Произведение «Школьные годы мои (1944 -1954)»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка редколлегии: 8.9
Баллы: 32
Читатели: 625 +1
Дата:
«Школьные годы  мои  (1944 -1954)» выбрано прозой недели
18.06.2018
«1946 год »
Предисловие:
Наше поколение называют "Дети войны"! Я пошла в школу в 1944 году.
Многое сейчас изменилось!  Смотрю на своих внуков и правнуков, - удивляюсь. Мы были другими. Учится хорошо было престижно. Я была отличницей в начальной школе.У меня до сих пор хранятся "Похвальные грамоты с портретами Ленина и Сталина.

Школьные годы мои (1944 -1954)


1. Война еще не окончена, а ты идешь в первый класс. В основном здании школы расположился госпиталь. Учимся в пристрое. В классе 50 девочек, школа – женская. Учительница – старая, в белой панаме. Она в молодости учила «благородных девиц». Разговаривать нельзя. Чуть что – берет за шиворот и выгоняет из класса. Пишем, на чем попало. У меня тетради, сшитые нитками из листочков. Мама была учительницей и у нее сохранились листы.  В углу класса стоит «буржуйка». С родителей собирают каждый месяц, по 5 пален, для отопления класса. Они же организуют горячий чай, иногда с булочкой, но без сахара.
Однажды в класс приходит новенькая, в очках – глаза сильно косят. «Косая» - дразнят ее девчонки. Но, подружившись с ней, а жили мы в одном дворе, - я узнаю причину её недостатка. Она с мамой эвакуирована из Сталинграда. Однажды к их дому подъехала машина. Шофер сказал, что срочно надо уезжать из города. На сборы всего 10 минут. В машине уже ждут женщины и дети. Мать в растерянности собирает дочь, немного еды, заворачивает в полотенце горшок и берет патефон (без единой пластинки). Этот патефон долго стоял потом у них на комоде как напоминания о войне.
Машина едет через калмыцкие степи. С воздуха часто бомбят. На ночь останавливаются в юрте одной семьи. Рано утром хозяйка будит женщин: «Скорей уезжайте, иначе вас будут резать!»
Машина мчится по степи, а сзади догоняют всадники. Спасает появившийся немецкий самолет, который сам начинает преследование машины. Всадники отстают.
Дети плачут, женщины – молятся. Одна из них обезумела от отчаяния. В сутолоке, подхватив младшую девочку, она не успела разбудить сына, и тот остался в юрте.
Когда приехали на место, то мама моей новой подруги с ужасом увидела косые глаза дочери. Я остановила одноклассниц. Никто больше не смел, над девочкой смеяться!
А когда все узнали о депортации калмыков, то её мама посчитала это – справедливым. Кроме того, в нашем городе захоронили в закрытых гробах солдат, которым отрезали уши, языки и даже головы – не немцы, а наши соседи. Солдаты раненные лежали в госпитале в Элисте, когда ворвались бандиты и совершили это злодеяние. Но выселили не только бандитов, но и ту женщину, которая спасла беженцев от гибели. Наверное, нельзя «всех стричь под одну гребенку»!


2. Было и такое - сейчас смешно!
Выйди и встань лицом к классу! – строго произносит учительница.
- Перед Вами – государственный преступник, - говорит она, обращаясь к ученицам, которые замерли, ожидая расправы надо мной. Я –  ученица 4-го класса женской школы № 10. Она – старая женщина в белой панаме и белой кофте, преподававшая еще до революции в гимназии. Мы её боялись и боготворили одновременно.
Все моё преступления состояло в том, что когда, наконец, в послевоенные годы появились отпечатанные в типографии дневники, я добросовестно переписала все, что было в специальной тетради, заменяющей дневник. Это было задание учительницы. Но я явно перестаралась: переписала не только свои пятерки, но и подпись Марии Михайловны со всеми закорючками.
- Кто сопроводит её домой к родителям и расскажет о её безобразном поступке? – обратилась учительница к классу.
Поднялось несколько рук. Это были мои подружки, жившие со мной в одном дворе.
- Вот гадины! – подумала я.
Но было не до шуток. Они взяли меня под руки и, несмотря на мое довольно слабое сопротивление, с энтузиазмом повели меня домой.
Когда, перебивая друг друга, они излагали суть дела моим родителям, те с серьезными лицами выслушали их. Меня не наказали. Отец просто сказал:
- Я не думал, что у меня такая глупая дочь!
Я только тихо вздохнула. Но больше никогда в жизни не подделывала чужие подписи!

