"Анфиса и Прометей". Книга 2-я. "Школа Громовой Луны". Глава 6-я. "АЭЛИТА И ГОРОД СОЛНЦА. Авангард-роман Ники (1)".
Владимир Веретенников (Савва)
"Анфиса и Прометей"
Роман в семи книгах
(художественное исследование)
Памяти поколения 70-х
«...Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лука 1:34)
+ + +
Книга 2-я. «Школа Громовой Луны»
«Трагично то, что никто из строителей социализма не рискует сказать, что без борьбы со смертью нельзя и думать о социализме и что коммунизм не может быть построен без победы над смертью».
(Сетницкий Н.А. Письмо к А.М. Горькому. 3 мая 1936)
Глава 6:
АЭЛИТА И ГОРОД СОЛНЦА. Авангард-роман Ники (1).
«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением.
Нет преград человеческой мысли.
Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце...»
(Сергей Павлович Королёв (1906-1966), советский учёный, конструктор и основоположник советской практической космонавтики)
Эта глава заключает в себе следующие главки:
Аэлита с лазерной винтовкой
История Марса
Истинная история Аэлиты
1-я марсианская революция. Сон Аэлиты про левиум.
2-я марсианская революция. Обретение левиума.
3-я марсианская революция. С Икара — на Землю.
Аэлита с лазерной винтовкой
Теперь — и даже отдельной главой — имеет смысл рассказать о таком необыкновенном явлении столь раннего литературного творчества у обеих подруг, как удивительный роман Ники про Аэлиту.
Ника работала над ним в самом тесном соавторстве с Анфисой — но идея принадлежала Нике, и записывала его у себя всё время Ника. Да и Анфиса никогда и ни в коем случае не претендовала на его авторство, даже и на соавторство, по справедливости считая, что это произведение — дитя творческого гения Ники.
Анфиса потом, уже гораздо позже, пыталась вспомнить — когда же точно Ника начала писать эту свою фантастическую вещь: в 1965-ом году — или в 1966-ом? И приходила к выводу, что самые первые письменные наброски этого литературного шедевра Ника стала делать, по-видимому, ещё в 1965-ом году, когда они обе учились ещё в 1-ом классе, Анфиса в Ленинграде — а Ника в Москве.
Ну, а что он писался в 1966-ом — так это уже совершенно точно: тогда у них совместные обсуждения этой вещи уже шли вовсю...
Сначала Ника определила жанр своего произведения как «революционно-фантастический роман». Но потом она как-то услышала из разговора Герты с кем-то из её близких знакомых по работе, что кто-то определил весь русский и советский авангард (в литературе, живописи, музыке, архитектуре, во всём искусстве) — как любовный роман интеллигенции с революцией.
Нике эта мысль понравилась — и она, с этого момента, стала определять своё произведение как «авангард-роман». И запечатлела это на заглавной странице черновика своего литературного труда...
А началось это ещё — сколько Анфиса могла потом вспомнить — с рисунка Ники цветными карандашами: она изобразила свою Аэлиту в красочном индейском наряде и с лазерной винтовкой в руках...
…
Различной фантастикой Анфиса и Ника тогда просто упивались, особенно космической. Фантастические фильмы, какие только было возможно, они тоже старались посмотреть все. Все, самые случайные, разговоры их старших родственников и товарищей, «солнечных коммунаров», о Космосе и фантастике, тоже — тотчас же привлекали их внимание.
И даже английский язык, ещё до школы, они обе стали изучать самостоятельно не только в интересах Мировой Революции, в которой им предстояло участвовать, но — и ради того, чтобы иметь возможность читать всю ещё не переведённую на русский язык фантастическую литературу, которую, чаще всего, приносила Герта, но иногда и другие их старшие соратники, «коммунисты-космисты».
Фантастический, и ещё дореволюционный (и почти запрещённый в СССР), роман известного «большевика-еретика» Александра Богданова «Красная Звезда», про коммунистическую цивилизацию на Марсе, они обе тоже впервые прочли очень рано — но так рано, что тогда, в первый раз, ещё мало что поняли.
Конечно, если брать всю Вселенную в целом, то в ней можно найти сколько угодно разумных гуманоидов. Если не на каждой десятой — то на каждой сотой планете это точно! Однако, именно тема Марса и тема возможности разумной (а значит — если по-настоящему разумной — то коммунистической) цивилизации именно на Марсе — на «Красной Звезде» — будоражила воображение обеих подруг особенно сильно.
Конечно, они знали, что самые последние научные исследования Марса вообще делают мало вероятной даже возможность какой-либо жизни на этой планете. Ну — а как же каналы? Не могли же они просто так, взять — и исчезнуть! Нет, что-то тут не так...
…
Ника, как и Анфиса, ещё в дошкольные годы посмотрела сначала фильм (ещё немой) «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова, 1924-го года. После чего прочла и одноимённый фантастический роман Алексея Толстого, по которому (в очень вольной интерпретации) был снят упомянутый фильм. Ну, и, кажется, ещё что-то — и научно-фантастическое, и научно-популярное про Марс (Анфиса потом вспоминала — но не могла вспомнить во всех деталях...).
Подумав над всем увиденным и прочитанным материалом — Ника сказала Анфисе:
«Они всё только напутали! Всё должно быть совсем не так! Аэлита должна стать настоящей революционеркой — и сделать революцию на Марсе! Иначе какой смысл во всей этой их любви? Одно мещанство!..»
