Произведение «Проторусский этнос (славяне) на рубеже Новой эры» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 1369 +1
Дата:
Предисловие:
Продолжение серии статей по древнейшей истории Руси.

Проторусский этнос (славяне) на рубеже Новой эры

               ПРОТОРУССКИЙ ЭТНОС (ПРАСЛАВЯНЕ) НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ.
                                                                          1. Введение.
Аннотация: на основе анализа праславянских археологических культур Восточной Европы периода от середины I-го тысячелетия до н.э. – начала н.э., их происхождения, развития и расхождения сделан вывод о независимом формировании западного и южного-юго-восточного массива праславянских культур (будущие Польша и Украина) относительно родственного восточно-северо-восточного славянского кластера (будущая Московия).
Ключевые слова: культуры шнуровой керамики, Абашевская, срубная, Фатьяновская, Поздняковская, Бондарихинская, Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая,Дьяковская, финно-угры, балты, праславяне.
               Статья продолжает серию о славяно-русском этносе дорюриковского периода Древней Руси. В данном случае речь пойдёт об историческом отрезке от середины I-го тысячелетия до н.э., и вплоть до ангажированного в различных источниках расселения восточных славян по территории Русской равнины во второй половине первого тысячелетия уже Новой Эры. Основная проблематика в краткой и ясной форме определена здесь еще «отцом истории» Геродотом: «Никто не может сказать ничего достоверного о стране, находящейся к северу от Фракии за Истром» [1] (то есть, к северу от Дуная). Это было сказано в 5 веке до н.э., и за прошедшие 2500 лет об этнической ситуации в этой части Европы той поры мало что прибавилось вразумительного и определенного. И это, несмотря на тонны соответствующего материала – так, мы и в 21 веке все еще достоверно не знаем «откуда есть пошла Русская земля».
               «Этническая карта Средней и Северо-Восточной Европы в I-м тысячелетии до н.э. также может быть отмечена  лишь в самых общих чертах» - это уже из В.В.Седова [2]. И ещё из классики: «Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов...» [3]. Или вот ещё: «Древнеславянские племена распространились в середине I-го тысячелетия н.э. и на восток – в бассейны Припяти и Днепра, но культура неизвестна» [4].
               Таким образом, имеем в этом вопросе действует своеобразный «принцип неопределенности» - сродни физике микромира. Хотя существуют письменные свидетельства античных авторов о предках славян: о них упоминали Тацит, Плиний, Кассиодор, Птолемей (один из) и, конечно, незабвенный Иордан – творец готских сказок. В славистике эти несколько авторов являются едва ли не единственными письменными источниками знаний о славянах конца I-го тысячелетия до н.э. и начала н.э. Интерпретациям имеющихся сведений (здесь же, разумеется,  и  «Повесть временных лет») посвящены вагоны диссертаций и монографий, но мы на них останавливаться не будем. Любопытствующих отправляем к первоисточникам [5,6,7].
               В одной из предыдущих статей данного цикла представлен обзор взглядов и позиций наиболее авторитетных и уважаемых специалистов-славистов 20 века (А. Нидерле, В.В.Седов, Б.А.Рыбаков, М.Фармер) в вопросе происхождения славян и их прародины [8]. И вот, несмотря на зачастую прямо противоположные изначальные установки их научных школ, окончательные выводы корифеев оказались, в общем-то, довольно схожи. На схеме 1 представлены районы первоначального расселения славян по мнению упомянутых специалистов-экспертов. Это оказались срединная и южная части Польши, район Карпат, а также Средний и Верхний Днепр. И это примерно та же зона, которую указывал Иордан еще в 6 веке. Как видим, вся территория современной европейской России и Прибалтика исключены из рассмотрения на предмет «праславянства».
               Но на вопрос: а здесь-то как оказались эти первые славяне, что это за народ, откуда пришел или он жил здесь изначально, с пещерных времен – ответа классики не дают. Как нет ясности в истории расселения славян с этой прародины далее на восток и, главное, на северо-восток, где исстари (и сами корифеи на это указывают) обитали таинственные балты и заодно с ними финно-угры, которых славянам пришлось «ассимилировать». Непонятно, чего ради, согласно официально принятой версии, славяне с Днепра, благословенного чернозема и мягкого климата, где-то в 9-10 веках н.э. вдруг двинули на север, на Вологодчину и чуть ли не к Архангельску, в непроходимые дебри, болота и холод. Ну и, наконец, нет ответа на главный вопрос: а что такое «русские». Равно как и то, что есть славяне вообще. Сегодня это скорее лингвистическое понятие, чем этническое, то есть это народы, говорящие на славянских языках. Среди них есть, например, болгары – потомки средневековых тюркоязычных до того волжских булгар. Есть сербы и черногорцы  в массе своей антропологически относящиеся к средиземноморскому расовому типу – узколицые долихоцефалы, а есть русские и поляки – европеоиды-брахицефалы. То есть за понятием «славяне» не стоит определенная нация и даже сообщество. Это скорее некая неосязаемая духовная ипостась, основанная на забытом тысячелетнем родстве и общности праязыка. Последнее тоже не априорно: есть много фактов за то, что старославянский и древнерусский язык – это не одно и то же.
               Как и в предыдущих статьях мы будем руководствоваться описанием различных археологических культур, их происхождением, генезисом и переходом в последующие во времени. Помятуем также об основополагающих выводах генетических исследований современной молекулярной биологии как ископаемых останков обитателей древней Европы, так и ныне здравствующих народов. Ну и, разумеется, будем обращаться к свидетельствам и выводам известных ученых археологов, историков и лингвистов.
                                                           2. Реминисценция.
               Напомним читавшим предыдущее и обозначим начало пути для вновь присоединившихся. В статьях [9,10,11] была изложена хронологическая последовательность появления в Европе протоарийских племен; история их пересечений и столкновений с извечным соперником-конкурентом из родственной западноевропейской гаплогруппы R1b; процесс зарождения в северной части Европы мощного тысячелетнего пласта протоарийского культурно-исторического сообщества культуры шнуровой керамики-боевых топоров (КШК) и его последующей трансформации в три основных потока: ариев, киммеро-скифов  и протославян с формированием соответствующих культур. На схеме 2 представлен контур границ «культур арийского круга» (по выявленным материальным признакам). Стрелками показаны направления миграций населения КШК на восток (за Урал), в Среднюю Азию, Индию-Иран. Процессы эти продолжались примерно с середины IV тысячелетия до н.э. и до середины II тысячелетия до н.э.
               Где-то к концу этого периода мы можем фиксировать в Восточной Европе появление первых праславянских культур – как осколков от деления основного, материнского ядра КШК-Фатьяновская-Абашевская культуры. Хронологически, последовательно во времени от 2100 до 500 лет до н.э. это Мержановицкая культура - №4 на схеме 3,Тштинецко-Комаровская культура - №1, Сосницкая - №2, Лужицкая - №3, Чернолесская - №5, Бондарихинская - №6. Из расположения упомянутых культур очевидно, что именно на их конфигурацию опирались мэтры в своих построениях прародины славян (сравним со схемой 1). Вот с них мы и начнем наш обзор. Любопытно, что в ходе проработки археологических культур III-II тысячелетий до н.э. обнаружена своеобразная «белая дыра» в центре Европы – см. схему 4 – эдакое «дикое поле», где на протяжении, по разным оценкам, от 400 до 800 (!) лет археология не зафиксировала ни единой сколь либо значимой и заметной культуры. Объяснение подобному феномену пока не найдено.
                                                            3. Фатьяновско-Абашевское начало.
               Восточный блок культур общности КШК-боевых топоров, а именно Фатьяновская-Абашевская-Приказанская показаны на схеме 2 под номерами 4, 5-6,12 соответственно. Хотя в [12] Приказанскую культуру однозначно относят к финно-угорскому этносу, но вывод этот очень спорный. Фатьяновская культура (2500-1500 лет до н.э.) являлась своеобразной базой формирования и расселения всего арийского и постарийского (киммеро-скифы и праславяне) мира – об этом более обстоятельно изложено в предыдущих работах [8,9,10]. Именно в развитие Фатьяновской культуры образовались  западный и восточный кластеры Абашевской культуры, откуда «северным маршрутом» начали свой тысячелетний путь на восток легендарные арии, начертавшие по всей Евразии свой след в виде Сейсминско-Турбинского культурного феномена – высокоразвитой цивилизации эпохи бронзы. Немного позднее «южным маршрутом» начали расселение на восток и юго-восток с территории КШК и Среднеднепровской культуры будущие киммеро-скифы, что происходило через культурно-исторические сообщества Катакомбная и Срубная - №7 на схеме 2. На схеме 5 представлено «древо» - диаграмма расходящихся постарийских культур ариев и киммеро-скифов – пока без учета праславян – за период от 3000 до 1000 лет до н.э. (для удобства слева дана шкала времени). Построено оно на основании данных предыдущих работ с учетом неразрывности и последовательности цепочки и «веера» культур во времени и пространстве. Далее мы попытаемся выстроить логичное продолжение этого древа, его праславянскую, славянскую и, возможно, уже русскую ветви. Для этого еще раз вернемся к цепочкам культур: Фатьяновской-Абашевской-Поздняковской-Тштинецкой-Сосницкой-Лужицкой, а затем далее во времени к Чернолесской-Бондарихинской и к «кусту» из четырех схожих культур середины I-го тысячелетия до н.э. – середины I-го тысячелетия н.э., географически располагавшихся на территории современной европейской России – это Днепро-Двинская, Юхновская, Городецкая и Дьяковская культуры (в дальнейшем ДД-Ю-Г-Д).
               Расссмотрим этническую ситуацию в Восточной Европе и на Русской равнине периода от 2000 до 1500 лет до н.э. К 2300  годам ученые уже не находят следов культуры шнуровой керамики (КШК). В её восточной части с 2500 года начинает формироваться Фатьяновская культура (2500-1500 лет до н.э.)  – по ряду основных признаков (в том числе и по генетике) прямой наследник КШК,  и немногим позднее, уже на базе Фатьяновской формируется Абашевская культура (2150-1750 годы до н.э.), разделенная в пространстве сотнями километров на два кластера: восточный - №6 на схеме 2 и западный - №5. По некоторым данным существовали не два, а даже три кластера Абашевской культуры и самый восточный из них – так называемый «Уральский» (на схеме не показан) – еще один след от вытягивания арийских племен с территории Фатьяновской культуры на восток в Зауралье и далее на юго –восток в Среднюю Азию и Индию. Западный кластер Абашевской культуры определен по меридиану от Москвы до Воронежа  и даже южнее
                Подобная не совсем обычная двойная и даже тройная конфигурация Абашевской культуры имеет следующее объяснение: это есть последствия разделения изначально единого рода ариев гаплогруппы R1a (в рамках КШК-боевых топоров),

Реклама
Реклама