Произведение «АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 1342 +1
Дата:

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ


               1.

 Январь 1841 года. В семью Мариупольского  сапожника  Ивана Котлушевича  Куюмжи (йеменджи –  сапожник.) и его жены Феодосии  пришла огромная радость: родился сын. Будущий художник – пейзажист происходил из рода греков – христиан,  обустроивших Приазовский край, переселившись из Крыма. В  Бахчисарае  его дед  Котлуш Христофорович  Куемжи занимался   ювелирным ремеслом.  Очевидно, не зря  фамилия рода  КУИНДЖИ переводится  дословно,  как  «золотых дел мастер». Дети осиротели рано. Скоропостижно скончались сначала отец, а потом и мать. Оставшись без родителей, они воспитывались у брата и сестры отца. Архип (так звали мальчика-сироту) учился неважно, но проявлял живой интерес к искусству рисования картин. Он подмечал и фиксировал в своей памяти самые необычные оттенки окружающей его природы. Пестрота красок, их яркое сочетание будоражили пытливое сознание подростка. В девятилетнем возрасте, получив начальную грамоту в греческой школе, юноша успел поучиться и в городской школе.
  Непросто складывалась жизнь будущего живописца. Приходилось зарабатывать на пропитание работая подсобным рабочим при строительстве  римско-католической церкви у подрядчика Чабаненко, где вёл учёт строительного материала. В качестве семейного прислужника выполнял обязанности у хлеботорговца  Аморетти.
И…
Постоянно испытывал неудержимую потребность самовыражения.  Рисовал, используя  свободное время. Это были рисунки,  выполненные на листе бумаги, обрывке упаковочного картона…В качестве  инструмента использовал мел, карандаш, уголь… Его творения вызывали неподдельный интерес и внимание. Чувствуя явный недостаток образования, Архип по протекции и совету имущего и влиятельного человека по фамилии Дуранте решился на пешее путешествие чумацким шляхом до Крымской Феодосии. Надо представить то время, когда крепостное право давит на крестьян. Еще шесть долгих лет до его отмены. Крестьянский труд густо замешан на крови и поте. Россия ведет русско-турецкую войну, именуемую в народе «Крымской». И по праву: бои развернулись в Севастополе на Малаховом кургане, в греческой Балаклаве. Четыре мортирки в батарее поручика Маркова геройски отбивали атаки наседающего десантного экспедиционного корпуса  англичан… Раненные  командиры  оборонительной линии Балаклавского гарнизона Манто и Стамати,  со своими соотечественниками, выстреливали во врага свои последние ружейные заряды…
     Тысячи жертв. Геройски гибнут прославленные русские адмиралы Истомин, Лазарев, Нахимов… Сотни убитых патриотов в рядах защитников города славы русских моряков.  
       Можно только представить, как четырнадцатилетний подросток в это тяжелое для страны время  вдохновенно шёл  учиться у знаменитого  художника  армянина   Айвазовского Ивана Константиновича. Невысокий и  не по годам широкоплечий, крепко сбитый, застенчивый и немногословный ученик вызывал симпатию. А его одежда, состоящая из простой рубахи, несуразного жилета, полотняных, просторных штанов с оттопыренными карманами, соломенной шляпы, покрывающей чёрную вьющуюся шевелюру -- вызывали глубокое  сочувствие. События,  начало было положено  в 1855 году, не прошли без приключений. Айвазовского на месте не оказалось. И Архип,  прибыв к неизвестным людям, был окружён  вниманием помощника   Адольфа Фесслера  и   дочери   Айвазовского.  Расквартировали его во дворе  дома,  под навесом. Особого  расположения юноша не получил и с прибытием хозяина. К сожалению,  история не оставила нам  свидетельств дней  его пребывания  в Феодосии.  Очевидно, что,  соприкасаясь с возвышенной наукой рисования, Архип выполнял  подсобные функции: тёр краску, готовил грунт, художественное полотно, работал на вторых  ученических ролях. Но это не помешало ему глубоко индивидуально и настойчиво формировать свой волевой характер эллина, мужское достоинство, выдающееся  мастерство.

