Первые якорные цепи изобретены были в античном мире. Их можно встретить рядом с обломками древних судов средневековья, если хорошо изучить морское дно в местах катастроф.
Первым судном с якорной цепью, посетившим шведский порт, был американский торговый пароход « Саванна ». 1819 год стал той временной вехой, когда он пересек Атлантический океан и стал на якорь рейда Стокгольма.
С 1840 года на всех шведских пароходах стали использовать якорные цепи. И нужно отметить, что якорная цепь зарекомендовала себя более прочным изделием, чем канат или трос. Моряки предпочитают ее, удобную для морского такелажа. Сегодня якорные цепи разделяют по калибру . Калибр – это диаметр звена цепи . Посреди звена часто можно встретить распорку – контрфорс . Наличие контрфорса увеличивает прочность цепи до 35 %. Якорные цепи составляют из отрезков цепи – смычек. Длина каждой смычки 27 метров. Для определения длины вытравленной (по гражданскому – выпущенной) на клюз* цепи маркируются концы смычек. Цепь дополняет вес якоря, который удерживает пароход или корабль в точке якорной стоянки. Маркировка якорной цепи производится светлой проволокой или краской на первом, втором, третьем и т. д. звене смычки.
Для маркировки используются и свинцовые белила. Белый цвет сохраняется при длительной эксплуатации и удобен в определении выпущенной длины в темное время суток или в неблагоприятную погоду.
Боцман как руководитель работ по постановке судна на якорь при отдаче – подъеме якоря докладывает с бака судна на ходовой мостик о количестве смычек на клюзе.
-- На клюзе – пять смычек!
Дублируется такой доклад и количеством ударов в рынду. Капитан (командир), учитывая состав грунта в месте стоянки, направление течения, погодные условия, загрузку и общий тоннаж судна, принимает решение о дополнительной отдаче смычек якорной цепи.
Швартовка судов к причалам порта Измаил осуществлялась в определенной последовательности : отдав носовой якорь -- кормой к причалу. Якорная цепь проходит через барабан электрического брашпиля на носовой клюз.
Танкер, на котором я ходил боцманом, был небольшой, выполнял функции каботажного плавания. Он ходил с «топливной миссией » в акватории Черного моря. Порт его приписки город – герой Одесса. Зачастую мы заходили в русло Дуная к порту Измаил. Два - три дня якорной стоянки у причала порта давали нам возможность познакомиться с историей этого замечательного города. Любовались изумительным скульптурным изваянием Генералиссимусу А.В. Суворову. Восхищались русским победоносным духом наших прадедов.
Боцман у нас был моряк опытный, бывалый. Его сноровке и профессиональному опыту мы завидовали.
И вот однажды. …
Боцман прозевал стопорение якорной цепи при отдаче якоря. Он «уронил » якорь, вытравив якорную цепь до жвака-галса*. Якорная цепь во всю длину улеглась на дне Дуная. Вместе с ней ушел в речную пучину и полутонный якорь Холла. Клюз зиял пустой округлостью. Цепной ящик дышал пустой сыростью. Катастрофическая нехватка времени на поиск и подъем якоря и якорной цепи не позволили боцману доложить капитану о своей промашке. Да и он не испытывал особого желания сообщить о допущенной оплошности. Сей факт определенное время умалчивался. Боцман пережил утрату. А танкер стал на левый якорь в тихой гавани прекрасной Одессы. Прошло время. Готовясь на пенсию, боцман – ветеран разжился в порту списанной якорной цепью . Проявив смекалку и находчивость, он водрузил на место утраченного якоря деревянный дубликат. Материальный ущерб, нанесенный судну, формально был возмещен. Деревянный якорь выглядел значительно лучше своего металлического предшественника.
Молодой и перспективный боцман с особой щепетильностью подписал акт приемки и передачи дел. У него не было сомнений по поводу отсутствия якоря. Все оставалось какое-то время незамеченным. Несколько последовавших далее якорных постановок выполнялись с помощью левого якоря. И вот однажды …
Левый якорь заклинило.
С ходового мостика прозвучала команда капитана:
-Отдать правый якорь!
Боцман суетился и медлил с докладом об исполнении .
Натружено работал электрический брашпиль. Размеренно пропуская через клюз каждое звено якорной цепи, он опускал якорь. Якорь, едва коснувшись поверхности моря …(!),
закачался на волнах …(!),
а металлические звенья якорной цепи уходили мимо него в глубокую морскую пучину.
Боцман непонимающим взглядом созерцал эту картину. Он смотрел за борт и беспомощно разводил руками.
А капитан ждал, нервозность чувствовалась в его голосе:
- Боцман! Доложите, сколько смычек на клюзе?
Время торопило. Швартовка требовала быстроты в принятии решения, точности маневра с помощью судовых машин. Промедление смерти подобно.
А боцман как назло мечется по одному и тому же маршруту: брашпиль
(осматривает его, разводя руками) - клюз (переваливаясь половиной туловища за фальшборт, тоже беспомощно разводит руками). Ни доклада, ни ударов в рынду не производит. Его бестолковые движения все больше приводят в беспокойство ходовой мостик.
- Боцман, якорь тебе в глотку, доложите: сколько на клюзе?
Таким встревоженным мы своего капитана еще не видели. Создавшаяся экстремальная обстановка достигла своего апогея.
Движение желваков на скулах выдавало его нешуточное волнение.
Ответ боцмана обескуражил «кэпа»:
- Капитан! Капитан! Якорь … плавает! Что делать?
Капитан в тон доклада нервозно вопрошал:
- Боцман, вы там что, с ума сошли? Как может якорь плавать?
Фуражка капитана, расшитая золотыми эмблемами плавсостава, на мгновение приподнялась над его головой. Мистика …
Миг растерянности имел место в неординарной обстановке. Но только миг. Выполнив вторичный галс* по заходу на швартовку, устранив неисправность в брашпиле левого (настоящего) якоря, наш танкер ошвартовался .
Долго еще эта история служила предметом насмешек для нашего экипажа.
Короткая фраза «Якорь плавает!?» вызывала слезы сквозь смех
посвященных в детали этой истории собеседников.
Послесловие: Закономерен вопрос:
А как же якорь?
А якорь списали, составив целую пачку положенных в таких случаях актов.
Деревянный якорь заменили на настоящий - стальной, весом в пятьсот килограммов черного металла. |