Произведение «О смерти не думать!»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Произведения к празднику: День Победы в ВОВ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 84
Читатели: 1129 +1
Дата:
«О смерти не думать!» выбрано прозой недели
17.06.2024

О смерти не думать!

   
 
     Как ни готовился рядовой Леха к перебежке через дорогу, но команду «Вперед!» все-таки не услышал. Только по движению рядом лежащего в снежном кювете друга Серёги понял, что атака началась. Какая по счету? Боец бы не ответил. За этот стылый зимний день попыток была тьма.
      Немецкий пулемет за дорогой на высотке бил шквальным, все уничтожающим огнем, простреливая не только лысый склон, но и подступы к нему. Фашист длинными очередями бил по дороге, которая пенилась от разрывов. Пули с протяжным визгом неслись с высоты словно шершни. Было ощущение, что патронов у немецкого пулеметчика хватит на целую вечность. Леху и его товарищей спасала дорога и не глубокая дорожная канава.
      Ротный  посмотрел через плечо на бойца, боявшегося выглянуть из хилого укрытия. Мгновенно поняв душевное состояние парня, капитан дотронулся до плеча солдата и, стараясь пересилить треск пулеметных очередей, ободряюще крикнул:
      - О смерти не думать! Бегом вперед!
      Этими словами и начался для Алексея очередной бой.
     Сколько он продолжался? Час, два, три? Алексей время не засекал, да и некогда было. После начала атаки, пригибаясь, Лёха выскочил из кювета на дорогу и попал под кинжальный огонь. Смерть кружила повсюду. Пули сыпали сверху градом. Вертеться приходилось как на горячей сковородке, успевая видеть не только впереди, справа и слева, но и сзади.
      Боец, рефлекторно пригнув голову, не оглядываясь и не задерживаясь ни на секунду, дал короткую очередь из ППШ. Враз перескочил заснеженную дорогу и плюхнулся в ватнике и извоженных в земле ватных брюках в очередную ложбину. Из плеча бушлата торчала желтая вата, вырванная шальной пулей. Рядом распластались товарищи, и не понятно было, живы они или убиты.
      Второй раз встать и бежать душевных сил уже не хватало. Вокруг свистело и грохотало. «Пристрелялись, сволочи!» — мелькнуло в голове Алексея. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять:атаковать под таким адским огнем было самоубийством. Страх за свою двадцатилетнюю жизнь, будто какой-то липкий слизень, начал подыматься откуда-то из живота к горлу.
      Увидев на вершине копошившихся фашистов, Алексей скрипнул зубами:«Ну, гады, подождите!»— и звякнул затвором. Превозмогая страх, решительно выскочил из канавы и застрочил из автомата. Под встречным огнем понесся вверх по уже пропитанному кровью товарищей, избитому склону, не забывая фронтовую заповедь «Промедление — смерти подобно!»
      Бежать по рыхлому снегу было трудно. Шапка-ушанка сползала на глаза. Это в школе стометровку он преодолевал за десяток секунд. На войне время превращалось в жизнь. Гулко, словно филин из-за высотки продолжал бить миномет.
      На бегу, хватая ртом, воздух и слыша за спиной топот товарищей, Алексей поймал себя на мысли, что пулеметные струи с множеством мелькающих зеленоватых с жужжащим, замирающим визгом трасс как бы сходятся только на нем одном. Недалеко, багрово полыхнув смертельным пламенем, внезапно разорвалась мина, ударной волной, едва не свалив бойца с ног. Пламя исчезло, на снегу зачернела клякса. Щеку обдало страшным теплом.
      Парень не упал, но осыпанный мерзлой землей, краем глаза увидел, как Серёга, на мгновенье застыв в порыве бега, замертво рухнул на окровавленный снег. Рядом лежали мертвые бойцы. Пахло порохом, раскаленным металлом, человеческим потом и смертью.
      Огонь с такого расстояния был смертельным, но Лёха, внутренне сжавшись, уже не думал, что в любой момент его тоже может настигнуть вражеская пуля. «Главное не споткнуться, не упасть, — мелькнуло в голове, — а то кирдык! Ничего не спасет!»
     Это чувство парень уже пережил при отступлении под Смоленском, где был впервые ранен в ногу. Спасли его, потерявшего много крови, морские пехотинцы, проезжавшие после боя на полуторке по краю лесополосы. Десантники собирали всех на меже поля, кто выказывал хоть малейшие признаки жизни.
      Захват вражеской траншеи для Лешки и его товарищей был, с одной стороны, пусть маленькой, но победой — избавлением от кинжального пулеметного огня, а с другой — означал неизбежную рукопашную на бруствере. Это вам не в подворотне драться. Он знал, что это такое: сойтись один на один, глаза в глаза. Свалить врага и добить. В такой схватке не сила и оружие играло роль, а... то, что, наверное, и объяснить словами нельзя. Может, глубоко сидящая в душе сила предков? Или убежденность в правоте своего дела? А может, душевную силу бойцу давала родная земля, которую он освобождал от фашистов?
      Спроси это Лёху после атаки — он бы по-мальчишечьи отмахнулся и повторил слова ротного: «Главное — о смерти не думать!»
      До Великой Победы оставалось еще три долгих года войны...



Реклама
Обсуждение
     10:42 16.06.2024 (2)
1
Перед атакой молодой боец просто обосрался. Пробегая мимо, командир роты зажал нос и прокричал: вперёд, засранец!
     17:06 17.06.2024 (1)
1
Что сказать, Жорж?
Чувствуется, что Вы бывший  советский замполит, готовый обосрать все, что  Вас окружало.
Не зря же Вы маскируетесь под западном псевдонимом, зная что сослуживцы высчитали бы Вас быстро.
Похабствовать можно над вся м всем, но если можно просто пройти мимо и промолчать - то просто проходите.
Признание этого рассказа на  многих литературных конкурсах и фестивалях, его премии Ваша пошлость не перебьет.
Вы путаете свое личностное отношение ко мне с литературным произведением.
Бог Вам судья.
     13:03 18.06.2024
В своих сочинениях (не во всех) как раз ты обсираешь ту среду, в которой сам и варился. На что многие давно обратили внимание. А личностное отношение к тебе у меня никогда не менялось. Если ты считаешь, что твой юмор лучше моего, то так и быть. Серьёзные вещи тебе лучше не писать. Неискренними они получаются.
     10:48 16.06.2024 (1)
1
Фу, какая похабщина, Георгий.
А где же у Вас любовь к Родине? Возвышенные чувства, патриотизм?
     10:54 16.06.2024 (1)
1
Где? Известное дело, где (рифма). На войне нет ничего патриотического. Это просто грязная и кровавая работа. Поэтому ветераны войн не любят об этом говорить.
     11:00 16.06.2024 (1)
Да?
Интересно.
Значит, Георгий, у людей  нет любви к Родине, патриотизма?
Сегодня на СВО ребята, по Вашей  извращенной логике, просто занимаются "грязной и кровавой работой"?
     11:07 16.06.2024 (1)
1
Сходи туда и спроси сам. Патриотические мотивы бывают до и после, а во время действия думают о другом.
     11:39 16.06.2024 (1)
Зачем, Георгий, мне куда то ходить, когда рядом есть  свой знаток,  хорошо знающий кто что думает перед атакой.
Это Анатолий как бы  никому не верит, а я простой доверчивый, с непорочной душой романтик,  всезнающим людям верю. Грешен.
А тут Бац! и циничная правда нашей жизни.
Оказывается нет никакого патриотизма, зова сердца и души, любви к Родине, высоких идеалов, мужества и героизма. Нет!
Только одна кровь и грязь?
     11:42 16.06.2024 (1)
2
Ты упорно натягиваешь свою сову на глобус. Патриотизм есть. И идиотизм есть. Не веришь - попробуй.
     12:04 16.06.2024 (1)
Георгий, Вы уж меня извините старого романтика, мы с Вами глаз натягиваем на один и тот же глобус.
Только Вы простенько - цинично и похабно,  а я как бы  вдумчиво.
Хоть с какой-то  попыткой описать в рассказе человеческие мысли, чувства и эмоция.
     12:08 16.06.2024 (1)
1
Конечно, ты как современный классик маринистики просто обязан привирать. А я ничего не классик, мне можно цинично.
     12:29 16.06.2024 (1)
Вот здесь, Георгий, с Вами полностью согласен.
Быть циником и похабщиком быть всегда легко и просто.
Натянул сову на глобус и смотришь, кто что делает и  как дергается, хорошо ли обосрался или нет.
Если недостаточно, то можно говна прибавить.
Не так ли дружище?
     12:37 16.06.2024 (1)
2
Ты - "романтик", а я реалист. Но, как правило, говна добавляешь именно ты, особенно в комментариях. Думаешь, люди не понимают, с каким чувством ты произносишь хвалу главе государства?
     13:00 16.06.2024 (1)
1
Георгий, а Вы оказывается непросто циник-реалист, но и  глашатай всех людей, чувственно понимающий что пишут в комментариях о Главе государства.
Рад.  Поздравляю.
Горбачева и Ельцина, наверное так же самозабвенно любили с элементами реалистического цинизма? А?
     11:51 17.06.2024
... И засранец пошёл вперёд. И дошёл. А немцы в панике разбежались от ужасного запаха.
     12:20 17.06.2024 (1)
1
Великолепный рассказ, Леонид.
     16:55 17.06.2024
Спасибо, Анатолий. Не скрою, рад пониманию.
     14:03 15.06.2024 (1)
1
Ротный, с биноклем в руках, посмотрел через плечо на бойца, боявшегося выглянуть из хилого укрытия. Мгновенно поняв душевное состояние парня, капитан похлопал его по плечу и, стараясь пересилить треск пулеметных очередей, ободряюще крикнул:
   — О смерти не думать! Бегом вперед!

Вчера разговаривал с рядовым ехавшим в отпуск с СВО.
Описаная здесь картина не совпадает с реальностью.
     16:28 15.06.2024 (1)
1
Анатолий,  Ваш комментарий не понял.
Мой рассказ  (хочу считать его литературным произведением) -  это не очерк об СВО, а  маленькая  предполагаемая картинка о мгновении Великой отечественной войны..
     19:19 15.06.2024 (1)
1
Понимаю, да. Вы пишете о Великой Отечественной войне, а я этому не верю.
     19:41 15.06.2024 (1)
1
Анатолий, это нормально, когда один человек в чего то верит и предполагает, а другой нет. То что я написал - не истина, а  ПОПЫТКА показать мир ЛГ.
Был бы другой ЛГ или у меня было бы мастерство Василь Быкова -  как знать, может Вы в него и поверили бы.
Плохо, когда  люди в  разговоре верю/не  верю начинают применять  оружие, доказывая что только они правы, в результате чего гибнут люди и народы.
     21:37 15.06.2024 (1)
1
Не может быть такого, чтобы капитан ходил и хлопал солдат по плечу перед атакой.
И вы это прекрасно понимаете.
     21:56 15.06.2024 (1)
1
Анатолий, извиняюсь, а Вы знаете, что делает капитан перед атакой?
Признаюсь, я не знаю, но как вариант (не истину, еще раз повторяю)  предполагаю и постарался литературно это описать.
Знаю ТОЧНО одно, в армии и на флоте все зависит от командира. Все!
Какой у него характер, настрой, ум, умение  когда надо рявкнуть, а когда что-то важное сказать своим парням тихо, по отцовски. Найти для каждого свои слова.
Ротным был не в теории, а на практике.
     00:27 16.06.2024 (1)
1
Я на войне не был, откуда мне знать.
Но, жизненный опыт у меня есть.
Знаете, специалисты данным давно определили, что участники событий рассказывают о событиях не то, что они лично видели и пережили, а то, что прочитали или услышали из официальных источников.
А официальные источники говорят правду только в том случае, если она им выгодна.
В остальных случаях врут.
     05:12 16.06.2024 (1)
1
Конечно Анатолий все врут. Полностью с Вами согласен.
Литература - это  универсальное  средство вранья для достижения своих корыстных целей.    .Одни воюют - другие на них делают деньги.
Толстой в "Войне и мире",  Бондарев в "Горячем снеге",  Василь Быков в "Сотникове" про войну все врали, чтобы побольше получить денежные гонорары.
Похожих на их литературных героев людей в жизни  не было, да и самих войн тоже.
И СВО сейчас нет. Официальные источники про СВО врут чтобы  такие как  генерал Иванов могли получить взятки.
     09:54 16.06.2024 (1)
1
Я Быкова не читал, не знаю что он "врёт". Читал "Воспоминания о войне" Николайя Никулина.
Он "врëт", что поле перед укреплением нацистких войск было усеяно трупами солдат РККА в нескольно слоёв, в нижнем слою лежали солдаты в гимнастерках, в среднем в шенелях, в верхнем в тулупах... И там ни одного капитана не было.
А вы рассказываете, что капитан с биноклем, похлопал по плечу молодого солдата...
Кому я должен верить?
Фронтовику или вам?
Или Солженицына читал, сколько на него обрушено проклятий за "враньё"?
Пожалуй, больше чем на любого другого.
А я почему-то склонен ему верить...
Здесь я вам ничего доказать не могу. Но есть такое понятие аналогия процессов. В аналогичных ситуациях люди видут себя похожим образом.
     10:30 16.06.2024 (1)
1
Анатолий, и опять Вы правы.
Верить никому нельзя, хотя, блажен кто верует, тепло ему на свете.
Быть логичным - хорошее дело. Будьте же логичны.
Если Вы пишите: Я на войне не был, откуда мне знать, то  как Вы можете утверждать, что капитан не мог дружески в трудную минуту потрепать парня за плечо и по своему  двумя тремя словами ободрить бойца? Может и слова были другие, а может и не было.
Один Бог знает что в душах бойцов происходит перед смертельной атакой: страх, ужас, смелость, удаль, кураж?
В отличии от Вас, я не утверждаю, что так это было, а просто предлагаю. ХУДОЖЕСТВЕННУЮ версию одной из фронтовой ситуации, мгновения войны.
Вы же категоричны - Не верю! Здесь у нас с Вами внутренние расхождения.
     10:46 16.06.2024 (1)
1
предлагаю. ХУДОЖЕСТВЕННУЮ версию

Значит так предлагаете, неубедительно
     10:56 16.06.2024 (1)
1
Согласен, Анатолий, я не Симонов, но пока ЖИВОЙ классик советской маринистики, Ваш современник.
     13:25 16.06.2024 (1)
1
Про море увас лучше получается.
Удачи.
     13:35 16.06.2024
     20:53 15.06.2024 (1)
1
Скажу давно известную банальщину - о смерти не думают только дебилы.
     21:03 15.06.2024 (1)
1
     08:20 16.06.2024
1
     22:09 15.06.2024 (1)
1
 В  израильской армии нет команды: "Вперед!". 

Есть только  команда: "За мной!"

 Неделю назад наша армия освободила четырех заложников в тяжелом бою во время отхода.
 Погиб один человек.
 Командир  подразделения спецназа,  выполнившего задачу.
 Операции  по освобождению присвоено его имя.
     22:19 15.06.2024
Спасибо, Галина. Думаю во всех армиях настоящие командиры поступают одинаково, потому что они командиры-единоначальники.
Командир корабля в автономном плавании в мировом океане имеет АБСОЛЮТНУЮ власть Президента, Федерального собрания и Правительства вместе взятых.
     13:25 15.06.2024 (1)
3
Что сказать? Леха настоящий, я бы даже сказал, хрестоматийный такой герой. И рассказ очень понятный. Патриотичный и, по своему, даже красивый. В нем есть и преодоленный героем страх, любовь к родине и ненависть к врагам, и даже - хэппи-энд.. Другое дело, что восприятие этого образа не дает прочувствовать атмосферу войны.. Ваш рассказ жизнеутверждающий. После него хочется быть героем и защищать Родину. Хорошо ли это? Конечно, неплохо. Но оказавшись на войне произойдет другое откровение. Человек поймет, что война это жизнепоглощающее чудовище. И если тебя не съедят, то раны его от клыков будут мучить тебя до самой смерти..  
     13:47 15.06.2024 (1)
Александр, у меня  в душе не было задачи показать все стороны войны.
Да я бы наверное и не сумел бы.Т
То что война - это всепожирающее чудовище  мой ЛГ понимал и после войны, если останется, как человек, сильным духом, не сломается - останется нормальным человеком, как мой отец фронтовик.
Насчет душевных ран после войны - конечно же они будут.
Зарастают они долго, поэтому главное в теме сегодняшней войны не допустить чтобы 700 тысяч фронтовиков не разнесли страну, когда она закончится.
Не надо забывать, что конец афганской войны, был....     и концом Советского Союза.
     13:53 15.06.2024 (1)
2
Вы очень верно понимаете проблему возвращения с войны. Мне бывает очень странно слышать от зрелых людей, что вернуться только лишь герои, которые будут опорой общества и созидательной силой России. Парни вернуться (и уже возвращаются) в очень разном состоянии. Зачастую весьма плачевном..
     16:50 15.06.2024
Занимаясь извозом на своей машине в конце 90-х и начале двух тысячных столкнулся с ребятами вернувшимися чеченкой войны.
Хорошие, но опаленные и не адекватные ребята. Но там хоть война была закончена.
Сейчас ВООБЩЕ нельзя  НИЧЕГО  спрогнозировать, а духовной реабилитацией никто не занимается.
Да и что им сказать, когда в государстве, Конституции нет идеи. Общество раздроблено, побед нет. Кто за СВО, кто гуляет вечеринки, генералы ворют в открытую и живут на широкую ногу.
И что показательно - это вещают не западные СМИ, а наши СК, ФСБ, МВД, ведя грызню между собой, у кого фаберже круче.
Люди все видят и идут только за одним - длинным рублем. О потерях я не говорю. Путин сам сказал, что у нас пять раз меньше. Ну а сколько Украина теряет в день - нам четко говорят.
Можно добавить что ребята то молодые. Придет время когда они начнут задавать вопросы, как в свое время начали задавать и искать на них ответы "афганцы".
Открыт ящик Пандоры.
     23:35 06.05.2022 (1)
1
Очень реалистично описано. Здорово!
     23:44 06.05.2022
Спасибо Виктор!
Это по воспоминаниям отца.
Есть еще несколько работ - Западня, Я вас найду!, за которые  не стыдно.
Вошли в сборник "Голоса войны", вышедшем в этом году.
     21:02 06.05.2022 (1)
1
     21:56 06.05.2022
     21:32 21.04.2021 (1)
1
Я все-таки нашла этот рассказ. Очень сильно написано. Ни убавить, ни прибавить. Разве можно об этом забыть? По-моему, невозможно.
     22:51 21.04.2021 (1)
Благодарю Галина.
Забыть нельзя, тем более если родной брат, которому было 3 годика, умер от голода в оккупированным Минске в 1942 году.
Историю матери и отца опубликую к 9 мая.
     11:36 22.04.2021
1
А то, что пришлось пережить моей маме, я в стихах написала.

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=378627
     19:07 08.05.2020
1
Спасибо, Леня 
Это сильно...
Реклама