Произведение «Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 13 ч.56» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 794 +4
Дата:
«Русские ювелиры»

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 13 ч.56

Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла
Русские ювелиры

"Повседневные украшения и те, которые достойны быть фамильными драгоценностями, разные. Есть вещи вне времени. Их легко узнать - по ним невозможно определить, когда они были сделаны"

(Ольга Гуцул)
  

  Истоки ювелирного искусства уходят в глубь веков, когда ювелирное украшение использовалось не только как украшение, но являлось отличительным знаком родовой, племенной или социальной принадлежности своего владельца.(1)
  Древние египтяне ещё в III веке до н. э. освоили ювелирное искусство. Массивные украшения из золота были символом власти,  их  носили  только знатные, очень богатые люди.
  Ювелирное дело Древней Руси  уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. И особенно интересно то, что первыми ювелирами были женщины. (2) Хотя ювелирами их назвать было бы не совсем точно. Ведь само слово "ювелир" всё же переводится как "драгоценный камень".
  Женщины всегда занимаются  обустройством жилища, особенно спальни и  кухни. Что говорить о  приготовлении пищи!  В стародавние времена кусок мяса или похлёбку ничем не украсишь, разве можно было добавить коренья в качестве приправы. Но и тогда женщины были уверены, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
  И сейчас современная женщина старается следовать этому простому правилу, приносит завтрак в постель, украшает  салаты на семейное торжество, к  праздникам и Новому году. Поверьте, получалось настоящее произведение искусства!

  Современные женщины вяжут, шьют и вышивают, многие также как в старые времена пользуются оберегами - каменными, деревянными, плетеными.
  Изготовлением украшений и оберегов  женщины занимались с древности.  Из провощенных шнуров они плели изделия, затем покрывали их глиной, высушивали и помещали в печь для обжига. Воск выжигался, а на его место заливался  расплавленный металл - бронза или серебро. В итоге получались красивые, достаточно вычурные украшения - по виду будто сплетённые из проволоки.  Так был изобретён процесс литья по восковой модели. 
  В  Х веке литьём стали заниматься мужчины. Именно они стояли у истоков современного ювелирного производства на Руси. Ювелиры, в те времена их называли серебряных и золотых дел мастера,  переселились в города, открывали мастерские и занимались только одним, основным  делом, изготавливали различные украшения. Развернувшись, они расширяли производство, нанимали учеников и  подмастерьев.
  Чуть позже к  литью добавилась чеканка и гравировка. А от  глиняных форм  литья перешли к  каменным. Так серебряных и золотых дел мастера начали осваивать  новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с севера.
  В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В столице Киевской Руси, в Киеве, целые кварталы были заселены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины  из Скандинавии принесли в русские земли тонкое искусство эпохи викингов: массивные нагрудные украшения (пекторали) и диски с тиснением (брактеаты).

Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент, любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства.
  С успехом объединяя новые знания и народные традиции, мастера создавали свой собственный колорит, поражавший не только современников. До  нас дошли  короны и диадемы,  бармы и  колты, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг, кресты-энколпионы и другие украшения.(3)
Одним из известных ювелиров древнего Киева  XII века был Лазарь Богша, работавший по эмали.  Золото, серебро, драгоценные камни превращались в руках киевских златокузнецов, руководимых безукоризненным вкусом и изощренным мастерством, в утончённые произведения ювелирного искусства. 
  Драгоценные камни издавна на Руси назывались "самоцветы". Добывались самоцветы главным образом в странах Востока: Индии, Цейлоне, Бирме, Сиаме. На Русь драгоценные камни проникали через Кафу (Феодосию) или Среднюю Азию, их привозили купцы Ганзейского союза.
  Любимыми камнями киевских ювелиров были изумруды, рубины, прозрачный аметист, горный хрусталь. После  обработки они приобретали свойства светиться как бы изнутри, поэтому камни самоцветы называли "самосветами"
  Драгоценные камни украшали княжеские диадемы, медальоны, ожерелья, дорогие переплеты церковных книг. Помимо самоцветов использовались золото и серебро.(4)
"Для людей работа является наслаждением"
(Эзоп)
  Первую фабрику, на которой  началась  промышленная обработка драгоценных камней, в начале XVIII века открыл Петр I.  Она разместилась в Петергофе.
Как писал Максимилиан Волошин:
Там мастер ювелир работой долгих бдений,
По фону золота вправляя тонко сталь,
Концом своих кистей, омоченных в эмаль,
Выращивал цветы латинских изречений. (5)
Ювелиры Хлебниковы
"Благословен тот, кто нашел дело в жизни; большего нам не дано"
(Томас Карлейль)
  Иван Тимофеевич был из династии потомственных ювелиров.  О своём прапрадеде он знал совсем немного.
Известно, что  Пётр Хлебников  сначала золотил изделия  в чугунке в печи на кухонке, кресты эмалевые изготавливал, потом перешёл на выработку "обручалки"  -  обручальных колец.
"А может быть, душа человека обитает в его руках? Ведь все, что мы делаем с миром, мы делаем руками..."
(Рэй Брэдбери "Золотые яблоки солнца")
  Пётр рано женился. В  1819 году родился  сын Иван. Работал, не покладая рук, совершенствуя мастерство. Скопив необходимую сумму, в 1832 году  получил купеческое свидетельство.
  В семье Хлебниковых сохранились документы, где Пётр Хлебников  упомянут купцом 1-й гильдии, торгующим серебряными, золотыми и бриллиантовыми вещами в Серебряном ряду Городской части Москвы.
  Дед Ивана Тимофеевича, в честь кого он и был назван, Иван с юных лет работал вместе со своим  отцом, затем продолжил его дело.
"Берись за дело, как следует, и ты получишь хорошие результаты, потому что капля по капле камень долбит, и небольшими ударами можно свалить и дуб, и мышь с терпением и упорством перегрызает корабельный канат"
(Бенджамин Франклин)
  Иван Петрович приобрёл отменные технические знания во многих направлениях ювелирного искусства. Ему исполнилось 52 года, когда в 1871 году  он открыл в доме Нарышкина, за Яузой, фабрику  золотых, серебряных и бриллиантовых изделий. Здесь с течением времени работали свыше ста человек.(6)
  Главное здание до сих пор стоит на углу Яузской улицы и переулка Рюмина. Вдоль  переулка тянутся бывшие фабричные корпуса.
  Иван Петрович  всю свою жизнь  занимался торговлей драгоценными изделиями, "произведениями искусства", как он их называл.
  Известность и успех Хлебникова возрастали невероятно стремительно. Год спустя после открытия  фабрики драгоценные изделия  стали поставлять ко двору Великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II.
  В 1873 году  Хлебников на Всемирной выставке в Вене показал коллекцию предметов, выполненных в русских традициях. Эмалевая и чеканная работы были признаны неимоверно искусными.
"Слава в руках труда'
(Леонардо да Винчи)
  Ювелир получил две медали. Особое внимание привлёк складень*, створки которого были выполнены цветными перегородчатыми эмалями.
* Складень - складная икона из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких (полиптих) частей.
"Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на …цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)"
(Владимир Даль "Толковый словарь")
  Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход. Некоторые многостворчатые складни так и назывались "походные".(7)
  Признание в Европе позволило Хлебникову  открыть магазины, в которых продавались  драгоценные изделия, созданные на фабрике. Магазины находились в лучших торговых местах: в Москве - в Серебряном ряду, на Кузнецком мосту, Ильинской улице, в Петербурге -  на Невском проспекте.
  Кроме того,  Иван Петрович открыл скульптурную и рисовальную школы.
В 1877 году  он становится поставщиком Нидерландского, Датского, Черногорского, Сербского княжеских и королевских дворов, а также Великого князя Владимира Александровича, младшего брата императора Александра III.
"Будущее всегда начинается сейчас"
(Марк Странд)
  В 1879 году сбылась долгожданная мечта ювелира. Он получил право именоваться поставщиком Высочайшего Императорского Двора и ставить на изделиях изображение государственного герба.
  Уже через год фабрика Хлебникова превратилась в высокотехническое предприятие с мастерскими, где работало уже около 300 умельцев: золотарей, медников, серебряников, чеканщиков, эмальеров, филигранщиков, галантерейщиков.  Отцу помогали  сыновья: Михаил, Алексей, Николай, Владимир. В 1880 году был создан торговый дом "И.П. Хлебников с сыновьями и К°".
"И - странное дело - это случилось, может быть, именно потому, что я об этом думал"
(Эрих Мария Ремарк)
  Умер Иван Петрович в 1881 году.  Но дело его продолжало процветать.
Выполнялись  заказы именитых российских и зарубежных особ, изготавливались соборные и храмовые шедевры, магазины наполнялись  всевозможной ювелирной продукцией различной стоимости.
  В 1887 году  наследниками было образовано акционерное "Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебникова, сыновья и К°". Это была новая форма правления с начальным капиталом 660 000 рублей.  Для того времени это была огромная сумма.
  Товарищество, совершенствуя техническое оборудование, приобретает для завода паровой котел и две паровые машины, что было весьма прогрессивным в те годы.
К расширившемуся предприятию вскоре  перешли московские и петербургские магазины одной из старейших российских фирм Сазикова.(8)
Закрывается  фирма Хлебниковых  летом 1917 года, а в  1918 году большевики национализировали  и преобразовали  в "Московский платиновый завод".
  За короткое время, хотя и с большими трудностями, на заводе было организовано производство всевозможных изделий из платины для нужд химической, электротехнической, зубоврачебной промышленности, автотранспорта, радиотелефона, телеграфа, научных лабораторий. Из-за нехватки платины стали выпускать алюминиевую посуду.
"Чем больше я хочу сделать что-то, тем меньше я называю это работой, это для меня - удовольствие..."
(Уррен Баффетт)
  Иван Тимофеевич уже с пяти лет помогал отцу.  В  8 лет ему  доверяли самостоятельную работу: он раскатал медное кольцо бабушки своего друга.
  Позже Иван производил растяжку колец при помощи "буратино".  Это

Реклама
Обсуждение
Гость      15:11 15.01.2018 (1)
Комментарий удален
     17:13 15.01.2018
1
Спасибо, Полина, за интерес к моему роману. Его можно читать с любой главы...иногда кое-что перечитываю, самой интересно бывает. Удивляюсь: неужели это я писала...
     16:04 15.01.2018 (1)
Слушай, ты прям кладезь сведений о самоцветах и их истории. Потрясающе..Анечка, спасибо, я скоро академиком по драгоценным камням стану))))
     17:11 15.01.2018 (1)
1
Согласна! Сама удивляюсь..
О, сколько нам открытий чудных
Приносит просвещенья дух...
     17:14 15.01.2018
ДА!
Реклама