Солнце — человечье, а месяц — медвежье солнышко. Солнце светит днём и глядит на худые наши дела, от них пакостится, а ночью люди делают дела ещё хуже, от этих солнышко ещё больше запакостилось бы и перестало бы нам светить. Поэтому оно заставило ночью светить месяц.
Он тоже глядит на людские дела и рассказывает о них солнышку. Если месяц увидит ночью уж больно много худых дел, — от этого солнышко бывает печально, а утром встаёт в тумане, а потом заплачет, пойдёт дождь.
Худые, а по сути, нечеловеческие дела может вынести только «звериное» солнце — месяц. Его не поразишь. И не разжалобишь. Равнодушно взирает он на злые поступки людей, скрупулёзно фиксируя факты, не уступая в этом какому-нибудь учёному «сухарю», наблюдающему за поведением лабораторных мышей.
Солнце ближе к людям. Эмоциональнее. Восприимчивее. Удивительно то, что сердечно переживая, пропуская через себя звериные непотребства людей — оно как будто бы само становится другим. Всё темнее и темнее. Его природа радикально меняется: свет оборачивается тьмой.
Но даже бесстрастный месяц-помощник не в силах оградить солнце от получения эмоционального шока: поистине неиссякаем источник злых, тёмных дел. И тогда проливаются на землю солнечные слёзы…
Верования народные — наивные и безыскусные — влекут к себе неповторимой образностью и поэтической красотой. Как будто сталкиваешься с бесхитростным взглядом ребёнка (самоуверенность современного человека наделяет безосновательным правом смотреть на предков свысока). Мир вокруг (большой и непонятный) заполнен таинственной силой. Чтобы выжить, необходимо правильно ориентироваться в нём. Находиться при роде. Быть частью целого. Всё произошло от целого (живого), следовательно, живая душа присутствует повсюду: в камнях и деревьях, в реках и озёрах, в звёздах и облаках. Сама земля — одушевлена. Матерь всего сущего. Понимать язык её — жизненная необходимость. Что человек при таком могуществе? Былинка. Шагу не ступить без того, чтобы не задобрить огромное количество божеств, которые по-человечески обидчивы, капризны и мстительны.
С приходом христианства языческие верования обросли дополнительными наслоениями: в быличках стали прослеживаться темы милосердия, греха и искупления. Получился интересный симбиоз.
Исус Кристос говорит о том что Солнце, это личность, как и Земля-матушка, что Солнцу повелевает лично Отец Небесный (Мф. 5:45): «Он повелевает Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми…».
Он говорит о Боге Кристе (Крышне, Кришне, Христе) (Мк. 12:27): "Он Бог живых". То есть, всё вокруг нас живое. С уважением.