Произведение «Праарии и V династия Египта» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 863 +1
Дата:
Предисловие:
Постулируется, что волна протоиндоевропейцев (праариев), носителей "позднеямќной" культуры, прокатившись по восточному побережью Средиземного моря в 2500-2100 гг. до н.э., достигла Египта, где и основала V (солнечную) династию.

Праарии и V династия Египта

                                                  М.И. Зильберман                                   
                                        Праарии и V династия Египта.
Постулируется, что волна протоиндоевропейцев (праариев), носителей "позднеямќной" культуры, прокатившись по восточному побережью Средиземного моря в 2500-2100 гг. до н.э., достигла Египта, где и основала V (солнечную) династию.

Существует суждение, что волна протоиндоевропейцев, носителей «позд-не¬ямной» культуры (М. Алиней, ун-т Утрехта. 2000), прокатилась в 2500-2100 гг. до н.э. по землям Сирии и Ханаана, и как многие иные волны этносов, продвигавшихся вдоль восточного побережья Средиземного моря (а «ранние археологические памятники указывают на то, что... путь по суше [в Египет] через Синайский полуостров... был известен еще в мезолите, - с Х тыс. до н.э.» (И.М. Дьяконов, А.Ю. Милитарев. 1984)), по всей вероятности, достигла и Египта. Об этом, в частности, может свидетельствовать захоронение воина-праария (средний бронзовый век - 2600-2000 гг. до н.э.), открытое Уильямом М.Ф. Питри в Телль-¬эль-Аджуле, невдалеке от Газы, где в могилу был положен и конь воина. Показательно и то, что в древнеегипетских захоронени¬ях обнаруживаются индоевропейские типы. Так, Бакстон пишет: «Среди древ¬них черепов из местности вокруг Фив в коллекции «Отдела  анатомии  человека» в  Оксфорде, встречаются  формы,  которые,  несомненно,  можно  причислить к нордической [индоевропейской] расе»). Европейское происхож¬дение египетских "светлокожих европеоидов атлантического типа " усматрива¬ет и И.М. Дьяконов (1984). Платон же сообщает, что "атланты (читай - индоевропейцы)  - прародители фараонов". Именно они установили в Египте поклонение Солнцу (Вольтер).
Обратимся к генетике. В 2010 г., в результате (Центр генеалогических исследований iGENEA) анализа ДНК, выделенной из мумифицированных останков Тутанхамона, фараона (1333-1323 гг. до н.э.) XVIII династии, обнаружена гаплогруппа (снип Y-хромосомы) R1b1a2 (M269).
"Антропологический тип фараона Тутанхамона мы можем установить из его изображений, например, таких, как рисунок из гробницы в Долине царей (Рис. 3). Здесь мы (А. Клёсов, А. Тюняев "Происхождение человека". 2010") видим европеоидные черты человека, принадлежащего к средиземноморской расе. Обратим внимание на красную от загара, светлую кожу, маленький нос, европеоидный профиль лица и европеоидное тело. То же расовое соответствие и те же антропологические черты мы видим и на крышке саркофага Тутанхамона (Рис. 4)".
"Не правда ли, очень интересно, что Тутанхамон -  генетический европеец", - говорит Roman Scholz, директор центра iGENEA. Принято полагать, что выявлена «арийскость» Тутанхамона.
Весьма примечательно ("The Tutankhamun DNA Project"; А. Клёсов; Gentis, 2010), что распределение частотностей гаплогруппы R1b1a2 имеет максимум у популяций западной части Европы: в Шотландии, Ирландии и у басков частота R1b1a2 достигает 80 - 90%, в Испании, Бельгии и Швейцарии 60-70 %, в северной части Италии и в Германии - около 40 %, в Скандинавии и Норвегии - 30 %, у чехов, словаков и австрийцев - около 30 %, в Польше, Венгрии и Латвии - 10-20 %. По данным агентства «Reuters» во Франции этой гаплогруппой обладают 60 % населения. Рассчитано (А. Клёсов, А. Тюняев. 2010), что «возраст» самых  древних европейских носителей субкладов R1b1a2 составляет 4200-4500 лет (возник в Европе ок. 2500-2200 лет до н.э.).
Очевидно (см. выше), что эта картина вполне совпадает (отражает) с территориальным распределением (расселением) в Европе праариев-кельтов (галлов,  кельтиберов и т.п.). Таким образом, в древности одними из основных носитялей гаплогруппы R1b1a2 (снип M269) являлись индоевропейцы (поскольку праарии постоянно ассимилировались с прототюрками, см. ниже).
Принято полагать (E. Mircea. 2002; А. Клёсов. 2010), что "первая археологическая культура, сформированная носителями R1b в европейской части, - это  курганная культура". "Анализ распространения гаплогруппы R1b1a2 (R1b1b2) M269 показывает, что, возможно, изначальным местом распространения её носителей являлись районы Южной Руси [прародина ариев] примерно 5600-4000 лет до н.э.". Так, (см. выше), среднестоговская культу́ра процветала в степях Приазовья, между Днепром и Доном в 5300-3500 гг. до н.э..
Вычислено и то (А. Клёсов, А. Тюняев), что "в Ливане общий предок [-носитель] R1b1b2 датируется 3870-2500 лет до н.э.". Следовательно, генетика свидетельствует, что некая  группа праариев находилась в Ливане ок. 2500 г. до н.э., а это  хорошо согласуется со сведениями М. Алинея (племена носителей «позднеямной» культуры мигрировали ок. 2500 г. до н.э. через Ханаан в Египет).
И тогда возникает вопрос (в предположении, что кровное родство фараонов в период с V по XVIII династию сохранялось): уж не связан ли факт возникновения (возвышения) в Египте новой (V) династия ок. 2504 г. до н.э. с этой миграцией праариев? Примечательно и то, что приход к власти V династии (период правления - ок. 2504-2347 гг.) сопровождался сменой процветавшей в стране лунной религии на солнечную (что, видимо, вызвало недовольство народа, поскольку известно, что правление IV династии окончилось смутами; а последний фараон этой династии Шепсескаф не смог построить себе пирамиду).  Показательно (в части прежней значимости культа бога Ра), что ранее (в пору доминирования "лунной" религии) в полной (пятичленной) титулатуре фараонов первое имя царя обозначало его как Тельца (соотнесение с Луной), и лишь третье - как Гора, а пятое - как сына Ра (М.Э. Матье). Однако со времён V династии солярный культ бога Ра быстро обрёл государственный, общенациональный, всеобъемлющий характер («Палермский камень»). Хронологически (если датировки верны) образование новой династии и смена религии в стране синхронны данной миграции праариев, - носителей «позднеямной» культуры (всадников, видимо, вторгнувшихся в район дельты Нила и закрепившихся там; то же позднее проделали и гиксосы).
Существуют ли артефакты, свидетельствующие в пользу того, что основатель V династии фараон Усеркаф (Уас-куфа) - индоевропеец?
Согласно тексту папируса «Весткар» (датирован эпохой гиксосов) родиной (возможно, зоной начала экспансии) Усеркафа (Ouserkaf)  является местечко Сахебу (главным богом которого почитался Ра), предположительно находящееся в Дельте, невдалеке от Гелиополя. По легенде, приведённой в папирусе, приход к власти фараонов V династии, особенно первых трёх, весьма тесно соотносится с культом бога Ра (начиная с Нефериркара Какаи фараоны стали титуловаться «сынами Ра»): их отец - сам Ра, а мать - жена верховного жреца бога Ра; кроме того, предсказано, что Усеркаф будет верховным жрецом Ра в Гелиополе (видимо, до принятия титула фараона).
В заупокойном храме третьего царя V династии Нефериркара Какаи в Абусире обнаружены иератические папирусы, в которых повествуется о  его матери - царице Хенткаус. В надписи, обнаруженной в Гизе, эта царица названа «Матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта, дочерью бога [фараона]».
В окрестностях пирамиды фараона Сахура найден рельеф с его семьёй, позволяющий считать, что Хенткаус (Неферхотеп) была женой Усеркафа и матерью его сыновей: Сахура (второго царя V династии) и Нефериркара Какаи, а также дочерью пятого фараона IV династии Менкаура (2546-2511 гг. до н.э). Примечательно, что в папирусе «Весткар» прорицается (рассказ «О Хуфу и чародеях»), что внук фараона Хуфу (отца Менкаура) будут царствовать при новой (V) династии. Следовательно, Усеркаф, женившись на царевне  Хенткаус, получил престол на законном основании в силу «утробного» права (и линия родства между династиями не прервалась), что видимо, Усеркаф и подчеркнул в своей царской титулатуре, включив в неё имя богини «Маат» («правда и справедливость»). Примечательно, что «при V же династии термин «маат» (без детерминатива) появляется в автобиографиях» (Е.А. Романова. «Проблемы истории и культуры Древнего Востока», сб.,2010).
В Каирском музее (преимущественно) хранятся части нескольких статуй (в основном их головы) фараона Усеркафа. Так, хорошо сохранилась голова статуи, найденная в заупокойном храме пирамиды Усеркафа в Саккара. Голова статуи Усеркафа была найдена и в Абусире, на том месте, где размещался Храм Солнца фараона Усеркафа. Кусок алебастра, изображающий рот и подбородок Усеркафа, принадлежащий статуе почти в натуральную величину, находится в Египетский музей в Берлине. Примечательно, что у всех «голов» Усеркафа отсутствует типичная «царская» борода (его сын, фараон Сахура, уже изображён с такой бородой; заметим, что даже Хатшепсут, как  фараон, представлялась с «царской» бородой).
Все эти артефакты дают возможность составить представление о чертах лица, этническом типе, этого человека. Итак, на сколько можно судить по нескольким различным фотографиям головы Усеркафа, наличествует мезоцефалия (среднеголовость); пропорции (и овал) лица - практически, как у Карла фон Мюллера, принятого за образец нордической расы; высокий, широкий и чуть-чуть наклонный (немного выпуклый) лоб; надбровья и глаза (длинный разрез глаз) по форме и соотношению размеров сходны с изображёнными на фото Карла фон Мюллера (героя Первой мировой войны); выступающий нос с прямой спинкой (ширина спинки носа почти как на фото Мюллера), несколько вздёрнутый, кончик носа немного широковат (толстоват); рот типично индоевропейский (характерная форма губ), губы не толстые; небольшой (не массивный), хорошо выраженный, выступающий подбородок; борода отсутствует (характерно, что и филистимлян (протоиндоевропейцев) египтяне изображали без бороды). Таким образом, очевидно, что данный типаж вполне может быть индоевропейцем.
То же можно сказать и о чертах лица жреца Каапера, - статуя из гробницы в Саккара, датированная временем правления фараона Усеркафа, изготовлена из сикаморы. Считается, что это - очень реалистичный портрет осанистого (важного), крупного (с короткой мощной шеей), хорошо сложённого, но несколько полноватого  мужчины (лет пятидесяти), осознающего своё высокое социальное положение. Отсутствие волос подчеркивает округлые очертания головы жреца и выпуклые, полные и гладкие черты его лица. Существует мнение, что Каапера - член царского дома.
Как известно, яркими (исходными) представителями «чистой арийской расы» можно считать кельтов и германцев. Античные авторы (такие, как Страбон, Диодор Сицилийский или Плиний) неоднократно описывали этот физический тип (Т. Пауэлл «Кельты. Воины и маги». 2003): высокий рост, светлая кожа, развитая мускулату¬ра, голубые глаза и белокурые волосы. Античные скульптурные изображения (пергамская школа) кельтских воинов также являют собой рослых людей мощного телосложения, круглыми или овальными головами и вол¬нистыми или кудрявыми волоса¬ми (кельты следили за своей внешностью). В античны времена иногда было весьма не просто отличить по внешнему виду кельтов от германцев. Так, когда Калигуле для процессии в триумфе 37 г. нужны были статисты, которые представляли бы пленных германцев, император заменил их кельтами из Галлии. Страбон «География») наделяет германцев лишь несколько более высоким ростом и более диким нравом (времена Августа и Тиберия).
Характерно, что пирамида Усеркафа, расположенная в Саккаре (вблизи пирамиды Джосера), имеет сравнительно


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама