Новое - это забытое староеСовременная поэзия не стоит на месте. Постоянно происходит поиск новых форм, ставятся всевозможные эксперименты, проходят дебаты (особенно среди молодых).
Так было всегда.
Внимание литераторов привлекло творчество Марии Шкапской, жившей и писавшей в первой половине 20 века.
Её стихи в своё время были одобрительно приняты известными современниками:
П. Флоренским, А. Блоком, М.Горьким, А.Белым и другими. А потом забылись...
Шкапская издала семь сборников стихов. Среди них выделялись стихи, записанные как проза, без специфической стиховой графики. Например:
Причастницей войду в твою постель, закрыв глаза и открывая губы, и будет медь звенящая и трубы,
и закачается над нами лёгкий Лель.
А после, горестно простёрты перед ним, узнаем мы, что жертва неугодна, и будет стлаться горько
и бесплодно её пустой и легковейный дым.
И вот, век спустя, к этой форме стиха (прозы?) вновь обратились молодые литераторы.
« Мнимая проза» - такой термин, предложил М. Л. Гаспаров для текстов, обладающих отчётливым метром, но записанным как проза, без специфической стиховой графики.
Некоторые современные авторы называют эту форму – А4.
В общем, мнимой прозой называются стихи, которые не разбиты на строки и строфы. То есть, такой текст на вид ничем не отличается от прозы. Но это только графически, если читать вслух, то сразу чувствуется ритм и рифма. Мнимая проза подходит для эпистолярного жанра, в этой форме неплохо записывается и лирика, особенно, когда в тексте присутствует повествовательное начало.
Старшее поколение литераторов, воспитанное на традиционной поэзии, зачастую встречает в штыки всевозможные новации. Кто прав? Как всегда – время покажет, что отомрёт, а что останется.
У меня есть стихотворение «Жители мегаполиса». https://fabulae.ru/poems_b.php?id=295143
Немного видоизменив, я записала его в форме А4. И вот что из этого получилось…
Вы каждый день встаёте в шесть утра, жуёте утренний бутерброд,
обжигаетесь чёрным кофе. Видите в зеркале хмурый профиль.
На ходу застёгиваете пальто или куртку. На минутку - вам бы остановиться,
лицА сменить выражение, но некогда – движение.
И вот несётесь в автомобиле, маршрутке, метро на свидание к ней – работе.
Не может остановить вас никто и ничто. И так изо дня в день живёте.
А вечером, возвращаясь домой, утыкаетесь в свои «айфоны», «айпады».
Вам некогда насладиться весной, вам не до чудес звездопада.
А утром снова в людском потоке – ведь надо к успеху стремиться.
И так изо дня в день бежит жизнь, течёт. И смотрят усталые, хмурые лица...
|