3. Немного юмора. В старших классах было уже все по-другому.
Обучение в женской школе имеет свои преимущества. Нас учили правилам "хорошего тона". Но есть и отрицательные стороны: это нездоровый интерес к противоположенному полу. Мальчики из мужской школы №46 встречали некоторых старшеклассниц после уроков. Меня никто не встречал. Было от души обидно! В школе каждую субботу были мероприятия, которые заканчивались балом!  На вечерах меня никто из  ребят не приглашал танцевать. Я научилась в парных танцах танцевать за ведущего, вместо кавалера. На вечера мы были обязаны приходить в парадной форме, то есть в белых фартуках. Танцевали бальные танцы: паде-грасс. миньон, паде-патинер, полонез, вальс, но и танго, и даже фокстрот (с припрыжками).
Представляете, какой был переполох, когда к нам пришли на педагогическую практику трое студентов пединститута!
Класс разбился на 3 группы. Я, как человек увлеченной математикой, попала в свиту студента физмата. Это был симпатичный молодой человек – Шишкин Дима (Дмитрий Константинович). Моя лучшая подруга, увлекающаяся литературой стала «фанаткой» Калашникова Сергея. Были поклонницы и у студента ИнЯза.
Какие потасовки группы устраивали, споря, кто лучше из них! Смешно вспоминать. Некоторые даже стали припудривать носы и подрисовывать брови. Косметикой пользоваться было запрещено. Прически – коса с бантом. Только на вечера и торжества – белый фартук и белый бант, в будние дни все черное!
У меня же вышел курьез с практикантом Филфака. Когда писала сочинение, не знаю до сих пор почему, я  вместо слова «иностранец» трижды написала – «иносранец». Он подчеркнул это двумя жирными красными линиями и поставил знак вопроса. Решив, что я просто издеваюсь над ним, стал спрашивать меня на каждом уроке, выставляя часто  неположительные оценки. Я была  рада, когда закончилась практика, и студенты вернулись в свой институт. Сейчас, вспоминая этот эпизод,  недоумеваю: зачем я так поступила?! Возможно, хотела, чтобы он обратил на меня внимание?!
P/S … Сергей Калашников стал писателем, известным в нашем городе. А с Дмитрием Шишкиным я после окончания педагогического института многие годы работала на физмате нашего института.
4 . Сейчас смотрю на почерки молодежи и удивляюсь,  - это какие-то каракули. В наше время в начальной школе отрабатывали написание букв в специальных тетрадях (прописях) карандашом в течение полгода. Ручки с перьями давали возможность писать с нажимом, а непроливайки чернильницы, которые были у нас помню до сих пор. Но запомнились не только уроки «Чистописания», но и уроки «Устного счета»! Сейчас, надеясь на калькуляторы, молодежь не умеет считать.
У нас были прекрасные учителя. Я стала учителем математики, как как в нашем классе была умная и талантливая математичка. Мы её любили и звали "маргоша" (Маргарита Александровна).
Учительница литературы проводила уроки как спектакли.  Мы знали наизусть "Евгения Онегина" Пушкина А.С. А сколько сочинений написано мною на разные темы литературных произведений, - не счесть! Мы много читали и были театралами. Но это уже в старших классах, после войны! Мы учили Логику. Учительница – худенькая и маленького роста пожилая женщина мягко парировала наши «хулиганские шуточки» словами : « Вы же девушки – вам так себя вести нельзя! Вас никто не будет любить!» Это только вызывало смех. Самыми  любимыми были уроки черчения, которые вел красивый мужчина – единственный среди женского педагогического коллектива.. Мы так старались, чтобы услышать его слова одобрения.
Сейчас в здании нашей школы находится Консерватория.


Послесловие:
Люблю стихотворение Андрея Дементьева

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и побед!

Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:52 28.06.2020
Замечательно написано!  Спасибо!
     02:59 22.11.2018
Прочитал с интересом. Хотелось бы продолжения!
     22:21 24.06.2018
Интересно изложено.
Гость      05:07 12.02.2018 (1)
Комментарий удален
     23:20 19.06.2018
Спасибо!
     18:02 16.02.2018 (1)
Вторая
     23:20 19.06.2018
Спасибо!
     15:50 19.06.2018 (1)
Век живи, век учись. Про крымских татар знал, про чеченцев знал, про своих полицаев знал, про калмыков не знал. Моя мама тоже училась во время войны. На её глазах депортировали немцев Поволжья. Но те наших не резали. По крайней мере у неё не было такой информации.
     23:18 19.06.2018
На наш город во время войны упало всего несколько бомб. Бомбили судостроительный завод. Существует легенда, что когда дали приказ летчику бомбить город, он сбросил бомбы в степи. Это был один из немцев, родившийся в Поволжье. Все силы немцев были направлены на Сталинград. Помню содержание листовки, которые разбрасывали с самолета : " Сталинград возьмем бомбежкой, а Астрахань - с гармошкой!" Слава Богу, Сталинград не сдали!
Реклама