И Ника стала переписывать заново весь этот знаменитый роман Алексея Толстого про Марс, марсиан, марсианскую революцию, и прекрасную марсианку Аэлиту — давая свою собственную трактовку всего произведения, весьма и весьма отличную от оригинала — и, чем дальше, тем больше...
История Марса
Марсиане у Ники, по её первой версии, произошли исключительно от землян-атлантов — заселив когда-то, в глубокой и таинственной древности, совершенно необитаемую никакими гуманоидами планету, в то время вполне пригодную для жизни.
Марс тогда и по климату, и по всем природным условиям был очень похож на Землю. И атланты смогли вполне приспособиться к жизни на нём.
Атланты были у Ники — самыми передовыми и высоко развитыми индейцами, и Атлантида — была индейской цивилизацией, созданной жрецами Солнца (точнее, «жрецами-воинами»), обладавшими огромными тайными знаниями, полученными, благодаря их обсерваториям и всем научным занятиям, из Космоса.
Ещё на их прежней планете — в погибшей на Земле Атлантиде, в самом центре столицы атлантов, которая называлась «Город Солнца», и была высоко развитой Коммуной — был огромный Храм Солнца.
И центром всей марсианской цивилизации — тоже затем стал прекраснейший Город Солнца, и в нём особо — огромнейший Храм Солнца, который был и обсерваторией, и музеем, и огромнейшим образовательным и научно-исследовательским центром.
Сословие жрецов-воинов, а точнее философов и учёных (которые были не эксплуататорами — а самыми лучшими и мудрейшими представителями своего народа) было организовано (и на Земле, и, затем, на Марсе) в некое подобие научно-исследовательского и духовно-рыцарского ордена, под названием «Солнечное Братство».
Название это Ника взяла — потому что и сами их с Анфисой родители, и остальные «коммунары» — неофициально, и как бы в полу-шутку (а некоторые, может быть, и вполне серьёзно) иногда называли себя «Обществом Красного Солнца» или «Солнечным Братством». Ну, или мечтали стать таковым...
Был у Ники с Анфисой, сначала, и ещё один вариант названия: «Орден меченосцев». Они знали, что так в 13-ом веке назывался рыцарский орден в Прибалтике (он же — «Братство воинов Христа»), ставший потом частью «Ливонского ордена». И вспомнили они его потому, что старшие «коммунары» часто поминали и «Орден тамплиеров», и то что сам Сталин говорил, что коммунистическая партия должна стать настоящим «орденом меченосцев» (а Троцкий — что «орденом коммунистических самураев»).
Название было, по-своему, красивое и привлекательное. Ника с Анфисой решили, что металлические мечи у атлантов уже и на Земле были, и очень высокого качества, и не только из бронзы и стали, но даже из сверх-твёрдых и сверх-прочных титановых сплавов. Но, подумав, решили, что название «Солнечное Братство», всё-таки, гораздо лучше передаёт сущность этой высоко гуманной и космически устремлённой индейско-марсианской организации.
«Солнечное Братство» (как рассказывали и Герта, и Арина) существовало ещё у первобытных индейцев обоих американских материков, ещё при первобытном коммунизме, как тайное общество шаманов и воинов, хранителей секретных знаний.
По идее Ники, это древнейшее индейское «Солнечное Братство» получило, затем, своё дальнейшее развитие у индейцев Атлантиды. И оно же — организовало переселение древних индейцев-атлантов с Земли на Марс.
Атланты попали на Марс не с помощью космических кораблей — а через созданный ими транс-граничный портал в Храме Солнца, и используя знания о телепортации и транс-локальных переходах через «нуль-пространство» (про эти вещи Анфиса и Ника читали и разную фантастику, и слышали не раз и от Алика, и от Арины, и от Гриши, и от других «коммунаров»).
Но, в последствии, рассорившись между собой и деградировав, и став рабовладельческой цивилизацией, атланты на Марсе почти все эти знания утратили. А «Солнечное Братство» — не то прекратило там своё существование, не то ушло в глубочайшее подполье...
Марсиане поздних времён (соответствующих 19-20-м векам на Земле) тоже очень походили на индейцев, больше на северо-американских. Цвет их кожи напоминал цвет марсианских песков. Хотя были среди них и некоторые расовые различия, и некоторые различия в языке.
Ну, и сама Аэлита — была настоящей индейской (и марсианской) красавицей!..
Истинная история Аэлиты
Нике, прежде всего, очень нравилось само имя её героини («оно очень летательное!»). Также и его перевод, по фантазии Алексея Толстого, с марсианского языка: «видимый в последний раз свет звезды». Хотя Ника не спешила дать полный и точный перевод этого имени в своей интерпретации.
Собственно, в значительной степени, ради самого этого имени — ради даже одного лишь его магического звучания — Ника и взялась за весь этот нелёгкий труд выстраивания своей собственной версии всей этой фантастической истории. Нельзя было дать пропасть такому красивому имени!
Ну, и Аэлита у Ники — стала убеждённой, сознательной и пламенной революционеркой!..
…
Правда, сначала Аэлита в романе Ники была принцессой, дочерью Тускуба (это имя из романа Толстого Ника, поначалу, сохранила тоже), могущественного и единовластного императора всего Марса, тирана и диктатора, похожего чем-то — и на ацтекского Монтесуму, и на многих императоров Древнего Рима, и на всех самых тиранических правителей Старого и Нового Света.
Но потом, после долгих критических и творческих размышлений — и над собой, и над своей любовью, и над всей несправедливостью окружающей жизни — Аэлита стала глубоко сознательной революционеркой. Но далась ей такая эволюция — и такая трансформация — с большим трудом!..
…
Ника тщательно и скрупулёзно
|