2.
2007 год. Лето. Приазовский город-курорт Бердянск. Украина. В 1780-е годы это место носило название  Петровская крепость. Именно в этих краях  Российская Императрица Екатерина 11, Великий князь  Григорий Потёмкин и знаменитый полководец Александр Суворов со своими единомышленниками обустраивали на постоянное  место жительства  немцев, болгар, армян, греков. Петровская крепость назначена одним из  24 населённых  пунктов подлежащих к заселению. Мне повезло отдыхать на пляже знаменитой Бердянской косы. Проезжая по современным улицам южного городка, я обратил внимание на  многоэтажный дом. Первый этаж был облагорожен красным гранитным камнем. В оригинальной нише  установлен внушительный бюст с резными буквами, на украинском языке:
И. БРОДСКИЙ.
Остановив машину на импровизированной стоянке перед домом, по возвышающемуся крыльцу, я вошёл в просторные выставочные залы картинной галереи. Моему взгляду предстали красочные авторские работы маститых и малоизвестных художников. В декоративном обрамлении  они смотрелись  празднично и нарядно. Миловидная искусствовед убаюкивающим голосом рассказывала экскурсионной группе:
 -  А вот репродукция   картины  знаменитого сына армянского народа,                                                    пейзажиста  Архипа Куинджи.
Я был удивлён столь отважному заявлению. Но, соблюдая правила приличия, не прервал её рассказ. Дождался  завершения экскурсии. Сдерживая свой эмоциональный порыв, подошёл к экскурсоводу, с вопросом в ее адрес:
 -   Что явилось основанием  для того, чтобы причислить замечательного  грека Архипа Ивановича Куинджи к сыновьям армянского народа?  
Немного растерявшись, она попыталась что-то объяснить. Извинившись, я отлучился к машине. Несколько минут понадобилось мне для того, чтобы поднести  сотруднице  учреждения  культуры  свою книгу - авторское исследование «Эллада Донбасса и Приазовья».
Некоторое время пришлось потратить и на разъяснение истины.
Куинджи Архип Иванович – это Мариупольский грек, ученик великого  художника-мариниста, армянина по происхождению, Ивана Константиновича Айвазовского. С историей не поспорить…

3.
Интересно, как чувствовал  Архип землю своих Крымских предков? Забилось ли сердце будущего гения света  на родине своего многострадального народа?
По всему творческому пути Архипа Куинджи видно, что он достойный ученик Ивана Константиновича Айвазовского. Возвратившись в Мариуполь, Архип нуждался в средствах. Именно  нужда заставила прибыть его в 1860  году в город Таганрог. Где он до 1865 года трудился  ретушёром в фотосалоне  местного фотографа С.С. Исаковича. В Таганроге Куинджи имел неудачную попытку открыть свою собственную фотостудию. Посещая городскую набережную, прогуливаясь по городским улицам, (особенно улицу Греческую, где владельцами домов были преимущественно семьи греков-переселенцев времен Екатерины 11),  Архип формировал представление о провинциальной жизни. Бывая в знаменитом Таганрогском парке, будущий  пейзажист восхищался щедрым цветением абрикос, яблонь, вишен, благоухающей черёмухи. Любовался рябиной, кустами малины, редкими декоративными деревьями. А парк  ведь закладывался  простым жителем  Таганрога, врачом  Пищенковым, как аптекарский сад.  Обязанности первого смотрителя-садовника выполнял местный грек Манойл Ласкараки.  Куинджи  предложил оригинальную форму решётки на ограду территории  зелёных насаждений. Спустя годы его замыслу суждено было сбыться: решётка для ограды городского парка отлита  по задуманному художником проекту на  местном литейном предприятии «Тагмет».
 Дважды Куинджи  А.И. пытался поступить в Академию художеств. Дважды он безуспешно выезжал в  столичный город  Санкт - Петербург. Для  Академии эти годы связаны с разработкой и утверждением  нового  Устава учебного заведения. Великая княгиня Мария Николаевна в 1859 году  организовывает выставку редких художественных произведений из императорских дворцов.  Цель этой выставки – собрать средства на постройку приюта для неимущих художников. Академия принимает успешное участие в международных и всемирных выставках. Назначенный вице-президентом  Академии князь Г.Г. Гагарин подчеркивает необходимость изучения византийского искусства. По его предложению учреждается класс православной иконописи. При учебном заведении открывается музей древнехристианского искусства, в экспонатах которого выставляются старинные намоленные иконы. Осенью 1863 года в конкурсе на большую золотую медаль, дающую право на обучение за границей, должны были принимать участие 14 учеников, имевшие малые золотые медали. Среди них И.Н. Крамской, А.Н. Корзухин, К.Е. Маковский. Отказавшись писать работу на заданную тему из античной мифологии, эти художники  предложили свободно выбирать сюжеты, помимо заданной темы. Их требования не были  удовлетворены, вследствие чего они демонстративно покинули Академию, попросив все же присудить им звание художников. Просьбу опальных учащихся уважили, но за «бунтарями» установили полицейский надзор. Выйдя из стен Академии, они образовали  свободную «художественную артель». Позднее ее переименовали в «Товарищество передвижных художественных выставок». Организация передвижников стала творческим объединением художников, девизом которого стал принцип: «Демократизм, реализм, народность». Инициаторами выступали ведущие живописцы конца шестидесятых годов («шестидесятники», но на сто лет раньше):
И.Н. Крамской,  В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов и многие другие.
 Архип Иванович Куинджи,  выставив, на всеобщее обозрение в 1869 году свою картину в Академическом зале  под названием «Татарская сакля», получил возможность обучения в академических классах. В 1870 году Архип Иванович ещё мало знакомый широкой публике, но признанный среди  художников-товарищей как талантливый, подающий большие надежды пейзажист, обратился в совет Императорской Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания неклассного художника. Для решения этого вопроса необходим был документ  городской управы. Куинджи А.И. получил его 22 марта 1870 года, который сквозь десятилетия донёс  из  Мариуполя до наших современников некоторые сведения о мещанине Куинджи: « Ростом он  был  в два аршина шесть вершков  (один метр шестьдесят восемь сантиметров). У него были карие глаза, тёмно-русые брови и волосы. Нос, рот, подбородок - умеренные. Лицо чистое».
4.
        Архипа Ивановича приняли в Академию художеств вольнослушателем. Здесь появляется его новое творение  «Осенняя распутица».  Художник постепенно охладевает к занятиям. Всё реже и реже посещает  их. Находит основы преподавания устаревшими и ненужными. В 1872 году Архип Иванович окончательно оставляет Академическое обучение и работает самостоятельно. По творческим  убеждениям сближается с художниками-  передвижниками. Успех и финансовое благополучие художника приходится на 1873 год, когда  знаменитый коллекционер П.М. Третьяков    (Третьяковская галерея официально открыта с 22 мая 1856 года)   приобретает для своего  частного собрания  картину    А.И. Куинджи  «На острове Валаам».  Высказывание П.М. Третьякова: «… мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хотя лужу


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:50 14.06.2011 (1)
Большое спасибо за статью, очень хорошо написано и интересно. Я люблю русскую живопись, немножко собираю. По большей части, конечно, репродукции. А Вы знаете байку про Куинджи и Великого Князя Константина?
Это могло бы дополнить Вашу работу.

У меня возник только один вопрос.
У вас в тексте написано: решился на пешее путешествие чумацким шляхом до Крымской Феодосии. Я всегда считала, что Чумацкий шлях - это малороссийское название Млечного пути. А что же на земле так называется?
     19:58 15.06.2011 (1)
Очень приветствую Вашу черту познания. Всенепременно отправляю Вам:

….Следует особо сказать, что керченские греки поддерживали торговые и де-ловые отношения со всеми новыми греческими поселениями  Приазовья: Таманью, Та-ганрогом, крепостью Петровской (нынешний Бердянск), Мариуполем используя сухо-путную дорогу. «Гужевая» дорога  пролегала через «гнилое море» Арабатской стрелки, по побережью к крепости Петровской (340 верст», далее  на пути следования  возвы-шался приморский Мариуполь (61 верста), а после Мариуполя  уже рукой подать до Таганрогского порта. Она служила артерией по доставке рыбы, зерна, винограда, вин и прочих товаров… Особенно благоприятные условия создавались к разработке соляных озер. Геническое самосадочное соленое озеро рассматривалось как главное  на Арабат-ской стрелке близ северного ее окончания на стороне Сиваша, в 15 верстах к юго-западу от  Генического пролива, и в 10 верстах от Перекопа. Садка соли в природе имеет место с половины июня до последних чисел октября. Ее добывают в необходимых количествах и отпускают потребителям круглогодично, обеспечивая сохранность на складах.
Из материалов исследований автора «Греческий Форпост Российской империи». Есть материал ещё: но нет времени.
- Это и Вы знаете из мультфильма полюбившегося нам  о том как казаки соль возили от Крымского хана. Соляных рудников  активно используемых было два (ещё в Артемовске)... Сталактиты... Сталагнаты... медицинское лечение в соляных пещерах.

- Баек исторических много, а Романова Константина - вообще много. Если сообщите буду рад впитать.
- А Млечный путь он и в Африке Млечный путь.

Добра Вам и удачи в творчестве. Угодил ли? Шторм.
     01:21 16.06.2011
А байка такая: когда на каком-то вернисаже была выставлена картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре", к художнику подошел скромно державшийся молодой флотский офицер. Моряк сказал художнику, что он просто очарован картиной, его хвалебные слова  выдавали человека образованного и не чуждого искусству. После приличествующего вступления офицер попросил продать ему эту картину. Куинджи трезво оценивал жизненные ситуации, улыбнувшись, он ответил: "Эта картина вам не по средствам".
Куинджи обратился к кому-то знакомому и спросил: - Кто вот тот высокий моряк?
- Ты, что, не знаешь, же К.Р.! - был ответ.

Правда, не знаю, кого эта история характеризует интереснее, художника или К.Р.
     02:45 15.06.2011 (1)
Люблю историю,   и когда открываю незнакомую мне страницу,
получаю огромное удовольствие.
Спасибо за чудесную экскурсию!
Очень интересно!
С восхищением. Влада
     18:25 15.06.2011
Владлена привет! Рад доставить Вам радость в творческом общении. Архип Куинджи - это гордость Мариупольских греков. шторм.
Реклама