Произведение «Колыбель детства» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 44
Читатели: 1516 +1
Дата:
«Charles_Perrault_by_G?rard_Edelinck»
Предисловие:
Ко дню рождения Шарля Перро

Колыбель детства

Рискую показаться немодной, да собственно и буду таковой, но все же скажу, отдавая дань памяти беспечальным детским годам, что самым ценным подарком для меня к Новому году, были книги. Завернутые в шуршащую кальку или матовую папиросную бумагу, перевязанные цветными лентами , пахнущие типографской краской – они будили мое воображение и были дороже самых красивых кукол и самых вкусных конфет. Ни один нарядный сверток, лежащий под елочкой, не был для меня столь милым, как скромные томики книг. Впрочем, один из таких томиков вовсе не был скромным! Помню, что развернула цветную обертку и мое пятилетнее сердце замерло! Предо мною лежало роскошное издание сказок Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре. Темно-лиловая твердая обложка с золотой надписью «Сказки». Веленевая бумага с золотым обрезом.

… Эта книга и сейчас предо мною… Не потрепанная, но поблекшая, и позолота почти не видна. Так, наверно, стареют  очень аккуратные и изящные женщины  - увядают, но не теряют формы. И точно так же, как когда-то пухлой детской ручонкой, я глажу ее страницы уже натруженной, прочерченной  венами, женской рукой и вспоминаю любимых сказочных героев. И растворяется время, и все мои дорогие близкие на миг выходят из небытия, и я вновь чувствую себя беззаботной.

Тогда в детстве, я вначале рассматривала картинки, потом читала сказки и совсем не обращала внимания на предисловие и на портрет самого Шарля Перро в самом начале книги. Более того, даже само имя выговаривалось мною не иначе как скороговоркой- ШарПеро. А чего с этим дядькой в пудреном парике церемониться! Про него читать скучно! Куда интереснее его сказки – веселые и грустные, смешные и даже немного страшные, как «Синяя борода», например!  Но непременно все – мудрые и добрые, словно улыбка Золушки, простившей своих злых сестер и мачеху. Ведь добро непременно должно победить зло! Непременно! Так верилось в это, так хочется верить сейчас.

Это сейчас я напряженно вглядываюсь в портрет Шарля Перро в мантии члена Французской академии, в тяжелое непроницаемое лицо весьма респектабельного человека, сановного вельможи времен Людовика 14-го.  Это сейчас я внимательно читаю не только предисловие к «Книге сказок», но и литературу о нем. Будто хочу разгадать тайну писателя, поэта, литературного критика, оставившего после себя массу трактатов о литературе, стихов и поэм, но, подобно Андерсену, вошедшего в историю лишь благодаря бессмертным своим сказкам.

Он родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его шести детей. Вместе с ним 12 января 1628 года на несколько минут раньше родился и его брат-близнец, чудесный золотоволосый, голубоглазый младенец Франсуа, которому Судьба отпустила всего 6 месяцев жизни. Шарль выжил, но всю жизнь над ним будто тяготело странное проклятие шестимесячного брата. Стоило мальчику ослушаться или пошалить, как мать сразу же заливалась слезами и говорила: «Ах, а вот мой бедный Франсуа никогда бы меня не обидел. Но он умер, а ты остался жить. Мой бедный, маленький Франсуа!».

Шарль изо всех сил старался заслужить внимание родителей. Сделать это было непросто, так все старшие братья его отличались прилежанием, большими способностями и все (!) стали впоследствии выдающимися людьми. Пьер – писателем, как и Шарль, Николя – богословом, Клод – медиком, биологом, одним из первых членов Академии Наук. Но более всего Клод Перро прославился как архитектор. Знаменитая коллонада восточного фасада Лувра, здание Парижской обсерватории, несколько церквей и арок Парижа – его работа. Шарлю с его поначалу замкнутым, диковатым характером приходилось трудно и дома и в школе. Порой родители удрученно сокрушались, не веря, что из вечно затюканного младшего сына выйдет что-то путное, а учителя в школе вечно стыдили, что у таких блестящих старших братьев Перро такой никудышный младший брат!

Помог случай. Шарль увидел, как мальчишки в школе издеваются над робким и тихим учеником. И будто призрак умершего брата-близнеца встал перед ним! Шарль бросился на защиту товарища с такой яростью, словно защищал родного брата. Обидчики разлетелись в разные стороны, до конца не осознав, что отмутузил их тихоня Шарль.

После этого Шарля будто подменили. Он увидел что есть более слабые чем он, нуждающиеся в его защите и это придало ему сил и уверенности. Впервые в этот день он, вечно запинающийся и бормочущий, смело поднял руку, вызвался отвечать и ответил великолепно. Так повторилось и дальше.

- Что с тобой? – спросили изумленные учителя. – Тебя подменили, Шарль?

- Я выздоровел, - тихо ответил мальчик. И это была чистая правда. Он действительно стал избавляться от проклятия Франсуа, перестал быть никудышной тенью прекрасного умершего младенца. Тень исчезла, разбилась, растворилась. Появился Шарль Перро.

Он пробовал себя на разных поприщах. Учился в университетском колледже,был адвокатом, но бросил эту работу и поступил клерком к своему брату Клоду. И опять в его жизнь вмешался случай, вернее удача – необходимая спутница величия.

Встреча с Жаном-Батистом Кольбером, всесильным министром финансов при дворе Людовика 14-го, объявившего себя Королем- Солнцем, решила многое в судьбе Шарля. Он был назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности  и  генеральным контролером королевских строений. Во многом определял культурную жизнь эпохи Людовика 14-го. Правда, после смерти своего покровителя впал в немилость и лишился многих должностей, но это случилось уже тогда, когда его место в литературе было уже утверждено и авторитет был велик.

Писал за всю жизнь немало, был идеологом теоретического движения «новых» в споре о древних и новых. В основных программных текстах — поэма «Век Людовика Великого»  и диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук», Перро считал, что искусство века Людовика намного превзошло античное и должно развиваться и далее. Яростно спорил с теоретиком искусства Буало и поэтом Расином, стоявшими на противоположных позициях. С гордостью носил звание академика и представить себе не мог, что прославится в веках не серьезными научными трудами, а сборником «Сказок матушки Гусыни», которые он записывал для развлечения и издал в 1697 году под именем своего сына Пьера, пытаясь оградить собственную репутацию академика от обвинений в работе с таким «низким и простонародным» жанром как сказка.
Сборник «Сказки матушки Гусыни» содержал 8 сказок. Все они представляли собой литературную обработку народных сказок, кроме одной, «Рике-хохолок», сочиненной самим Перро. Мало того, что эта книга прославила Шарля  за пределами литературного круга. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

История знает такие примеры таких причудливых писательских судеб. Так, например, Петр Ершов, автор многих прозаических и драматургических произведений, вошел в историю лишь благодаря бессмертному «Коньку-Горбунку» - маленькой жемчужине, сотворенной им в 19 лет. Грибоедов, написавший за свои 34 года достаточно, но навсегда оставшийся автором «Горе от ума», блестящий литературовед и журналист, переводчик и критик Корней Чуковский, известный всему миру как автор детских сказок, на написание которых он в общей сложности потратил лишь полгода (!) своей долгой жизни. И таких имен немало. Кому сейчас, кроме узкого круга специалистов известно имя математика, фотографа и священника Чарльза Лютвиджа До́джсона? А между весь мир его знает как Льюиса Кэрролла, автора знаменитой «Алисы».

Похоже, судьба сыграла с Перро подобную шутку. Он, сташий знаменитым, благодаря своим сказкам, до конца жизни стеснялся их. Стеснялся до такой степени, что даже в «Мемуарах», написанных за год до смерти, он ни слова не упомянул о головокружительном успехе «Сказок». Почему? Боялся опорочить свое имя и репутацию серьезного академика? Или не хотел оспаривать право авторство у сына Пьера, безвременно и глупо погибшего? Хотя сын только записывал в тетрадку народные сказки. Обрабытывал их и гранил сам Шарль.  Отец  не хотел бередить душевную рану? Или просто не понял самого главного своего творения – того, что окажется важнее всех академических заслуг?

Как отмечали исследователи, «мы пришли к Перро через сказку». И жив он в веках благодаря этой маленькой книжке. Сказки - непочатый и благодарный край работы для ученого. До «Сказок матушки Гусыни» первым в истории европейской литературы сборником сказочного фольклора была «Сказка сказок» итальянского поэта-сказочника Джамбатисты Базиле. К сожалению, его имя почти забыто сейчас.
Но Перро ни словом, ни звуком он не отметил открытия им нового литературного жанра. Почему?..

Это еще одна нерешенная загадка в жизни Шарля Перро. Сколько же их он унес в могилу?

… Перед зажженным, несмотря на майскую теплынь, камином сидит  грузный, обрюзгший человек. Ему зябко. В 75 лет кровь густа и плохо согревает тело. И румянец на щеках, уже не розово-коричневый, как в молодости, а сизо-красный в сетке проступающих вен. Сизый - цвет старости.

Перро торопится. Ему надо закончить «Мемуары». Это нужно не только его детям. Он пишет «Мемуары» и для своих врагов, которые вылили на него столько ушатов грязи. Он хочет оправдаться.

Старый академик на краю могилы  пытается  защититься. Он больше двадцати лет занимал ответственный пост, на котором нажил много недругов. Он берется  за «Мемуары» за несколько месяцев до смерти и боится, что не успеет их закончить. Вот только бы сил ему… А их почти не осталось после смерти сына. Жить бы да жить молодому, красивому талантливому Пьеру, в честь которого отец купил замок Арманкур. Но глупая насмешка судьбы (о, сколько их таких насмешек?) – Пьер случайно убивает в потасовке своего соседа Гийома, сына вдовы-торговки. Дворянин замарал свою честь убийством простолюдина! Позор! Начинается длительный судебный процесс. Мать убитого, почуяв, что пахнет очень большими деньгами, пытается третировать Перро. Опальному академику приходится употребить все свое влияние и деньги, чтобы спасти сына от позора. Пьера удается отправить в действующую армию, где он и погибает в бою, проявив отчаянную храбрость. Юноша словно искал своей смерти, рвался в самую гущу боя.

До 1724 года книга сказок выходила под авторством Пьера де Арманкура (такой псевдоним взял себе Пьер в честь замка Арманкур). А затем это имя исчезло с обложки, и его заменило имя отца.

Дело было в в авторитете академика Шарля Перро. Сын умер  рано, и следов его почти не осталось. Имя же отца было широко известно, а это было немаловажно для книгопродавцев. Кроме того, надо восстановить справедливость – скрупулезно работал над собранными сыном сказками все же отец, сам Шарль Перро.

…Гибель любимого младшего сына совсем подорвала здоровье Шарля. Казалось, природа злобно мстила ему за то, что он так долго отгонял болячки от себя. Теперь они навалились на него - сломленного - с удесятерянной силой! Если бы не друзья и старшие сыновья, он бы вскоре зачах. Несколько их - верных и преданных - старались хоть как-то отвлечь Перро, заставить его взяться

Реклама
Обсуждение
     10:54 10.04.2018
Читается на одном дыхании.Иллюстрации Гюстава Доре производят действительно сильное впечатление.
Как и ваш рассказ.Спасибо вам!))
     11:01 10.12.2017
Это было удивительно приятно читать, несмотря на то, что в биографии Шарля Перро много тяжёлых моментов. Ну, и интересно, конечно! Ляман, Вы - молодец!
     14:35 25.08.2017 (1)
Очень хорошая работа. Узнала много нового и интересного. Благодарю. С уважением, Лина.
     15:10 25.08.2017 (1)
Благодарю вас сердечно, дорогая Лина.
     12:54 30.08.2017 (1)
Я очень хочу научится писать так же сильно, как вы!)
     12:59 30.08.2017
Спасибо, дорогая Лина.
Я думаю, каждый человек ценен своим внутренним миром и способностью его выражения.
И у вас все получится замечательно.
Гость      21:45 15.06.2017 (1)
Комментарий удален
     22:25 15.06.2017
Спасибо вам огромное сердечное, дорогая за тепло и добро ваших слов. За вашу искренность, за трепет и жар вашего сердца.
Не знаю, есть ли Тот мир, или нет (мало в это верю), но если есть что-то Там, пусть Вам даруется радость. Всегда.
Вы заслужили этого всем сердцем!
Обнимаю Вас.
     20:33 25.02.2017 (1)
     20:41 25.02.2017
Спасибо вам, сердечное!
     19:59 05.02.2017 (1)
Сколько же много я узнаю из ваших миниатюр и рассказов...Спасибо, дорогая Ляман!
     20:26 05.02.2017
Спасибо вам, родная!
     21:23 20.01.2017 (1)
Оххх... Такое начало!..  Веленевая бумага, картинки, и детство, и ноготочки на пальчиках.
          Мама брала ножницы и АККУРАТНЕНЬКО их срезала.... Но всегда на среднем пальчике были проблемы,
         и мама говорила:  "  Тихо-тихо тихо...  Щас я..."

 Ах, это волшебное детство! Ну, почему его нельзя вернуть хоть на минутку???

             Спасибо тебе, Ляман, за это возвращение в детство.  На минутку.
     21:29 20.01.2017 (1)
Спасибо вам, Олег!
Детство осталось навсегда где-то там, в розовом, солнечном, поющем мире..
     21:40 20.01.2017 (1)
1
И в новогодней ёлочке, которая ТАК пахла чудесами и...вечным праздником!
     21:46 20.01.2017 (1)
Да...
     22:13 20.01.2017
     19:56 17.01.2017 (1)
Прекрасное, грустное и нежное эссе.
Кто же из нас этих сказок не любил а детстве ? Я и сейчас их люблю
     20:23 17.01.2017
Спасибо, Эми, дорогой, далекий и близкий друг.
     16:40 14.01.2017 (1)
Продолжайте,  Ляман, оставаться несовременной...
Страна, уже совершенно очевидно,  разваливается от псевдо-современности.
Сейчас, к печали,  во всех сферах жизни правит только псевдо.
Ваши любые зарисовки - ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА, пусть    из далекого прошлого, но СВЕЖЕГО, и ЧИСТОГО.
     18:22 14.01.2017
Спасибо, дорогая...
Спасибо вам.
     10:37 12.01.2017 (1)
Спасибо, Ляман, за познавательное эссе о великом сказочнике! У меня была вышивка "Кота в сапогах", я её вышивала крестиком.
     15:23 12.01.2017
Спасибо огромное, Анночка! Исправила!!!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама