Предисловие: Обосновывается гипотеза об изначальной принадлежности западных иберов к шумеро-аккадским племенам «черноголовых», иммигрировавшим на Пиренейский полуостров.
Ст. "О шумеро-аккадском вкладе в этногенез западных иберов".
М.И. Зильберман
Ст. "О шумеро-аккадском вкладе в этногенез западных иберов".
Пиренейский полуостров (ранее Иберийский; баск. "Iberiar penintsula"; латин. "Iberia Paeninsula") - юго-западная часть европейского материка, расположенного неподалёку от Африки, от которой он отделился в раннем неолите. От остальной части Европы данный полуостров изолирован стеной Пиренейских гор, а естественно-географические характеристики и климатические условия этой древней земли отличаются значительным многообразием и контрастностью.
"Доисторическая" эпоха Иберийского полуострова охватывает время от появления первых гоминид в нижнем палеолите (и это древнейшие в Европы - ок. 780 тыс. лет до н.э., пещера хребта Атапуэрка) и до возникновения первых письменных памятников в эпоху финикийской колонизации (их первая колония основана ок 1100 г. до н.э. или несколько ранее). Существуют многочисленные свидетельства длительного пребывания неандертальцев на территории полуострова (даже после их исчезновения в иных местах) примерно до 20000 г. до н.э..
Общепринято, что период 9000-6000 гг. до н. э. на Пиренейском полуострове классифицируется как переходный между верхним палеолитом и неолитом (в этот период (эпипалеолит) заметно потеплело). В ту пору, в русле родственных "совтерской" (период 8000-7000 гг. до н.э.) и последующей "тарденуазской" (VII-IV тыс. до н.э.) мезолитических культур (распространённых во всей Европе, включая большую часть Пиренейского полуострова (Г. Чайлд "У истоков европейской цивилизации". 1952)), развивается микролитическая индустрия (изготовление микролитов, в частности, с характерными углублениями для пальцев на микрорубилах), как принято полагать, вследствие иммиграции натуфийцев (строивших округлые дома). Прибыв из Центральной Европы, натуфийцы принесли с собой ориньякскую культуру. Cчитается, что антропологический тип носителей упомянутых выше культур - смягчённый кроманьоидный. Вместе с тем, в могильниках тарденуазцев Иберийского полуострова обнаружены следы этнического негроидного влияния, обязанного своим возникновением натуфийцам ("грацильному" этносу), ассимилировавшемуся с автохтонными кроманьонцами.
Антропологические исследования, проведенные на протяжении последних ста лет такими видными учёными, как Брок, Дэвис, Хаксли, Вирхов и Тубино, неопровержимо доказали, что в эпоху неолита на территории Европы обитала раса низкорослых людей с яйцевидными или овальными черепами, т.е. все те же «евроафриканцы» (натуфийцы).
Установлено, что земледельцы Анатолии и Ближнего Востока, мигрировавшие в Европу в VII тыс. до н.э., со временем добрались и до юго-западной части европейского материка. Так, культура "импрессо" или культура "кардиальной/кардиумной" керамики (с ок. 5900-5400 гг. до н.э.) охватывала большую часть побережья Испании и Португалии, Марокко, Аквитании, а также северо-запад Италии (Лигурия), Сардинию и Корсику. Примечательно, что носители этой культуры (предположительно из Северной Африки) из всех технологий неолита, как считается, были знакомы лишь с керамикой (ручной лепки), но земледелием не занимались (скотоводы или/и охотники-собиратели (возможно, берберы/пикты)). Заметим, что, в частности, А.Л. Монгайт (стр.293, 296) считает данную гипотезу (о появлении керамики культуры «импрессо» впервые в Северной Африке и в Испании у жителей пещер) не подтвердившейся, но выводит ее из Сирии. Восточные пришельцы в своей миграции на полуостров, по его мнению, воспользовались (что весьма любопытно) каботажными судами).
Предполагается (А.Л. Монгайт "Археология Западной Европы. Каменный век". 1978), что под влиянием представителей культуры "импрессо" на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова, в прибрежной области между Гибралтаром и Аликанте (в Андалусии и в долине реки Эбро), возникла и распространилась в IV-III тыс. до н.э. т.н. "альмерийская" культура (культура "Альмерия" (город (провинция) на юго-востоке испанского побережья) или культура "Эль-Гарсель"). Поселения этой культуры, иногда окружённые каменными стенами, большей частью располагались на вершинах холмов, над плодородными долинами. Дома (хижины) альмерийцев были круглыми или овальными, частично заглубленными в землю (как у натуфийцев), с глинобитными (каркас из плетня) стенами и крышами. Кремневый инвентарь на поселениях представлен изделиями тарденуазской традиции (микрорезцы, наконечники стрел с поперечно срезанным лезвием и т.п.); керамика грубая, неорнаментированная, с коричневой или черной поверхностью. Заметим, что А.Л. Монгайт полагал, что культуре "Альмерия" не была известна технология изготовления меди и предметов из неё. Вместе с тем, существует и мнение о том, что "волна, предположительно сирийского происхождения, дала начало альмерийской культуре... а носители (этой) новой культуры поддерживали постоянные связи с восточным Средиземноморьем, откуда они пришли в Испанию" (в таком случае, если А.Л. Монгайт прав, то носители "альмерийской" культуры мигрировали в Испанию не из Анатолии или Ханаана (Сирии), поскольку там, в период втор. пол. IV - ок. сер. III тыс. до н.э. процветала куро-аракская культура).Важно отметить, что наследницей "альмерийской" культуры принято полагать культуру "Лос-Мильярес", которая возникает в период 2500-1800 гг. до н.э. в Альмерии и на равнине Мурсии (культура наименована по названию археологического городища в 17 км к северу от Альмерии). Знаменательно, что для данной культуры была характерна высокая плотность населения (не характерная для полуострова), сельское хозяйство с развитой ирригацией, изготовление керамических изделий, украшенных символическими рисунками, обработка металлов, в т.ч. плавка и формовка меди (с этой культурой связывается ранний бронзовый век на полуострове). Посёлки же данной культуры были обнесены мощными стенами и бастионами, другими фортификационными (защитными) устройствами. "Эль-Аргарская" археологическая культура, которая, как предполагается, возникла из более ранней - "Лос-Мильярес", существовала примерно в период 1800-1550 гг. до н.э. (окрестности города Антас, провинция Альмерия; большая часть региона Мурсия и провинции Гранада). Характерным для эль-аргарской культуры являлось широкое использование бронзы. Довольно развитыми были металлургия и горная добыча серебра и золота, которые использовались в ювелирном деле и для изготовления оружия. Кроме того, в эль-аргарцы занимались изготовлением тканей, качественной глиняной посуды и сложных керамических изделий.
Так, примерно в 1785 г. до н.э. некими племенами, создавшими Эль-Аргарскую культуру, было возведено на холме поселение Серо-де-ла-Вирхен-де-Орсе (невдалеке от города Малагон). Вокруг поселения была возведена большая каменная защитная стена. Свои дома эль-аргарцы возводили из камня и делали в них несколько комнат. Они провели большой канал для орошения земель, на которых выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Жители занимались и скотоводством. Отметим, что культура "Эль-Аргар" рассматривается как вероятный предок культуры древних иберов.
Тот факт, что в "Эль-Аргара" в изменилась культура погребений: эль-аргарцы обычно использовали индивидуальные гробы (поза эмбриона), которые погребали под домами или между ними, коллективные погребения отсутствовали, однако в конце периода этой культуры люди начали хоронить своих предков (в вытянутых позах) в глиняных сосудах: большинство захоронений осуществлялось в глиняных сосудах для хранения зерна - пифосах или специальных кофрах (и не под домами), что может свидетельствовать либо о смене погребальной традиции, либо о смене этноса.
Важно отметить и синхронную упомянутым выше т.н. культуру "Мотильяс" (или «ламанчская бронза») - цивилизацию оседлых земледельцев и скотоводов (пастушество), распространённую на землях исторической области Ла-Манча (часть провинции Сьюдад-Реаль, вся провинция Альбасете и несколько районов в Толедо и Куэнка) в период ок. 2200-1500 вв. до н.э.). Особенностью этой культуры является сооружение весьма укреплённых поселений, известных как «мотилья» (отсюда и название культуры), а также изготовление изделий из разных медных сплавов (но не из бронзы из-за сложностей с добычей олова). Считается, что носители этой культуры влились в состав культуры иберов.
Итак, начало научному исследованию проблемы западных иберов было положено в XVIII веке в связи с анализом происхождения языка басков. Выяснено ("Всемирная история", т 2, 1956; ред. Е.М. Жуков), что "Со времён Гекатея Милетского (кон. VI - нач. V в. до н.э.) появляется название "Иберия" (греч. "Iberia"), введённое в обиход греческими колонистами в VI в. до н.э.", а также и то, что Пиренейский полуостров наименован Иберийским римлянами в честь иберов (народа, населявшего восточное побережье полуострова - территория современной Каталонии) примерно с III тыс. до н.э..
Восточная Иберия/Иверия (лат. Hiberia), по Диону Кассию - "Азиатская Иберия", известна со времён античности. Любопытно, что ни отец истории Геродот (V вв. до н.э.), ни афинянин Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.), подробно описывая все народы и страны Ойкумены, расположенные вплоть до Индии, вообще не упоминают Иберию. Однако уже Сократ (469-399 гг. до н.э.) полагал, что «иберы, живущие у Понта Евксинского, - выходцы из тех иберов, которые находятся в Испании». Страбон (I век н.э.) в своей «Географии», констатировал, что «западные иберы переселились в местности, лежащие выше Понта и Колхиды, отделяемые от Армении рекою Аракс». Географ Дионисий Периагет (I-II вв. н.э.) в трактате «Землеописание», говоря о перешейке «между Каспским и Евксинским» морями, отмечает, что «на нем живет восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток». В сказании, приведённом Евсевием Флавиосом (I век н.э.), повествуется: "...Яфет, сын Ноя, имел семь сыновей... (и) в честь Теобелоса названы теобелы, которые теперь зовутся иберами" (Г.К. Давтян "Идентичны ли иберы, картвелы и грузины?". 2015).
Следует отметить, что летописцы называли Пиренейский полуостров "Иберией", а обитателей побережья - "иберами" до времён др.-греч. историка Полибия (ок. 120 до н.э.) (А. Аррибас. 2004). Этнический же состав населения древней Испании был весьма "сложен и разнообразен". Так, Плиний Старший («Естественная история», ок. 77 года н.э.) насчитал в Испании свыше 500 различных племён (и, вероятно, существовало столько же наречий, говоров, диалектов; при этом иберийские надписи, обнаруженные между Андалузией и Ансерюном (известно несколько сот надписей), свидетельствуют, что иберы юга, испанско-левантинского и каталонского регионов разговаривали на различных диалектах одного и того же языка). Отмечается многообразие локальных иберийских культурных традиций в Каталонии, Испанском Леванте, Юго-востоке и Андалузии. "Что касается искусства, то во множестве местных
|
Иебериа - древнее название Северного Кавказа и Грузии, присоединена к Римской империи.., такое же название носила Испания.?.
Иберия/Иверия - поздние названия, которые возможно возникли на основе более древнего названья Хабиру...?! Х иГ1 выпали из языка..(Хабиру — древние египетское название Кавказа../ искаженное Г1АПИ КРЕПОСТЬ КАВКАЗ/
Хурритское ewri - ibri- царь, патриарх урартское euri - господин.
Нaldie eurie - Халду господу...