Произведение «О графомании»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 30
Читатели: 1350 +1
Дата:

О графомании

Когда я бродил по просторам инета, ориентируясь в основном на материалы, связанные со стихосложением, наткнулся на этот, с моей точки зрения интересный, пожалуй, резонный и остроумно написанный материал. К сожалению, я не зарегистрировал источник и автора. Прошу у него прощения за анонимность опубликования.

"... не все лезут в писатели и поэты. В массе своей люди довольно рациональные существа, и тратят жизнь на куда более прозаические вещи -скажем, на заполнение бесчисленных налоговых деклараций (с обязательной копией на дискете - цифровой век обязывает). Мы поговорим об отколовшихся от благоразумных.

И имя им - нет, не легион, а графоманы.
Графомания изначально являлась скорее психическом заболеванием, а сейчас любой гордый сетевой сочинитель скромно называет себя "графоманом". Впрочем, от истины он недалёк.
Истинного сетевого графомана отличает истеричная любовь к своим творениям, отождествление себя со своими стихами и текстами, неприятие критики или негативных отзывов.
Одно существо женского пола в сетевой перебранке сравнивало свои тексты с некрасивым ребёнком. Критик (в данном случае - любой рецензент, посмевший “плохо” отозваться о тексте), с её точки зрения, -это сумасшедший прохожий, заявляющий расстроенной матери, что её ребёнок - урод. Этот пример требует доработки. В данном случае, мать бегает с поленом, завёрнутым в пелёнку, и спрашивает у прохожих: “Ну что, красивый мальчик?” Именно полено напоминают безграмотные, стилистически корявые стихи, лишённые ритма, зато до отказа набитые штампами и глагольными рифмами, либо любовные миниатюры про безликую “неё” и тоскующего “него” -два любимых жанра сетевых графоманов.
Стоит учесть, что столь образные сравнения - корявый текст -некрасивый ребёнок - очень редки в беседах с графоманами. Дело в том, что эти люди не только пишут штампами, но и думают штампами (что логично). Любая попытка вести конструктивную беседу с графоманом натыкается на одну из Трёх Отмазок Графомана.
Отмазка I: “Проблема не в моём творчестве, а в вас”. Варьируется от истеричного “Вы слишком черствы, чтобы вообще понимать моё творчество!” до сакраментального “А судьи кто?” Широко используется в повседневной жизни теми же гопниками: “А ты ваще с какого района?”
Отмазка  II: “Я находился в ином состоянии, когда писал этот текст”.
То есть: “Я это в детстве писала, правда мило?”, “Я был влюблён”, “У меня умерла аквариумная рыбка, я так плакала”. Вопрос, находился ли в состоянии аффекта сочинитель, когда выкладывал свой текст на обозрение, возвращает нас к отмазке #1. Кольцевой эффект не зависит от пола пациента.
Отмазка III: “Здесь не экзамен!” -обычный ответ на замечания о страдающей орфографии. Дальнейшая дискуссия на эту тему приводит к первой или второй отмазкам.

Любая, повторяю - любая полемика относительно творчества принимается графоманами как объявление войны. Тут всё просто: либо вы - друг, и хвалите его произведения, либо вы - враг, который не видит бревна в своём глазу, бесчувственен, как то же бревно и не понимает глубинного смысла литературы.

Графоманы склонны сбиваться в косяки и нахваливать творения друг друга; в такой благоприятной обстановке стихи и короткие зарисовки ("потоки сознания") генерируются с невероятной скоростью. Несмотря на кажущуюся кротость и миролюбивость участников таких объединений, любое вторжение критики отражается вполне успешно - врага отобьют, потом догонят и ещё раз отобьют.

Дорогой читатель! Если вы до сих пор считали, что графомания - это безболезненный, милый недостаток, то вы ошибались".

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:40 20.02.2011 (1)
1
Я, конечно, согласна с автором. Все к чему человек привыкает, в конечном итоге становится от этого зависимым.(Игромания, шопингомания и т.д.)
Но посмотрим с другой стороны.
Сколько было трагедий, непризнанных авторов, когда не было Интернета!
Талантливые люди не могли пробиться к читателю, публиковались только избранные!
Владлена
     19:53 07.07.2016 (1)
1
А статья всё-таки нужная! Очень понравилась. Спасибо, Скиф! Не пойму только, почему она дважды помещена в списке ваших произведений?
     18:49 14.07.2016
1
Наталья, спасибо! С повтором сейчас попробую разобраться.
     03:46 30.12.2014 (1)
1
Менее многочисленны, но не редки и другие примеры: прекрасный поэт или писатель из ложной скромности называет себя графоманом и стесняется открыто публиковать свои произведения, обедняя этим самым всех нас, потенциальных читателей. И вообще, графомания - не приговор и не диагноз, а всего лишь в переводе с латыни "любовь к письму". Так что вопрос "А судьи кто?" порой бывает весьма правомерен. Пожалуй, отредактирую и размещу на сайте образчик переписки со своим любимым деверем, в изысканной манере объявившем меня графоманом после давнего прочтения моего (уже размещенного на Фабуле) эссе "Читая Библию. Записки домохозяйки". Как будет готово, приглашу Вас, Скиф, прочесть и продолжить дискуссию о графомании.
     14:33 30.12.2014 (1)
1
Я не очень-то согласен с автором, когда он сужает круг субъектов графомании до "истерично" влюблённых в свои творения. Сужу по себе. Считая себя конченным графоманом, я трезво оцениваю качество своей продукции. Говорю это ответственно, так как сплошь и рядом завидую другим непризнанным поэтам, мастерство которых мне недостижимо.
     20:05 30.12.2014 (1)
2
И Вы туда же! Ну, если считаете, что не копенгаген в каком-то деле, и цель достичь совершенства недостижима, зачем тогда и браться?! Объявляя себя, скажем так, не поэтом, Вы ставите тем самым в неудобное положение всех нас, Ваших благосклонных читателей: кто тогда мы?
     23:51 30.12.2014 (1)
1
Я много чем занимался, зная, что цель недостижима. Для этого не хватает таланта, усердия и мощной целеустремлённости. Всё, кроме моей работы по полученной специальности, является для меня хобби, приятным времяпрепровождением и потому не требует полной самоотдачи. А каждый должен сам оценивать свои возможности и достижения, желательно по-возможности объективно.
     21:38 31.12.2014 (1)
1
Надоело говорить и спорить, и... Не берите в голову, Скиф! С Новым годом вас, коллега-графоман! Успехов Вам в основной специальности и приятных многочисленных хобби. Здоровья и удачи!
     12:26 01.01.2015
1
Поздравляю с Новым Годом! Желаю Вам, Инесса, удачного года, исполнения всех желаний!
     08:09 30.12.2014
1
Хм... Есть ещё замечательная и очень интересная категория конституционально-глупых (по Ганнушкину):
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

         Последним заключительным аккордом учения о конституциональных психопатиях является группа людей «конституционально-глупых». Эта группа также находится на границе между психическим здоровьем и психической болезнью; это — люди врожденно ограниченные, от рождения неумные, безо всякой границы, как само собой разумеется, сливающиеся с группой врожденной отсталости (идиотией, олигофренией). Мы не можем здесь заниматься рассмотрением вопроса о причинах, вызывающих к жизни интеллектуальную дефектность этого рода людей. Нашей задачей является только подчеркнуть, что среди конституциональных психопатий (в том смысле и объеме этого термина, какой ему придается в этой работе) надо отвести место и тем лицам, отличительным свойством которых является врожденная умственная недостаточность. Это именно те случаи, оценивая которые как случаи пограничные, трудно сказать что здесь нормально и что уже не нормально. Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей школе; когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу — они оказываются совершенно бесплодными. Они умеют себя держать в обществе, говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности (отсюда выражение «Salon blodsinn» — салонное слабоумие). Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия. С другой стороны, сюда относятся и элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями какого-нибудь ремесла; иногда даже без больших недоразумений работающие в торговле, даже в администрации.
         Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиняться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»); это — люди шаблона, банальности, моды; это тоже люди среды (Milieumenschen), но не совсем а том смысле, как неустойчивые психопаты; там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив, — за благонравием. Конституционально-ограниченные психопаты — всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это — те «нормальные» люди, о которых Кюльер (Cullere) говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей (demi-fous), цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри (Ferri) сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания. Как людям с резко выраженной внушаемостью, им близко, им свойственно все «человеческое», все «людские слабости» и прежде всего страх и отчаяние. Они очень легко дают реактивные состояния, вслед за соответствующими травмами; острый параноид — после ареста и пребывания в тюрьме, острую депрессию — после потери имущества, острую ипохондрию — после страшного диагноза и т.д., и т.д.
          К конституционально-глупым надо отнести также и тех своеобразных субъектов, которые отличаются большим самомнением и которые с высокопарным торжественным видом изрекают общие места или не имеющие никакого смысла витиеватые фразы, представляющие набор пышных слов без содержания (хороший образец — правда, в шаржированном, карикатурном виде — изречения Козьмы Пруткова). Может быть, здесь же надо упомянуть и о некоторых резонерах, стремление которых иметь обо всем свое суждение ведет к грубейшим ошибкам, к высказыванию в качестве истин нелепых сентенций, имеющих в основе игнорирование элементарных логических требований. Не лишне подчеркнуть, что по отношению ко многим видам конституциональной глупости подтверждается изречение знаменитого немецкого психиатра, что они могут, умеют больше, чем знают (mehr konnen, als wissen), в результате чего в грубо элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые умные люди.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама