Произведение «Ст. "О шумеро-аккадском вкладе в этногенез западных иберов".» (страница 1 из 9)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 2778 +2
Дата:
Предисловие:
Обосновывается гипотеза об изначальной принадлежности западных иберов к шумеро-аккадским пле­менам «черноголовых», иммигрировавшим на Пиренейский полуостров.

Ст. "О шумеро-аккадском вкладе в этногенез западных иберов".

 
                                                          М.И. Зильберман
                       Ст. "О шумеро-аккадском вкладе в этногенез западных иберов".
 
Пиренейский полуостров (ранее Иберийский; баск. "Iberiar penintsula"; латин. "Iberia Paeninsula") - юго-западная часть европейского материка, расположенного неподалёку от Африки, от которой он отделился в раннем неолите. От остальной части Ев­ропы данный полу­остров изолирован стеной Пиренейских гор, а естественно-географические характери­с­ти­ки и климатические условия этой древней земли отличаются значи­тельным многообразием и контрастностью.
"Доисторическая" эпоха Иберийского полуострова охватывает время от появления первых гоминид в нижнем палеолите (и это древнейшие в Европы - ок. 780 тыс. лет до н.э., пещера хребта Атапуэрка) и до возникновения первых письменных памятников в эпоху финикийской колонизации (их первая колония основана ок 1100 г. до н.э. или не­сколько ранее). Существуют многочисленные свидетельства длительного пребывания не­андерталь­цев на территории полуострова (даже после их исчезновения в иных местах) примерно до 20000 г. до н.э..
Общепринято, что период 9000-6000 гг. до н. э. на Пиренейском полуострове клас­сифицируется как переходный между верхним палеолитом и неолитом (в этот период (эпипалеолит) заметно потеплело). В ту пору, в русле родственных "совтерской" (период 8000-7000 гг. до н.э.) и после­дующей "тарденуазской" (VII-IV тыс. до н.э.) мезолитиче­ских культур (распространённых во всей Европе, включая большую часть Пиренейского полуострова (Г. Чайлд "У истоков европейской цивилизации". 1952)), развивается микро­литиче­ская индустрия (изготовление микролитов, в частности, с характерными уг­лубле­ниями для пальцев на микрорубилах), как принято полагать, вследствие иммиграции на­туфийцев (строивших округлые дома). Прибыв из Центральной Европы, натуфийцы при­несли с собой ориньякскую культуру. Cчитается, что антропологический тип носителей упомянутых выше культур - смягчённый кро­маньоидный. Вместе с тем, в могильниках  тарденуазцев Иберийского полуострова обнаружены следы этнического негроидного влияния, обязанного своим возникновением натуфийцам ("грацильному" этносу), асси­ми­лировавшемуся с автохтонными кроманьон­цами.
Антропологические исследования, проведенные на протяжении последних ста лет такими видными учёными, как Брок, Дэвис, Хаксли, Вирхов и Тубино, неопровержимо доказали, что в эпоху неолита на территории Европы обитала раса низкорослых людей с яйцевидными или овальными черепами, т.е. все те же «евроафриканцы» (натуфийцы).
Установлено, что земледельцы Анатолии и Ближнего Востока, мигрировавшие в Ев­ропу в VII тыс. до н.э., со временем добрались и до юго-западной части европейского ма­терика. Так, культура "импрессо" или культура "кардиальной/кардиумной" керамики  (с ок. 5900-5400 гг. до н.э.) охватывала  большую часть побережья Испании и Португалии, Марокко, Аквитании, а также северо-запад Италии (Лигурия), Сардинию и Корсику. При­мечательно, что носители этой культуры (предположительно из Северной Африки) из всех технологий неолита, как  считается, были знакомы лишь с керамикой (ручной лепки), но земледелием не занимались (скотоводы или/и охотники-собиратели (возможно, бер­беры/пикты)). Заметим, что, в частности, А.Л. Монгайт (стр.293, 296) считает данную ги­потезу (о появлении керамики культуры «импрессо» впервые в Северной Африке и в Ис­пании у жителей пещер) не подтвердившейся, но выводит ее из Сирии. Восточные при­шельцы в своей миграции на полуостров, по его мнению, воспользовались (что весьма любопытно) каботажными судами).
Предполагается (А.Л. Монгайт "Археология Западной Европы. Каменный век". 1978), что под влиянием представителей культуры "импрессо" на Средиземноморском по­бережье Иберийского полуострова, в прибрежной области между Гибралтаром и Али­канте (в Андалусии и в долине реки Эбро), возникла и распространилась в IV-III тыс. до н.э. т.н. "альмерийская" культура (культура "Альмерия" (город (провинция) на юго-вос­токе испанского побережья) или культура "Эль-Гарсель"). Поселения этой культуры, ино­гда окружённые каменными стенами, большей частью располагались на вершинах хол­мов, над плодородными долинами. Дома (хижины) альмерийцев были круглыми или овальными, частично заглубленными в землю (как у натуфийцев), с глинобитными (кар­кас из плетня) стенами и крышами. Кремневый инвентарь на поселениях представлен из­делиями тарденуазской традиции (микрорезцы, наконечники стрел с поперечно срезан­ным лезвием и т.п.); керамика грубая, неорнаментированная, с коричневой или черной по­верхностью. Заметим, что А.Л. Монгайт полагал, что культуре "Альмерия" не была из­вестна технология изготовления меди и предметов из неё. Вместе с тем, сущест­вует и мнение о том, что "волна, предположительно сирийского происхождения, дала на­чало альмерийской культуре... а носители (этой) новой культуры поддерживали постоян­ные связи с восточным Средиземноморьем, откуда они пришли в Испанию" (в таком слу­чае, если А.Л. Монгайт прав, то носители "альмерийской" культуры мигрировали в Испа­нию не из Анатолии или Ханаана (Сирии), поскольку там, в период втор. пол. IV - ок. сер. III тыс. до н.э. процветала  куро-аракская культура).Важно отметить, что наследницей "альмерийской" культуры принято полагать куль­туру "Лос-Мильярес", которая возникает в период 2500-1800 гг. до н.э. в Альмерии и на равнине Мурсии (культура наименована по названию археологического городища в 17 км к северу от Альмерии). Знаменательно, что для данной культуры была характерна высокая плотность населения (не характерная для полуострова), сельское хозяйство с развитой ир­ригацией, изготовление керамических изделий, украшенных символическими рисун­ками, обработка металлов, в т.ч. плавка и формовка меди (с этой культурой связывается ранний бронзовый век на полуострове). Посёлки же данной культуры были обнесены мощными стенами и бастионами, другими фортификационными (защитными) устройст­вами.  "Эль-Аргарская" археологическая культура, которая, как  предполагается, возникла из более ранней - "Лос-Мильярес", существовала примерно в период 1800-1550 гг. до н.э. (окрестно­сти города Антас, провинция Альмерия; большая часть региона Мурсия и про­винции Гранада). Характерным для эль-аргарской культуры являлось широкое использо­вание бронзы. Довольно развитыми были металлургия и горная добыча серебра и золота, которые использовались в ювелирном деле и для изготовления оружия. Кроме того, в эль-аргарцы занимались изготовлением тканей, качественной глиняной посуды и сложных ке­рамических изделий.
Так, примерно в 1785 г. до н.э. некими племенами, создавшими Эль-Аргар­скую культуру, было возведено на холме поселение Серо-де-ла-Вирхен-де-Орсе (невдалеке от города Малагон). Вокруг поселения была возведена большая каменная защитная стена. Свои дома эль-аргарцы возводили из камня и делали в них несколько комнат. Они про­вели большой канал для орошения зе­мель, на которых выращивали различные сельско­хо­зяйственные культуры. Жители зани­мались и скотоводством. Отметим, что культура "Эль-Аргар" рассматривается как вероятный предок культуры древних иберов.
Тот факт, что в "Эль-Аргара" в изменилась культура погребений: эль-аргарцы обычно использовали индивидуальные гробы (поза эмбриона), которые погребали под домами или между ними, коллективные погребения отсутствовали, однако в конце пе­риода этой культуры люди начали хоронить своих предков (в вытянутых позах) в глиня­ных сосудах: большинство захоронений осу­ществлялось в глиняных сосудах для хранения зерна - пифосах или специальных кофрах (и не под домами), что может свиде­тельствовать либо о смене погребальной традиции, либо о смене этноса.
Важно отметить и синхронную упомянутым выше т.н. культуру "Мотильяс" (или «ламанчская бронза») - цивилизацию оседлых земледельцев и скотоводов (пастушество), распространённую на землях исторической области Ла-Манча (часть провинции Сьюдад-Реаль, вся провинция Альбасете и несколько районов в Толедо и Куэнка) в период ок. 2200-1500 вв. до н.э.). Особенностью этой культуры является сооружение весьма укреп­лённых поселений, известных как «мотилья» (отсюда и название культуры), а также изго­товление изделий из разных медных сплавов (но не из бронзы из-за сложностей с добычей олова). Считается, что носители этой культуры влились в состав культуры ибе­ров.
Итак, начало научному исследованию проблемы западных иберов было положено в XVIII веке в свя­зи с анализом происхож­дения языка басков. Выяснено ("Всемирная исто­рия", т 2, 1956; ред. Е.М. Жуков), что "Со времён Гекатея Милетского (кон. VI - нач. V в. до н.э.) появляется название "Иберия" (греч. "Iberia"), введённое в обиход греческими ко­лонистами в VI в. до н.э.", а также и то, что Пиренейский полуостров наимено­ван Иберийским римлянами в честь иберов (народа, населявшего восточное побережье полуострова - территория современной  Катало­нии) примерно с III тыс. до н.э..
Восточная Иберия/Иверия (лат. Hiberia), по Диону Кассию - "Азиатская Иберия", известна со времён античности. Любопытно, что ни отец истории Геродот (V вв. до н.э.), ни афинянин Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.), подробно описывая все народы и страны Ойкумены, расположенные вплоть до Индии, вообще не упоминают Иберию. Однако уже Сократ (469-399 гг. до н.э.) полагал, что «иберы, живущие у Понта Евксинского, - вы­ходцы из тех иберов, которые находятся в Испании». Страбон (I век н.э.) в своей «Гео­графии», констатировал, что «западные иберы переселились в местности, лежащие выше Понта и Колхиды, отделяемые от Армении рекою Аракс». Географ Дионисий Периагет (I-II вв. н.э.) в трактате «Землеописание», говоря о перешейке «между Каспским и Евксин­ским» морями, отмечает, что «на нем живет восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток». В сказании, приведённом Евсевием Флавиосом (I век н.э.), повествуется: "...Яфет, сын Ноя, имел семь сыновей... (и) в честь Теобелоса на­званы тео­белы, которые теперь зовутся иберами" (Г.К. Давтян "Идентичны ли иберы, картвелы и грузины?". 2015).
Следует отметить, что летописцы называли Пиренейский полуостров "Иберией", а обита­телей побережья - "иберами" до времён др.-греч. историка Полибия (ок. 120 до н.э.) (А. Аррибас. 2004). Этнический же состав населения древней Испании был весьма "сло­жен и разнообразен". Так, Плиний Старший («Естественная история», ок. 77 го­да н.э.) на­считал в Испании свыше 500 различных племён (и, вероятно, существовало столько же наречий, говоров, диалектов; при этом иберийские надписи, обнаруженные между Анда­лузией и Ансерюном (известно несколько сот надписей), свидетельствуют, что иберы юга, испан­ско­-левантинского и каталонского регионов разговаривали на различных диа­лектах од­ного и того же языка). Отмечается многообразие локальных иберийских культурных тради­ций в Каталонии, Испанском Леванте, Юго-востоке и Андалузии. "Что касается ис­кус­ства, то во множестве местных


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:43 24.05.2019
..."в лексикон иврита входят аккадские (изначально), шумерские, ханаа­нейские (т.е. хатто-хурритские и аморейские."
Иебериа - древнее название Северного Кавказа и Грузии, присоединена к Римской империи.., такое же название носила  Испания.?.
Иберия/Иверия - поздние названия, которые возможно возникли на основе более древнего названья Хабиру...?! Х иГ1 выпали из языка..(Хабиру — древние египетское название Кавказа../ искаженное Г1АПИ КРЕПОСТЬ КАВКАЗ/
Хурритское       ewri - ibri- царь, патриарх  урартское      euri - господин.
Нaldie eurie - Халду господу...
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама