Автор: Раввин Григорий Котляр
За последние недели уважаемые израильские раввины обогатили наш общественный диалог несколькими перлами, заслуживающими внимания публики. Приведу некоторые из них:
1. Рав Рафаэль Бублиль в письме, обращенном к раввину Пардес-Ханы Давиду Цадке, объявил, что гибель генерала полиции Лиора Бокера во время пожара на горе Кармель была возмездием свыше за то, что тринадцать лет назад, будучи начальником полиции Хадеры, он задержал учеников иешивы, обвиняемых в поджоге. Вдова генерала Бокера подала на уважаемого раввина жалобу в полицию. Правда, после этого он публично перед ней извинился.
2. Рав Моше Штернбух, один из лидеров общины харедим, в ходе субботней проповеди в одной из синагог города Модиин Илит, объявил, что алия из России привезла в Израиль амалекитян. Амалек, как известно, символизирует в Торе извечного врага еврейского народа, которого следует уничтожать до последнего человека, так чтоб и памяти о нем не осталось.
3. Рав Шломо Авинер, раввин поселения Бейт-Эль и один из лидеров движения религиозного сионизма, выразил публичную поддержку бывшему президенту Моше Кацаву, осужденному за изнасилование. В беседе с учениками уважаемый раввин объявил, что Кацав пал жертвой личного преследования, и суд в его отношении не был справедливым. Естественно, во всем виновата пресса. А бывший президент – чист и невинен. Об этом напрямую говорится в открытом письме, подписанном равом Авинером и еще десятком его коллег.
В принципе, в этих высказываниях нет ничего нового. То, что многие наши раввины не доверяют системе светского судопроизводства, отказываются отвечать на вызовы в полицию и признавать судебные решения – общеизвестный факт. То, как они относятся к "гоям", приехавшим из бывшего Советского Союза, тоже нам знакомо. Неоднократно мы слышали из их уст и высказывания о том, что Холокост является наказанием за отход от исполнения ритуальных заповедей иудаизма. Что уж тогда говорить о пожаре на горе Кармель? Все это не удивляет. Удивляет то, что для многих израильтян люди, позволяющие себе подобные высказывания, по-прежнему остаются духовными авторитетами.
В Талмуде описан случай, когда к знаменитому мудрецу Гиллелю пришел нееврей и попросил обучить его всей Торе, пока тот стоит на одной ноге. Гиллель ответил: "Не делай своему ближнему того, что не желаешь себе. Все остальное – комментарий. Иди и учись". В последнее время, соблюдение законов иудаизма все больше воспринимается как исполнение практических ритуалов, сопровождаемое изучением Талмуда. А нравственная основа религии, которую подчеркивал Гиллель, уходит на второй план. Можно не подчиняться светской власти, оправдывать осужденных по суду насильников, называть защищающих еврейскую страну солдат амалеком. Конечно, все это слова, и говорить закон не запрещает. Но за этим кроется четкая общественная позиция и не скрываемое стремление превратить Израиль в государство, где будут действовать только законы Галахи. А по этим законам Кацава действительно можно оправдать. К сожалению, большинство светского населения не отдает себе отчет в том, что такое государство Галахи, и поэтому относится ко всем этим тенденциям довольно беспечно. И зря, ибо этот новый вариант устройства нашего общества уже маячит на политическом горизонте.
Скопировано с сайта http://www.polosa.co.il/gosudarstvo-galahi/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=151
|