоя?
Кто знает, как будет выглядеть человек через 100- 200 лет!
12:09 22.10.2016
Думаю, человек мутирует постоянно - от смешения двух разных людей получается нечто иное. Правда и варианты могут быть всякие - от гения и до идиота. Как совпадут гены.
Гость21:53 04.10.2016(1)
Комментарий удален
16:23 05.10.2016(1)
Надо подумать! Поищу получше. Но сценарии не смогу одолеть, не навыка
Гость22:10 05.10.2016(1)
Комментарий удален
00:40 06.10.2016(1)
А кому нужны мои навыки! Хорошо что здесь читают.
Гость00:51 06.10.2016(1)
Комментарий удален
10:52 06.10.2016(1)
Не поняла!
Гость21:45 06.10.2016(1)
Комментарий удален
23:58 06.10.2016
1
Мне больше по душе третье!
14:20 04.10.2016(1)
Согласна с тобой в том, что развитие Человечества и Цивилизаций идёт на планете по спирали - думаю, уже не одна стёрла себя с лица Земли неразумными поступками и всё началось "с чистого листа".
Согласна и в вопросе воспитания. Меня всегда огорчало то, что на любую специальность нужно учиться, зачастую не один год, а родителем может стать любой, даже отдалённо не знакомый с основами педагогики и психологии. Что и сказывается впоследствии на потомстве.
Согласна и с тем, что нужно развивать себя, стремиться к знаниям. Но спроси любого - сколько книг он прочёл за прошедший год? Ответом зачастую будет тишина.
Печально это - все всё понимаем, но ничего не делаем, чтобы помочь развитию Человечества с духовном качестве.)))
Хорошее философское эссе, Леночка!
14:47 04.10.2016(1)
Тебе спасибо, что внимательно прочитала. Продолжение будет. Но начала чуть раньше
19:55 04.10.2016(1)
Молодец! Умница.
20:19 04.10.2016(1)
1
Только не захвалите, а то и правда поверю, что гений. 
20:20 04.10.2016(1)
Я искренне, дорогая.
16:26 05.10.2016
1
Я верю. Обожаю.
21:23 04.10.2016(1)
Вот это сказочка для взрослого человека! Во, накрутила! Молодец! Ну, какая серьезная! А ты очки носишь?
Самопознание! Миропознание! Не, сложно. Надо по частям читать, а то после всего все запуталось.
16:24 05.10.2016
В очках - само собой! А чего сложного - всё известно. А дальше будет ещё.
18:18 04.10.2016(1)
Интересные размышления, Лена!
Быть свободным... Как всё относительно. Знаешь, я мечтала стать независимой - не хотела быть работником.
Училась, копила деньгу, опять училась и открыла своё дело. Оказалось, что я стала ещё больше несвободной.
Быть работником было легче)
19:17 04.10.2016(1)
Я об этом и не задумывалась. Любила свою работу, некогда было. Но что точно знаю, была свободной, конечно относительно, потому что делала то, что считала нужным. Всяко бывало, но сломать не удавалось никому. Люди просто не задумываются.
А своё дело - откуда свобода? Не только о себе думаешь. Но голова свободна, вдумайся!
19:39 04.10.2016(1)
Леночка, ты права. Эта тема бесконечна! Ждём продолжения!
19:51 04.10.2016
Самое интересное - самопознание!
16:52 04.10.2016(1)
Разделяю твои размышления. Добавлю: даже  душа может быть не свободна, если она продана дьяволу.
Почти - шутка...
19:07 04.10.2016
Само собой, неважно кому она продана или отдана. Хорошо, когда мы можем передать другому свет своей души.
15:22 04.10.2016(1)
-1
Попробуйте почитать мои "Размышления о главном", возможно найдёте для себя ответы на кое-какие вопросы:
http://fabulae.ru/prose_b.php?id=11332
15:28 04.10.2016
Лады!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама