Произведение «Беспокойная Галина»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 53
Читатели: 1921 +5
Дата:
Предисловие:
          
          Думал-думал - как написать об этом человеке?
          Решил - напишу, а уж как выйдет - посмотрим.





Беспокойная Галина

          Жила-была композитор.
          Галина Уствольская.
          Необычная фамилия. Имя - нередкое.

          Училась она у Шостаковича. Шостакович даже сватался к ней. Отказала. Прожила жизнь долгую. Прожила жизнь не слишком богатую.
          Когда жизненный путь её уже подходил к концу, обрела всемирную славу.
          У нас жила, в СССР, в России, всю жизнь - в одном городе. В Петрограде - Ленинграде - Санкт-Петербурге.

         Кто знает нотную грамоту, кто возьмёт ноты её произведений, кто откроет их, просто, чтоб посмотреть на нотные знаки, скажет: "Да что же это? Так разве пишут композиторы?"
         Кто услышит её произведения впервые, скажет: "Да зачем же это? Разве такую музыку создают композиторы?"

         В том и дело: и не писали так и не создавали. А она - написала и создала.
         Написала не так много. В каталоге - ровно 25 сочинений. Ни больше ни меньше.
 
         Ничего ни у кого не просила, ничего ни от кого не ждала. Преподавала в музыкальном училище. Этим и зарабатывала на жизнь. Учила молодое поколение. Талантов среди них не было - так считала.
         Музыку её исполняли в СССР редко. Наград никаких от государства не удостоилась. Звание "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации", "присвоенное" ей в Википедии, скорее всего, мистификация.

        Сейчас материалов о Галине Уствольской - и биографических, и мемуарных - можно найти в интернете немало. Создан официальный сайт. Вышли и книги. И самое главное, есть - в свободном доступе - записи исполнения её произведений. И нашими артистами, и - зарубежными.
        Рейнберт де Леу - нидерландский дирижёр, записавший практически все сочинения Галины Уствольской, исполнитель, пожалуй, наиболее точно интерпретирующий сочинения Галины Уствольской. Так считала она сама.


        Начать же знакомство с творчеством композитора следует, пожалуй, с сочинения, написанного... семьдесят лет тому назад. 
        Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр. Солист - Алексей Любимов. Запись 2010-го года.





          А теперь - документальный фильм о Галине Уствольской, снятый голландским телевидением в 2005 году:
          Посмотрите. Не пожалеете. Даже если не отважитесь на то, чтоб прослушать её музыку, то, что вы увидите и услышите в фильме, духовно обогатит вас.




           22 декабря - день памяти композитора Галины Ивановны Уствольской (1919 - 2006).







Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     06:56 03.05.2018 (1)
1
Последнее время мысли прилетают потрясающие. И я понимаю, что все что я сейчас понимаю и могу пояснить, я знала, просто не задумывалась, была занята. Это не означает, что я сейчас свободна. Просто во мне открылся более сильный слух и понимание вокруг происходящего.. о чем я? о жизни и смерти.. мы часто слышим о познании ИСТИНЫ. Все почему-то думают, что это связано с религией, с Богом. Это ни так.  Я никогда не боялась умереть даже будучи ребенком сказала как-то маме, что просто не понимаю, как это я умру и не буду дышать. Она ответила, что во мне живет не понимание и поэтому оно бесстрашное. За прошедшие 5 лет я поняла, что мое бесстрашие усилилось от понимания того, что ЖИТЬ вроде сладко, но больно и страшно. А вот по отношению к Смерти могу сказать, что ее все почему-то боятся и выдумывают страшилки. А ведь она конец и начало Жизни.  О Смерти и Жизни много, очень много знают больные дети. И даже когда выздоравливают, то во взрослой жизни помнят про эти знания.

Все те писатели, поэты про которых тут в беседе разговаривали авторы жили между Смертью и Жизнью. Они как канатоходцы шли в реальности. Кто-то долго, кто-то мало... срывались и просто улетали... Икары.

Вот и музыка этой композитор тоже Истина знания Жизни-Смерти.
     12:24 05.05.2018
Да, главной темой размышлений Галины Уствольской эта тема и была - тема Жизни и Смерти.
     20:43 07.04.2018 (1)
Слушаю теперь...Спасибо...самобытный автор, что и не удивительно , учитываю школу у Шостаковича...:))
     20:49 07.04.2018
Отношение к Шостаковичу у Уствольской, особенно в конце жизни, было сложное.
Вот сайт, посвящённый Уствольской:
Г. И . Уствольская

А вот страница, посвящённая отношению Уствольской к Дмитрию Дмитриевичу:

Об отношении к Шостаковичу 
     21:35 23.12.2017 (1)
Александр, спасибо, что познакомили с таким необычным композитором.
Всё прослушала.
Очень трагичная музыка. Очень.
Во время прослушивания концерта перед глазами возникали кадры из фильма "Сорок первый". Хотя понимаю, что прямой связи между этой музыкой и фильмом нет. Пробовала переключиться на другие образы, но возвращались эти.
Музыка рассказывает о трагедии, рассказывает мощно, с редкими намёками на бесполезную надежду. И финал концерта хоть и мажорный, но какой-то ненастоящий. И слышатся в нём звуки выстрелов. Тех, которыми героиня фильма убивает. Себя, по сути.
Тяжело слушать такую музыку. Не моё. Действует угнетающе.
А что Вам, Александр, в ней так нравится? У Вас получается испытывать положительные эмоции?
     22:14 23.12.2017 (1)
2
Фортепианный концерт - ранее произведение Уствольской. Сравнительно "мелодичное", если можно так выразиться.
После этого Уствольская писала музыку, которая... Как бы это сказать... Короче, это не Чайковский, не Вагнер и даже не Шнитке. При том, что все трое названных - композиторы великие. Это вне сомнения.
Я слушал (и не по разу) всё, что есть в интернете из сочинений Г.И. Уствольской. А есть в нём практически всё из её 25 произведений (как я уже написал выше). 
Вообще, впервые я столкнулся с этим именем, купив ещё в студенческие годы нотный сборник (он вышел в Ленинградском отделении издательства "Советский композитор") её фортепианных сочинений (там цикл из 12 прелюдий и все шесть фортепианных её сонат). Есть у меня и партитура её 3-ей симфонии, изданная примерно в те же годы, там же. Не так давно скачал партитуру вот этого самого Фортепианного концерта.
Записей музыки Уствольской в годы моего студенчества, разумеется, в широком доступе не было. Да и вообще не было. Кроме случайной "Детской сюиты" (перепись с грампластинки 50-х годов есть в интернете. Кстати, дирижёр - Мравинский!). Уже позже, в эпоху интернета я смог познакомиться и с её музыкой и с биографией подробнее. Хотя, например, фильм "Возглас во Вселенную" показывался и по нашему российскому телевидению. К слову, 90-летие Уствольской было отмечено каналом "Культура". Пусть не широко, но отмечено.
А что для меня в её музыке?.. Ну вот, не знаю, всегда ли нужно испытывать положительные эмоции? Да и что к ним относить, к положительным? Вот волнение - это положительная эмоция? Или сопереживание?.. Какая это эмоция?
Понимаете, Чайковский, Вагнер, Бах, Бетховен... Толстой, Чехов, Пушкин... Левитан, Куинджи, Рафаэль... Всё это прекрасно, но это... Ну, они как б не наши современники... Не чувствуешь их "здесь и сейчас" присутствия. А иногда ощущать это присутствие тех, кто улавливает какую-то "музыку высших сфер", необходимо в том смысле, чтоб это были кто-то, кто живут в одном с тобой времени. Зачем? Ну, чтобы задумываться о смысле жизни, о ценностях - мнимых и главных. Сравнивать своё существование - с их. Ну это как камертон. Настраиваться по кому-то.
     22:58 23.12.2017 (1)
Безусловно, Галина композитор и человек не ординарный. И её произведения не просто набор диссонансов, а настоящая чрезвычайно сильная по своему воздействию музыка. Другое дело - о чём она.
Конечно, положительные эмоции у каждого свои. Кто-то любит пострадать над мелодрамой, а кто-то не смотрит комедии, зато обожает фильмы ужасов.
Понимаю Ваше желание, своего рода, общения  через музыку с современником. Но ведь и Свиридов, и Хачатурян - тоже наши современники, но их музыка, даже и минорная, не оказывает такого ... давления, что ли. Или музыка Галины на Вас не давит? А какие чувства Вы испытываете? Кроме возможности понять её эмоции.  Тем более она уже давно с Вами. Значит Вы что-то общее, может быть, нашли, тогда ещё?
Возможно, будете смеяться, но я один раз всего была на концерте из произведений Шопена, и поняла, что больше не пойду. Настолько у него всё грустно. Я уревелась, просто. Честно.
     23:24 23.12.2017 (1)
2
Вообще на слух - это действительно набор диссонансов. Если говорить о её Симфониях, например, или Композиции №2, №3, фортепианных сонатах... Так, по крайней мере, представляется впервые слушающему её. И он невольно думает: "Ну сколько можно "долбить" (а Уствольской ремарка ffffff - самое обычное дело) по одним и тем же клавишам?"
И Ольга Гладкова (автор монографии об Уствольской и её ученица; кстати, пожалуй, одна из немногих, которыми Уствольская могла гордиться и о которой она действительно (а не иронически) говорила, что это талант) правильно омечает: "Эти стоячие, застывшие аккорды".
Просто здесь при слушании нужен иной подход.
Вот Свиридов, например, или Хачатурян... Их музыка - великолепна. Она красочна у Хачатуряна, изысканна и фрескоподобна - у Свиридова... Это театр. Спектакль. Некая художественная выдумка... У Уствольской же... нет этой праздничности, нет вообще никакой нарядности. Да вот и в фильме, посмотрите: эти наши северные бедноватые пригородные пейзажи, осень... Листва желтеет... Слушая хачатуряновский Вальс к "Маскараду" или увертюру к "Время вперёд" Свиридова с этим бегущим остинатным ритмом фортепиано, начинаешь верить, что жизнь - прекрасная штука. Слушая Уствольскую, задумываешься о том, что жизнь - штука не безоблачная. Хотя прекрасной от этого быть не перестаёт.
     23:44 23.12.2017 (1)
Да, точно. Вы подтвердили мою догадку, почему я не хочу слушать грустную, тяжёлую, тягостную музыку. И почему, вообще, искусство такого рода (в том числе и стихи) мне не близки.

Александр, Вы ведь и без Уствольской  часто размышляете о жизни, о том, что она далеко не безоблачна и, вообще, коротка. И всё же искренне считаете свою жизнь прекрасной?

Всё же музыка в первую очередь влияет на эмоции, а не на разум. А Вы так и не написали о своих ощущениях при прослушивании.

В фильме, конечно, особых красивостей не показано, но берет-то с шарфиком - красно-оранжевые, а не какие-нибудь серо-зелёные)))))
     23:59 23.12.2017 (1)
2
Она любила красный цвет. Как об этом и написано на её сайте.
Но ведь произведения искусства тем и интересны, что автор может создвавать их с одним замыслом, а каждый может видеть, слышать в них не обязательно то, что замышлял автор.

Что касается размышлений... Каждый об этом размышляет. Разве нет? И тут ведь что неудобно? То, что время направлено только в одну сторону. Что невозможен повтор. И что прожитое - перед глазами и периодически анализируется. Как в плане каких-то удач, так и в плане несостоявшегося. Помните замечательную мудрую (впрочем, они у него все таковы) миниатюру Жванецкого? Там где идёт как бы обращение автора к сыну. "Я не стал тем, и не стал этим..." 
     13:19 24.12.2017 (1)
Спасибо, что напомнили. По пути ещё несколько его миниатюр посмотрела и почитала. Какой он (Жванецкий) всё-таки молодец! Мало, мало на него сейчас внимания обращают. Мне кажется, его слова будут очень долго ещё актуальны. А, может - всегда.

Да, я иногда сокрушаюсь, что в жизни отсутствует кнопка, как в компьютере, "отменить последнее действие".
Думаю, не все заняты мыслями о сущности жизни. Просто - живут. И правильно, мне кажется, делают ))))  Если не путаю, кто-то из великих сказал, что человек много размышляющий о жизни, часто пропускает её мимо.

По поводу произведений искусства согласна с Вами. Восприятие зависит от личности, опыта, даже текущего эмоционального состояния... И, думаю, сначала видишь что-то своё. Но мне вот всегда интересно и замысел автора понять. Автору, на мой взгляд, тоже не безразлично, оказался ли он понят.

Про Уствольскую, надеюсь, поняла: когда Вам хорошо, Вы играете Хачатуряна, а когда хочется уединиться с сокровенными мыслями - Уствольскую... Ну, примерно...

     13:41 24.12.2017 (1)
2
Музыка необъятна. Может быть, необъятнее, чем литература.
И малоизвестна на 99%. Всем нам.
Хрестоматийный "случай" с открытием Мендельсоном для своих современников музыки Баха, находившейся до того в забвении, широко известен. Не так давно в одной музыкальной передаче узнал, что, оказывается, и "помешательство" на Вивальди (из каких только смартфонов он теперь не звучит!) произошло тоже не так давно. Популярен он стал в начале XX века. А казалось - эти набившие оскомину "Времена года" во всевозможных переложениях были всегда! И так - практически со всеми. Мало того, что есть композиторы, так у них ещё и зачастую столько музыки, что жизни не хватит услышать всё. Жаль, что слушатели обычно ограничиваются только известным и, стало быть, популярным. А ведь "отбирается" не всегда только самое лучшее. Вернее так: то, что проходит проверку временем, не всегда включает в себя самое лучшее, что есть у композитора. Потому что само это понятие "самое лучшее" очень размыто. Как его определить? Можно ли назвать самым лучшим произведением Шостаковича "Седьмую симфонию"? Кому как...
     16:39 24.12.2017
Да, не всё проходит через времена. Многое зависит от исполнителей: что исполняют, то и слушают. С другой стороны музыканты ориентируются на слушателей при выборе репертуара. Получается немного заколдованный круг.
Конечно, для конкретного человека 99% произведений останутся за пределами его жизни. Но, надеюсь, у каждого композитора всё же есть свои слушатели. В каждой стране есть свои музыкальные традиции. Музыкальные передачи дают на это надежду: рассказывают о музыке, о которой ты понятия не имел. Значит эту музыку слушают, до тебя слушали, а теперь и ты будешь...
А как определить лучшее?.. Для каждого - это своё. Мне кажется, немаловажно то, насколько развита душа. Всё же искусство в первую очередь душой воспринимается. А в целом, думаю, мир держится на гармонии. Поэтому, наверное, чем больше гармонии, тем больше шансов у произведения остаться в веках...
Ну, и сила эмоционального воздействия, конечно, играет огромную роль...
     18:48 23.12.2017 (1)
 Какая прелесть Большой дуэт для виолончели и фортепиано, в исполнении Ростроповича.
 Просто пир духа в лучшем смысле слова!
 И здесь я не вижу трагичности, а какое-то космическое раздумье. Другое измерение.
     20:12 23.12.2017 (1)
1
Это мощная музыка.
Есть ещё Соната Шнитке для виолончели и фортепиано - тоже дивное произведение.
Вот скерцо из неё (с нотками):
     20:17 23.12.2017 (1)
 Не поняла нотки: тут же изображены  четвертушки, а звучат шестнадцатые или восьмушки?
     20:20 23.12.2017 (1)
Там Presto поставлено.
     20:22 23.12.2017
 Поняла.
 Хотя у меня не все уложилось в голове: это авторский замысел  или  интерпретация  исполнителей?
Гость      16:11 23.12.2017 (1)
Комментарий удален
     20:13 23.12.2017
1
Перголези - как его не любить!
     15:56 23.12.2017 (1)
Музыка очень светлая и очень тревожная. Когда я я слушал- вспоминал Петрова. - Черта поколения. Потом, в фильме, он очень смущенно говорил о Уствольской. Возможно, что женщина должна быть чья-то ученица чтобы ее "впустили", но ни в коей мере чтобы на равных, в среде композиторов.
Такая вот судьба.
     18:18 23.12.2017 (1)
Всё так.
Тем более, что Уствольская жила в Вашем городе.
По поводу же вечного "ученичества" где-то есть на сайте Галины Уствольской. Её весьма сердило то, что вплоть до преклонных её лет каждый пишущий о ней непременно упоминал, что она - ученица Шостаковича. Да и вообще отношение её к Дм.Дм. было весьма сложным.
     19:05 23.12.2017
Здесь многое зависит от личных качеств - как посмотрел, как ответил и т.д.
Как сказала, одна моя знакомая по поводу композитора Игоря Дункула (она занимается организацией его концертов)-"нужно слушать его музыку, а общаться с ним  не нужно".- Далеко не все способны отвлечься от личности, в пользу таланта.
     09:32 23.12.2017 (1)
1
 Добрый день!
 Музыка очень тревожная ...
 Сквозь тяжёлые шаги Провидения иногда (очеь редко) прорывается тоненькая мелодия, которую едва слышно среди какофонии исторических событий, побед, достижений и нет просвета ...
 Страшная музыка.
 Так мне показалось.
 Послушал, посмотрел ...
 В Вечность не верю, Истина не достижима ...
 Но Уствольская написала музыку о другом, о  сломанной духовности, о насилии над тем, что должно было взойти, про то, что вся эта болтовня про нечто бесконечное не более чем чем обман мошенников, наслаждающихся сиюминутным счастьем и насилуя  всё прекрасное, чтобы его изничтожать ...
 Это музыка про то, как погибла Россия ... Тяжкая музыка ...
     12:18 23.12.2017
1
Да, восприятие её музыки требует усилий. Не только потому, что это музыка академическая, музыка современная - она, как правило, вся без усилий не даётся - но и потому, что это некий особый способ индивидульного музыкального мышления, зачастую парадоксального. Об этом сейчас, в последние десятилетия, написаны уже и диссертации, и статьи, и книги.
     20:50 22.12.2017 (1)
Конечно, всё  не  прослушала,  не просмотрела ... Музыка  понравилась  .. да  и исполнители  хорошие ...
Музыка  какая то  очень  тревожная ... 
     21:02 22.12.2017 (1)
2
Это одно из первых сочинений Галины Уствольской.
Всё остальное - гораздо сложнее. Поэтому я и не стал давать ссылки. На непривычного слушателя музыка этих композиций производит впечатление шока.
А фильм, если будет время, посмотрите. Всё-таки это документ времени. Которое так быстротечно. 
     21:51 22.12.2017
Я  его половина  посмотрела .. 
С  наступающим  праздником ! 
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама