Произведение «Зебра»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Читатели: 431 +1
Дата:
Предисловие:
  Порог (либо торец, белые полосы в виде «зебры») — начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться. Порог сделан таким для того, чтобы быть заметным издалека. Количество линий зависит от ширины ВПП. Википедия.

Зебра

  Это рассказ о том, как не надо действовать инструктору при совершении грубой ошибки в технике пилотировании на посадке. Но сначала необходимые пояснения.

  Люди, не видевшие, как происходит посадка самолёта через лобовое стекло из кабины лётчиков, и не подозревают, как важна эта «зебра» в начале полосы. Какие рядом с ней могут кипеть страсти. Посадка – один из самых важных этапов полёта, а точность посадки – показатель мастерства лётчика. Зона посадки устанавливается для каждого типа самолёта своя, но зона «зебры», - первые 50 метров от торца полосы, для всех запретна. По принятым нормативам это оценка 2, что приравнивается к предпосылке к лётному происшествию (ПЛП), со всей вытекающей тягомотиной.

  Итак, вы поняли, лётчику, из соображений безопасности, нужно посадить самолёт как можно мягче в зоне 50-500м от порога (для Ту-16 на оценку "отлично" - 250м) при любой погоде, днём или ночью. Работа такая. Именно эта зона исчиркана полосами от колёс садящихся самолётов.

  В училищах молодых пилотов быстро научают «видеть высоту» на посадке и даже мягко садиться, но главное здесь – опыт, «сын ошибок трудных», который нарабатывается годами. Что интересно, - опыт, как говорится, не пропьёшь, а вот навык определения высоты до земли при посадке при перерыве в полётах 2 месяца и более, теряется. Поэтому, к примеру, после выхода пилота из отпуска, ему назначаются контрольные полёты для восстановления этого навыка.

  Извините за долгое вступление перед коротким рассказом, Но такая была исходная ситуация при моём участии в ту лётную смену. Я контролировал лётчика моего отряда после отпуска. Два контрольных полёта, потом сразу два самостоятельных. И вот тот реальный полёт. Я на тот момент был инструктором ещё не опытным, и при первой посадке передоверил управление лётчику, на выравнивании получился провал по высоте, и спохватился я поздно, - при исправлении ошибки мягко брал штурвал на себя, и посадил самолёт хоть и очень мягко, но в самом начале полосы. При этом мой пилот сидел как в гостях!  Помощник руководителя полётов (ПРП), что сидит у полосы, дал в эфир расчёт посадки в 70 метров и я вздохнул с облегчением, - это всего лишь оценка 3. Но мой член экипажа в корме сказал: - Командир, мы подняли пыль перед бетонкой и чиркнули, кажется, зебру!

  Вот тебе и на! Посадку на зебру с задней кабины очень хорошо видно, спорить глупо. Пока тормозили, я всё сказал моему лётчику о его психологической подготовке к полёту. Но что теперь делать? По правилам надо заруливать на стоянку и задание будет не выполнено. Переносить контроль на следующую смену, - значит затянуть восстановление лётчика перед важными учениями. И я принял командирское решение – продолжать задание, оправдывая себя расчётом данным ПРП.

  Второй полёт прошёл отлично, и я вышел из кабины у стоянки, уступая место правому лётчику. Далее всё должно идти по плану. Я сразу позвонил ПРП, там дежурил лётчик с нашей эскадрильи,  и он прямо сказал, что посадка была метров в 20-30 от торца. Плохо дело! Но как быть с моим решением? Получается я нарушил уже два раза, пора делать третью ошибку!

  Лётчики знают, после окончания лётной смены Руководитель полётов (РП) едет на торец полосы  проверяет чистоту зебры, то есть смотрит, - нет ли отпечатков от колёс шасси. Так вот, мой лётчик, чуя за собой вину, решил меня прикрыть, и, вдвоём с техником, в конце смены ночью, взяли ведро керосина, щётки, и пытались стереть чёрные полосы от шасси на зебре. Где и были застигнуты. Видит Бог, я его туда не посылал, но кто мне поверит?

  Утром был разбор полётов самый позорный для меня за всю мою лётную службу. Предпосылку не оформили, она никому не нужна. Получил строгий выговор от командира полка. Сразу не мог понять – за что. Вернее - за какой из трёх косяков? Но по размышлению, вспомнилась сказка Конёк-Горбунок, в том месте, где речь идёт о судьбе Чудо-Юдо Рыбы-Кита:
"Он (Кит) за то несёт мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей…»
Не тем виноват кит, что проглотил корабли, а тем, что  "без божия веленья"!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама