Читая быличку о солнечных слезах (страница 1)
Тип: Проза
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Сборник: \ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК\
Автор: Ирина Омежина
Баллы: 30
Читатели: 110
Внесено на сайт: 13:51 27.08.2017
Действия:

Предисловие:
"Былички гораздо более непосредственно, чем сказки, связаны с мифологией...
В быличках преломился мир так называемой низшей мифологии: далёкие наши предки верили в "хозяев" и "духов" окружающих лесов, полей, рек, дома, бани, огорода и т.д., полагали возможным устанавливать с ними отношения, обеспечивающие людям благополучие, склонны были объяснять различные несчастья и неудачи нарушением этих отношений и вмешательством чужих сил в повседневную жизнь и пр."
(Б.Н. Путилов)

Читая быличку о солнечных слезах

Солнце — человечье, а месяц — медвежье солнышко. Солнце светит днём и глядит на худые наши дела, от них пакостится, а ночью люди делают дела ещё хуже, от этих солнышко ещё больше запакостилось бы и перестало бы нам светить. Поэтому оно заставило ночью светить месяц.
Он тоже глядит на людские дела и рассказывает о них солнышку. Если месяц увидит ночью уж больно много худых дел, — от этого солнышко бывает печально, а утром встаёт в тумане, а потом заплачет, пойдёт дождь.


       Худые, а по сути, нечеловеческие дела может вынести только «звериное» солнце — месяц. Его не поразишь. И не разжалобишь. Равнодушно взирает он на злые поступки людей, скрупулёзно фиксируя факты, не уступая в этом какому-нибудь учёному «сухарю», наблюдающему за поведением лабораторных мышей.
       Солнце ближе к людям. Эмоциональнее. Восприимчивее. Удивительно то, что сердечно переживая, пропуская через себя звериные непотребства людей — оно как будто бы само становится другим. Всё темнее и темнее. Его природа радикально меняется: свет оборачивается тьмой.
       Но даже бесстрастный месяц-помощник не в силах оградить солнце от получения эмоционального шока: поистине неиссякаем источник злых, тёмных дел. И тогда проливаются на землю солнечные слёзы…
       Верования народные — наивные и безыскусные — влекут к себе неповторимой образностью и поэтической красотой. Как будто сталкиваешься с бесхитростным взглядом ребёнка (самоуверенность современного человека  наделяет безосновательным правом смотреть на предков свысока). Мир вокруг (большой и непонятный) заполнен таинственной силой. Чтобы выжить, необходимо правильно ориентироваться в нём. Находиться при роде. Быть частью целого. Всё произошло от целого (живого), следовательно, живая душа присутствует повсюду: в камнях и деревьях, в реках и озёрах, в звёздах и облаках. Сама земля — одушевлена. Матерь всего сущего. Понимать язык её — жизненная необходимость. Что человек при таком могуществе? Былинка. Шагу не ступить без того, чтобы не задобрить огромное количество божеств, которые по-человечески обидчивы, капризны и мстительны.
       С приходом христианства языческие верования обросли дополнительными наслоениями: в быличках стали прослеживаться темы милосердия, греха и искупления. Получился интересный симбиоз.
 


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Дамир Садыков      10:30 28.08.2017 (1)
Здравствуйте, Ирина! Славяне-верующие, то есть ведающие Ра (Свет), никогда не были язычниками. Язычник, это русское слово, которым славяне обозначали употребляющих свой язык не по назначению, то бишь, невежд, не ведающих Бога, и прочих идолопоклонников, развратников, извращенцев. 
Исус Кристос говорит о том что Солнце, это личность, как и Земля-матушка, что Солнцу повелевает лично Отец Небесный (Мф. 5:45): «Он повелевает Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми…».
Он говорит о Боге Кристе (Крышне, Кришне, Христе) (Мк. 12:27): "Он Бог живых". То есть, всё вокруг нас живое. С уважением.

Ирина Омежина      10:45 28.08.2017
Здравствуйте, Дамир!
"Язычник" — в едином понимании слова. Научном.
Чувства славян-верующих при этом задеть я не предполагала.
Иван Алехин      06:39 28.08.2017 (1)
В этой кажущейся наивности прослеживается глубокий смысл познавания мира
и бережного отношения к нему. Чего не скажешь о дне сегодняшнем...
Ирина Омежина      09:47 28.08.2017

Спасибо, Иван!
Чудесным комментарием направили мысль мою в полёт.
Сижу. Обозреваю долину* исторического пространства.
Десятки тысяч лет человек смотрел на мир глазами язычника.
При этом взгляд был обращён вовне.
Зарождение новой (европейской) цивилизации
сделалось возможным благодаря появлению новой религии — христианству.
Направление взгляда переменилось: человек сконцентрировался на самом себе.
Говорить о нашем времени сложно (нужен сторонний наблюдатель). Пусть потомки
судят о слегка(?) окосевшем взгляде наших современников:)

*слово "взгляд" происходит от праслав. "глядеть".
Возможно, родственно ирл. glend, glenn — "долина".

=====================================
вставка в комментарий от 29.11.2017


Евгений  БАРАТЫНСКИЙ
 
          Приметы

Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил её знаменья с верой;

Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала:
О нём дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.

Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, впору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.

На путь ему выбежав из лесу, волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним:
Нечуждая жизнь в ней дышала.

Но, чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.

1840


Книга автора
Двойственная натура  
 Автор: Виктория Чуйкова