Однажды я работал в мастерской. И с нами работал пожилой мастер. В один прекрасный день речь зашла про ремонт бензопил. Мастер поправил усы и сказал:
- Молодежь! Смотрю я на Вас и удивляюсь – что там ремонтировать?! Ума-то большого не надо. От длительного использования на поршне изнашиваются кольца. Поэтому нужно заменить кольца и верхнюю часть двигателя, в которую вкручивается свеча зажигания.
Что и говорить! С кем приходится работать! Вы, уж конечно, со Шморгалкой не спали?
- Что? – спросил я.
- Может быть даже, с чем только ни спали, а со Шморгалкой не приходилось?
- Что-то я не понял про Шморгалку,- смутился я.
- Вот я и говорю: удивительные Вы люди.
Рассказываю.
В советское время в школах проводились специальные занятия для старших классов, как факультатив. По получению среднеспециального профессионального образования. Так для девушек проходили курсы кройки и шитья или поварского дела. А для юношей, например, курсы вождения автотранспортом, в частности трактором.
Я рассказываю это к тому, что устройство бензопилы проще, чем устройство дизельного двигателя трактора МТЗ – 80 с водяным охлаждением.
Когда я учился на этих курсах в своё время, я спрашивал у всех подряд: зачем в этой модели трактора водяное охлаждение? Потому что оно используется, может быть, одну минуту на момент запуска двигателя. А зимой только ухудшает обслуживание техники: водяное охлаждение часто замерзало. Надо было сливать-заливать. На вопрос мне ответил учитель: «Не я делал этот трактор. Откуда мне знать? Нам только учебник по устройству и эксплуатации прислали - и всё! Там ничего не написано, какой отдельный агрегат для чего поставлен.»
Про Шморгалку. В штатном случае двигатель трактора заводится из кабины нажатием на кнопку. Не ключ, а кнопка. Ключей не было – зачем они там нужны? Кнопка подаёт питание от аккумулятора на стартер (генератор), который включает пусковой двигатель. Дело в том, что дизельный двигатель мощный, поэтому запуск идёт через однотактный пусковой двигатель. Чем-то похожий на двигатель мотоцикла или бензопилы. То есть сначала запускается маленький двигатель, который затем запускает основной.
Иногда так происходит: приходишь на работу, а аккумулятор разрядился или стартер сломался. Но – есть решение! Шморгалка! Это отрезок верёвки определенной длины. Наматывается на маховик пускового двигателя и резко дёргается. С нескольких попыток можно завести трактор. Вообще говоря, есть два варианта, в какую сторону начнёт крутиться маховик. В ту, в которую Вы дёргаете, или – в обратную. Что определяется не Вами, а Волей Случая (и начальным положением кривошипно-шатунного механизма). При этом есть вероятность, что намотает руку на маховик. Поэтому НЕЛЬЗЯ наматывать Шморгалку на руку во избежание травмы. Этот, скажем, «верёвочный поводок» должен легко выскальзывать из руки.
К слову сказать, у некоторых ранних отечественных автомобилей было нечто подобное: изогнутый ключ. Им можно было вручную сделать несколько оборотов двигателя и завести его. Как правило, это грузовики, двигатель которых работает на дизельном топливе. Увидеть такой можно в первых кадрах кинофильма «Кавказская пленница» (1966). Более точный пример - у современных бензопил пускатель устроен по такому же принципу. Съёмный блок со шнуром, на конце которого ручка. Такая же Шморгалка.
Если сегодня, может быть, есть технические центры, в которых отдельно работают многие специалисты, то раньше Тракторист был и за Водителя, и за Механика, и за Автоэлектрика. Не приедет к Вам на помощь никто! Даже эвакуатор, чтобы отвезти куда-нибудь! И телефон один – километров за 30, в кабинете у председателя, скажем, директора, по-вашему. Коробочка такая с дисковым набирателем. Я видел один раз.
Поэтому Тракторист постоянно держал Шморгалку с собой, практически спал с ней! Без неё в экстренной ситуации трактор не заведёшь! (В период посевной бывают ночные смены. Устал, покемарил часок и дальше поехал. Когда она с тобой – не переживаешь. Точно заведёшь!) Самое удивительное: Шморгалка – вещь строго индивидуальная. Кто-то делает 2 витка, когда наматывает её, кто-то 3, кто-то 4. Потому что вес разный, длина руки, сила тракториста, с которой он дёргает. Модель трактора одна, а Шморгалка у каждого своя. И спит он только со своей, что символично. Зачем ему чужая, если она ему не подходит?
Когда сегодня смотришь на современных трактористов, автолюбителей, профессиональных водителей, то понимаешь: если в их автотранспортном средстве сядет аккумулятор, сгорит стартер – они зачастую даже не знают, что это такое вообще! Это не тот вариант, когда компьютер в машине тебе говорит: «Не могу дальше ехать. Нет дороги.» Сегодня у водителей нет ни Шморгалки, ни места, на которое её можно было бы намотать! Я имею в виду маховик пускового двигателя. Более того: в современных автомобилях трубки в двигателе пластиковые. Замёрзло – хоть погибай!
Когда я спрашивал, спали ли Вы со Шморгалкой, Вы подумали, что это шутка? Пошлая шутка? Это не шутка. Вы просто не знаете, что это за штуковина. Может быть, Вам и не пригодится.
P.S. Говорят, 40% современной молодежи в России не ездят на авто, а пересели на велосипеды. Гоняют на них туда-сюда. Даже в пургу)) Это мы, старики, по привычке "держим порох сухим". И спим с какими-то «Шморгалками»))
| Реклама Праздники |