Из воспоминаний одноклассницыЯ помню нашу школу с тех времён, когда она располагалась в корпусах, возле старой автостанции. Из классов мы с визгом выскакивали во двор, пробежав по небольшой, открытой веранде.
Двор огромный! Во всяком случае, он нам таким казался, затевались различные игры. Вскоре пошли упорные слухи: в следующем году перейдём учиться в новое здание, построенное на хлопковом поле, за железной дорогой, уходящей на Фергану.
Для нас живущих по улице Железнодорожной, это казалось великим счастьем. Теперь школа вот она рядом, только перейди через железку.
Долгое лето перешло в мягкую, заключительную пору. По озабоченному лицу мамы, становилось понятно, скоро надевать ненавистные сандалии и топать в школу.
Мы и так рвались проникнуть во двор нового здания, но это не удавалось, ворота всегда закрыты. Забор сплошной и высокий, а у калитки привязан свирепый пес.
Того вольного прохода как в старом дворе, здесь не было. Но вскоре всё изменилось и всем, кому предстояло учиться в школе, передали приглашение придти и поучаствовать в подготовке, к новому учебному году.
Кто откажется? Мы гурьбой побежали в новое здание. Старшеклассникам вручили ведра с тряпками и поручили мыть окна, а нас, дабы мы не путались под ногами, отправили на территорию собирать в кучки оставшийся от строителей мусор.
И тут увидели! По двору, рядом с директором вышагивает, гордо задрав голову Карлик. Он в городке появился недавно.
Препротивный мужичонка, жил в брошенном, Чеченском посёлке, который расположился на косогоре у Кирпичного завода.
Оказывается, его приняли в школу завхозом! Директор ушел по делам, а этот ходил возле нас как надзиратель и почему-то в руке держал молоток.
Мусор собрали, и мальчишки принялись бегать по двору! Вдруг без видимых причин, без окрика, этот рыжий карлик швырнул молоток в пробегающего мимо пацана, удар пришелся точно в спину.
Бегущий остановился, видно как исказилось лицо от боли, он упал, потеряв сознание. Завхоз подбежал, подобрал молоток, спрятал под рубаху и ткнул ученика ногою в бок, грязно выматерившись, принялся тормошить.
Мы с криком разбежались, нам показалось, что мальчик мертв. Но Витька поднялся и медленно побрёл со школьного двора.
Жаловаться, у нашего поколения, не принято. Никого из учителей рядом нет, пригляд за шаловливой детворой доверили завхозу. На душе лежал горький осадок, новая школа стала не в радость.
Всё здесь зависело от настроения директора. Худой, высокий, в хромовых сапогах! На узком лице выделялись налитые злобой глаза и синие губы.
Я никогда не видела, что бы он улыбнулся. Под него подстраивались и учителя. Кто не похож, те уходили из школы. Не всем педагогам нравилась обстановка царившая в этом коллективе.
Но многие, как и директор, били, непослушных учеников. Витькины родители узнали о происшествии и написали жалобу. Вмешалась прокуратура, карлика в школе не стало!
Но на его место приняли узбека, бывшего милиционера. Он многочисленной семьёй, поселился при школе. И то же развлекался по-своему.
Караулил возле туалета, подлавливал пацанов с сигаретой, зажимал рот и нос, заставлял эту сигарету сжевать и проглотить. Может это покажется весёлым со стороны. Но взглянув на издевательство с высоты прожитых лет, понимаешь, что это было бесчеловечно.
Единственный светлый лучик в мрачном коллективе, учитель по литературе, Белявцева Мария Ивановна, но она ушла, не выдержав страшной атмосферы этой школы.
Нет! Хорошие учителя были, но работали тихо, проводили уроки, стараясь быть незаметными под суровой дланью директора.
Марию Ивановну заменила Надежда Никитична жена директора. Глядя на эту пару, понимаешь значение поговорки: - Про одну сатану!
Её любимое занятие, это задать на дом сочинение, на тему, «Кем я хочу быть». Не ведаю, по какому критерию выбиралась жертва. Но взяв из стопки тетрадку с сочинением, начинала перед классом читать.
При этом высмеивала и унижала так, что ученик начинал выглядеть полным дураком! Посмевшим мечтать о несбыточном. Ну и как водится в детских коллективах, после подобного разбора, ученик становился предметом насмешек.
Те классы, в которых преподавала Надежда Никитична, не собираются и не отмечают годовщины выпуска в жизнь.
А если встретятся, то говорить им не о чем.
Хотя народ в школе учился талантливый. Есть профессора, поэты, писатели, врачи, педагоги, инженера. Мне кажется, они сумели перешагнуть через то, что давала сш №3, и сумели найти в жизни свой путь.
В корне, отличающийся от того, по которому направляла школа. Кто-то может возразить, утверждая, что школа дала хороший фундамент знаний.
Нет! Не знаний, а умению выживать в непростой действительности.
Эта семейная пара, сама того не подозревая, создала модель истинной жизни, которая ждала её выпускников! Прожив жизнь, хочется сказать об учителях вообще.
У депутатов законотворцев, которые сейчас заседают в думе и стремятся жизнь в стране сделать лучше! Были учителя, которые вкладывали в них любовь и знания.
Труд учителя оценён их учениками, сумевшими подняться над народом.
Любовь ваших выпускников вы чувствуете в ваших зарплатах и пенсиях. И это весьма печально.
|