Лейтенант Ро считал генерала Ка идеалом легионера. Он стремился походить на него во всем: его вихляющей походке, его манере растягивать слова, его отношению к миру, а уж тем более его отношению к вайду, этим тупым крестьянам, не знающим, что такое гордость и честь.
Поэтому Ро посчитал себя почти оскорбленным, получив новый приказ. Его, бывалого космолетчика, героя битвы при Эллаксе, когда только его безумный прорыв к вражескому крейсеру переломил ход боя в пользу Легиона, его – будущего командира эскадры (да чего там мелочиться – командующего всем космофлотом Легиона!) вдруг назначают инструктором для вайду! Вот эти… хотят летать?! Эти существа, весь смысл убогой жизни которых – выращивать и потреблять, выращивать и потреблять, и снова выращивать, и опять потреблять… И эти… хотят стать пилотами планетоштурмовиков?! Но приказ есть приказ.
В самом скептическом настроении Ро отправился на космодром. А когда он увидел, как у новенького штурмовика неумело строиться учебная команда, скепсис усилился еще больше. «М-да…». К счастью, Ро не надо было учить их всем тонкостям штурмовки. Для вайду было достаточно знать как взлететь, выйти на цель, уклониться от встречного огня и вернуться на базу.
Ро мрачно оглядел строй:
- Мне приказано научить вас летать, - медленно произнес он. – Но я буду учить вас выживать. Потому что если вы захотите выжить – значит, научитесь летать…
Впоследствии Ро признавался, что не оценил этих вайду. «Курсанты» оказались на редкость понятливыми и усердными. Снова и снова они повторяли упражнения. Ро даже начинал жалеть, что учебная программа так ограничена. «Честное слова, из этих крестьян получились бы неплохие космолетчики», – удовлетворенно бормотал он, глядя на то, как его подопечные в сотый раз взлетают, выполняют боевой разворот и садятся. И все это без ворчания и лени! Ни малейшего намека на тупость! «В самом деле, Легион многое теряет без них…». А иногда Ро даже начинал думать, а не сформировать ли из своих учеников целую эскадрилью и не стать ли ее командиром?
Но порой Ро испытывал странные чувства. Четкие размеренные движения «курсантов» все больше и больше напоминали ему машину. Конечно, легионер и есть боевая машина, не рассуждающая, но действующая. Однако действующая разумно, понимая суть приказа, а значит, выбирающая наиболее эффективный путь для его исполнения. В этом и есть отличие легионера от робота, ибо нет такой программы, которая могла бы предусмотреть все случайности войны. Робот не может мечтать, не может совершить безумство, спасая своих братьев. Именно поэтому живет и здравствует Легион, именно поэтому робот никогда не станет командующий Космофлотом!
Но есть ли мечты у этих вайду? Конечно, Ро знал историю их появления здесь. Один раз его звено даже прикрывало транспорты с переселенцами. Правда, тогда он не задумывался о тех, кого перевозили. Это было всего лишь обычное боевое задание. Они посторожили трассу, ничего не случилось, а потом их сменили другие. Вот и все….
Так что в общем Ро понимал, чего хотят вайду. Но… Как-то отец рассказывал ему, что на планете, откуда они родом, есть маленькие живые существа, как их,….муравьи, что ли. Они живут большими группами в… муравейниках. Каждый муравей выполняет свою работу, некоторые – очень сложную. И если пытаться разрушить этот муравейник, то муравьи будут его защищать и ремонтировать. Но разумен ли каждый муравей? Вовсе нет. Каждый есть всего лишь автомат, выполняющий свою задачу. И только соединение этих автоматов рождает разум.
Но может ли бессознательное существо пахать землю, строить дома, выращивать растения? Ро уже сталкивался с коллективным разумом – в морях Фалькорна, где водные черепахи, объединяясь, своими телепатическими полями, сводили с ума оборудование, или в лесах Яроссы, где нельзя было останавливаться, потому что лес защищался и лианы тут же опутывали тебя.
«Интересно, говорит ли хоть кто-нибудь из них про себя – «я», или они всегда говорят «мы», – размышлял Ро, глядя как неутомимо взлетают и садятся «курсанты». Отец всегда говорил, что этот вопрос как раз и отличает разумное существо от животного. Существо с разумом умеет выделить себя из толпы, осознать себя как отдельность. И вроде бы из-за этого они и покинули ту планету.
«А вдруг они и в самом деле говорят «мы», тогда кому же они будут подчиняться в бою?». Ро не знал ответа на этот вопрос и неизвестность пугала его.
| Помогли сайту Реклама Праздники |