В этом году мы поселились в Крыму на полуострове Тарханкурт не менее чем дней на десять. Мы случайно попали на домик татарина Али, который стоял на берегу лимана возле военной базы на окраине Черноморска.
22.08.07. Настя еще спит, а я бреду в воде по колено через лиман. На другой его стороне сегодня базар. Он работает с 5 до 8 утра. Так как я пришел рано, то мне как первому покупателю, да еще мужчине, делается большая скидка. От рубля до трех на каждой покупке. Я купил ребрышки по 20-25 грн., отбивные –45-50, огурцы – 6 !!!, помидоры – 3-4, дыню – 6, арбуз – 1 и яблоки. Все это я пер обратно через лиман по колено в воде, а иногда и выше, с рюкзаком и двумя сумками. Разбудил Настю. Пока она готовила завтрак, я порезал мясо на порции и положил в холодильник. Отобрал то, что мы сварим и возьмем с собой на море на прекус, а остальное тоже в холодильник. Дальше все как раньше. Завтрак, море, плавание, прыжки, ныряние с перерывом на обед. Только в этот раз мы ели арбуз по новой системе: раньше, пока я нарезал скибки, Настя успевала часть съесть, и я был в пролете. Теперь я сразу арбуз перерезал напополам. Пол арбуза и половину хлеба отдал Насте.
– На, как хочешь, так и ешь. Тебе половина и мне половина. И никому не надо спешить, – сказал я довольный таким решением. И никто теперь не спешил, а увлеченно выгрызал скибки до самого зеленого цвета.
Домой пришли пораньше, так как ходили ловить креветок на лиман в воинскую часть. Там и глубина больше и креветка крупнее. Наловили литра полтора два и сразу отварили. Сами ели и соседей угощали. Отварили часть мяса. Немного поели. Все-таки на ночь, вредно. Уже вечер. Собираемся спать. Я вышел посмотреть на небо, чтобы узнать, что нам звезды на завтра приготовили.
Где-то лаяли собаки,
Отгоняя ночи жуть.
Море с камнями шепталось,
А над нами Млечный путь
Там вон улеглись медведи,
Где-то близко скорпион.
Посылает издалека
Свет печальный Орион.
А собаки уже ближе
Догоняют чью-то жуть.
Что-то пятки зачесались,
Значит, завтра будет путь
Все. Завтра мы идем на Тарханкутский маяк и скалы Большой и Малый Атлеш.
Проснулись в 5.00 утра. Быстро позавтракали и пешком на автостанцию (35мин.). К нашему походу присоединились соседи по жилью Гена, Коля и Лена (30-35 лет) из Донецка. Пусть идут: будет веселей.
В 06.30 мы уже едем в автобусе на Оленевку (5грн). В 07.20, посетив местный супермини маркет и отоварившись печеньем, булками, йогуртами и водой, мы уже шагали по Оленевке. Это небольшое село, вытянувшееся вдоль трассы и берега моря, уже начало застраиваться коттеджами и в перспективе здесь будет не плохо. А пока, в основном, это хаты сельскогородского типа с удобствами за бугорком. В общем, ЕВРАЗИЯ! Хотя цены как в Черноморске! От Оленевки до Тарханкутского маяка по трассе пешком в хорошем темпе идти один час. Солнце уже встало, а мы идем и щелкаем креветки. Море ушло вправо, и по сторонам голая степь с видневшимися далеко слева радиолокационными станциями и сетью антенн. А вот и маяк показался! Он величественно стоит на мысу, подняв на высоту до 40 метров свое белоснежное почти цилиндрическое тело с циклопическими глазами наверху. На самом верху находится смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на побережье и морские дали.
Маяк выдвинулся в море на 30 метров от берега и, кажется, вот-вот он оторвется от берега и уплывет в море. Его построили в 1816 году, и свет маяка виден с расстояния 23 км. От маяка берег поднимается в нашу сторону вверх и обрывается крутыми вертикальными откосами.
Глубина начинается почти у обрыва и можно сразу прыгать в воду, не обременяя себя сложным спуском. Вода очень прозрачная. Дно, кажется, почти рядом у поверхности, до которой было метров 5 или 6. Здесь самая чистая и прозрачная вода в Крыму! Это рай для дайвингистов.
Теперь мы идем уже просто по берегу моря влево от маяка. Причудливо изрезанные берега из известняка обрываются вниз метров на 30-40. Это сочетание изумрудных оттенков моря, голубого неба, белоснежных скал и обрывов вызывало искренне восхищение творцом природой, которая показывала нам эти фантастические пейзажи. С каждым шагом открывались все новые и новые виды.
Вот внизу на камнях, увидев нас, застыла черепаха, а вон крокодил ползет в воду.
А это чудо из скал напоминает женщину. Говорят, Екатерину. Наверное, так и есть! И таким чудесам была бесконечность. А солнце уже жарит во всю. И стоит только оторваться от этого ошеломляющего симбиоза из воды и камня, как в глаза бросается слегка всхолмленная пустынная равнина.
Нет, это не пустыня с барханами, нет, это просто выжженная степь, обсыпанная белеющими камнями (от полуметра до метра) и стоящими кое-где одинокими кустиками. Она зарастает травой в осенне-весенний период, затем все засыхает
Даже не верится, что греки, прибывшие сюда в 5 веке до н.э., увидели здесь леса из ливанского кедра и других лиственно- хвойных пород. Да еще 200-300 лет назад этот край славился высокими урожаями злаковых и разведением породистых овец. Неужели мы в этом виноваты? Вырубили все и затоптали! Варвары!
Очень жарко! Кое-кто из наших спутников уже слегка скис! Пошли разговоры «туда ли мы идем». А вот уже виден Большой Атлеш. Атлеш – это скальный выступ в море. Нас уже дважды обгоняли автобусы с туристами из Евпатории. Им мы были в диковинку, вот так идущие пешком, по пустыне под солнцем. Вскоре мы были у обрыва с видом на Атлеш. Здесь же толпились приехавшие туристы. Мы замешались в этой толпе и с удовольствием слушали рассказы экскурсовода.
Перед нами была большая и глубокая лагуна, охраняемая крутыми и почти вертикальными тридцатиметровыми стенами. Слева на входе в лагуну из воды поднималась высокая скала-арка с проходом по воде. Виднелась стрела подъемного крана, который использовался при съемке различных сцен кинофильма «Человек-Амфибия». Да и вся здесь местность и даже дно лагуны участвовали в этих съемках. Вон там Ихтиандр прыгал с набережной за упавшим в воду ожерельем. А там Его поднимали из моря в сетке и он, прорезав сеть, выпал в море обратно. В левой стене лагуны волны пробили сквозной туннель, а слева от входа в туннель виднеются сети. Они поставлены на кефаль. Сети ставят горизонтально и, как только начинается ход кефали, сетки поднимают вверх, затем перемещают их на берег с уловом. Этому способу еще в 19 веке научил крымских рыбаков граф Воронцов. Он пригласил 10 рыбаков из Италии, и те обучали наших. До этого в Крыму не умели так ловить кефаль. А в вертикальные сети она не идет!
К этому времени наши попутчики окончательно сникли и решили возвращаться домой. И они ушли-уехали. А шел уже 12-й час. Солнце подбиралось к зениту. Жара страшная! Я подошел к руководителю экскурсии и попросил подвезти нас к Малому Атлешу, так как мы, вроде бы, отстали от своего автобуса. Он согласился, и мы поехали. Это километров шесть-семь. Но под таким солнцем они стоят 15-и.
На Малом Атлеше была стоянка и общий сбор всех экскурсий. Наши (они уже стали наши) будут стоять здесь до 16.00. Я подошел к водителю и попросил подвезти нас на обратной дороге до Черноморска. Он согласился за 50грн, мы сконсенсились на 35. За двоих, естественно!
Все! Теперь можно покорять Малый Атлеш!
Здесь были навесы для рейсовых туристов, а это уже и для нас естественно. Здесь можно было заказать обед за 60грн, здесь были биотуалеты и доступный спуск к морю. И мы пошли к морю! Ну не обедать же мы сюда шли по пустыне!
Под ногами были камни разной величины, покрытые острыми шипами. И все здесь выглядело так, как будто на расплавленные камни падали крупные капли дождя, и они выбивали из них фонтанчики расплавленной породы, которая застывала острыми каменными иголками. Пока мы шли в кроссах, то еще ничего, а вот босиком идти по ним, наверное, почти невозможно. Мы видели, как люди подпрыгивали, когда вылезали из воды и шли к своему месту. Это были пляски святого Вита с восклицаниями и выражениями. Как все-таки здорово, что общество родило слово «блин». Без него и кое-каких других слов просто было бы не пройти.
У нас было всего четыре часа! А это так мало при виде той красоты, которая открылась перед нами.
А перед нами было синее небо, синее море и цепочка скал, которая закруглялась в большую чашу диаметром метров тридцать. Она была опоясана острозубыми скалами, сплошь усеянными торчащими фигурами, дорвавшихся до экзотики людей. Одни лезли, другие прыгали, а некоторые раздумывали, что делать дальше на этой высоте. Вокруг чаши стояли и сидели на камнях десятки людей, наблюдающих это зрелище. Так, наверное, собираются у своих святынь, обратив горящие взоры на них, паломники. Была только одна разница в этом сравнении. Если паломники облачаются в какие-то одинаковые одежды, накидки, то здесь все были почти голые. Мы быстро дошли до этой шумной толпы и бросили свои вещи между камней возле вроде прилично-голых «паломников». Фотоаппарат и еду мы замотали и положили под камни, накрыв все ворохом наших уже святых одежд. И потом не побежали, а пошканыбали, подпрыгивая и махая руками для равновесия, вскрикивая всякое разное при каждом шаге к «чаше». Залезли и мы на самое высокое место. Тут было даже тесновато, так было много желающих прыгнуть в воду со скалы. Высота была небольшая, метров шесть. Поэтому, прыгнув от этой жары в прохладную воду, мы сразу вылезли на скалы. Настя опять полезла обратно вверх, а я взял фотоаппарат, отдал его какому-то парню и попросил его снять на видео наш прыжок. Вот мы снова на верху. Я махнул парню рукой, и мы прыгнули.
Как выяснилось потом, парень прозевал начало прыжка, и мы снова полезли на скалы. На этот раз все удалось. Потом мы плавали в пещеру, из которой Ихтиандр выплывал в море. Потом еще куда-то. Здесь тоже много мест съемок из того фильма. В память об этих съемках в 1962 году на одном из камней была установлена металлическая доска. Так как был уже полдень, то мы нашли в одной из скальных стенок затененное углубление. Там мы съели наш йогурт, булку и печенье. Яблоки оставили на потом. Настя захотела пить и пошла на верх в продуктовую палатку. Она купила бутылку 0, 5 воды за 5грн, чем и утолила жажду. Отдохнув немного, мы пошли вдоль скал в сторону берега, который возвышался над нами тридцатиметровой стенкой. Море выбило, вылизало в этой стене гроты и пещеры разной глубины, а местами в некоторых местах оно прошило стену насквозь, образуя тоннели длиной более ста метров. Вот к одному из них, где по скалам, а где и просто вплавь, мы приблизились почти вплотную.
Вход в тоннель представлял собой неправильный полукруг шириной метров12 и высотой метров 5. И вот мы плывем уже внутри тоннеля. Постепенно световой полукруг арки уменьшался, а нас окружала сгущающаяся сумеречная тишина. Боковые
| Помогли сайту Реклама Праздники |