О спасении
1. Куда Бог привел, там спасайся; где упокоевает, там освящайся.
2. Кратчайший путь ко спасению — самоукорение.
О благодарении
1. Разумный благодарит Бога, прежде всего, за скорби, ибо через них спасение души.
2. Благодарность изгоняет скорбь и ропот и оживотворяет душу.
О времени
Время дороже денег, ибо его отпущено столько, сколько нужно для спасения.
О смирении
1. В древности мудрые люди платили за то, чтобы их смиряли,
а ныне нас смиряют даром, а мы сопротивляемся)).
2. Смирение приобретается через познание себя.
О познании себя
Не познал себя тот, кто удивляется своим ошибкам и согрешениям, говоря при этом: "Как я мог!.."
Об отношении к нам людей
Каждому свое лекарство, смотря по болезни.
О неразумии
Крайне неразумен тот, кто доверяет себе и верит в свое кажущееся исправление.
О доброте
Человек добр не сам по себе, а по милости Божией.
О слезах
Слезы обид и скорбей разумный пременяет на покаянные.
Об осуждении и соблазнах
1. Глядя в себя, не увидишь пороков ближнего, а чрез то избегнешь осуждения
и соблазна следования чужому греху.
2. Тот избегнет осуждения и неприязни, кто научится отделять грех от человека.
О страстях
1. В словах и делах страсти плохие советчицы.
2. Страсти имеют свойство укрепляться, когда их исполняют, и ослабевать, когда им противятся.
О молчании и разговоре
Лучше говорить, почитая себя последним, чем наоборот.
Об отношениях с ближними
В беседах с ближними неразумно перехватывать инициативу, если разговор начат не тобой.
О вопрошении
Кто много задает вопросов, с того много и спросится.
О строптивости и уступчивости
Строптивость в себе побеждается уступчивостью; уступчивость же — первый шаг к любви.
О духовном разуме
Весьма разумен тот, кто не дозволяет помыслам растравлять свои душевные раны.
О терпении
Терпение стяжавается через долготерпение.
О похвале и самопохвале
1. Бегающий похвал не присвоит себе Божие, ибо все хорошее в человеке — Божий дар.
2. Разумная душа, слыша похвалу в лицо, промолчит; неразумная — или согласится, или отвергнет.
3. Свт. Игнатий (Брянчанинов) молился словами: "Боже, избави мя от похвалы человеческой".
О советах
Давать советы без вопрошения — признак человекоугодия или высокоумия и превозношения.
Об одиночестве
В одиночестве вспоминай о том, что Ангел-Хранитель любит тебя, что он всегда рядом, и молись ему.
Об отношении к врагам
1. Оказывай милость и благодеяния врагам своим, и душа растворится в прощении.
2. Молитва за врагов:
"Боже, умири мое сердце и даруй любовь к врагам моим,
а их просвети Своею благодатию и настави на путь спасения".
О любви и лицемерии
Разумная душа удобно обучится любви посредством внешнего лицемерия, приобретая чрез это
навык к доброму обращению с ближним.
О мудрости
Мудр тот, кто во всем случающемся с ним плохом, видит перст Божий, почитая себя
достойным случившегося.
О духовной брани
Укрощение помысла избавляет от желания; укрощение желания избавляет от греха.
Все перечитать разве возможно?.. Я читаю не все подряд. Беллетристику на христианские темы почти не читаю. В основном, отцов Церкви, для пользы души...
Могу посоветовать небольшую книжку архимандрита Рафаила (Карелина) "В поисках истины". Читала с огромным удовольствием. Берегу книгу, как зеницу ока)) Также нравится Сергей Нилус. Всего не перечислишь. А ты что читаешь?
Очень сложно прощать врага, дабы с любовью в душе молить Бога о его спасении!
Даже спасенный моей молитвой, он остается моим врагом и строит мне козни с попустительства Бога.
Ибо если бы не было врага, то человек не умел бы отличать злое от доброго.
Свет от тьмы!
И брел бы по жизни в сером сумраке бытия!
Христианская любовь отличается от языческой именно любовью к врагам. Любовь к врагам, конечно, другая, чем к близким. Она, прежде всего, включает прощение и отсутствие мстительности и зложелательства. Как узнать, простил я врага или нет? Очень просто. Если у него проблемы или горе, а я в душе радуюсь и думаю: — Так тебе и надо, заслужил.. — то я не простил его. А если сочувствую и искренне желаю ему добра, значит простил... Над этим надо работать, сердце свое трудно изменить...
Благодарю Вас за беседу!..
Я больше склоняюсь к тому, что Бог должен наказывать врагов, покусившихся на его детей и как всякий отец должен встать на защиту, ну а если этого не происходит, то Отец наш небесный поручает нам его детям востановить справедливость и воздать по заслугам всем хулителям Веры нашей.
Иногда Бог соблюдает врагов на день Суда, об этом во 2-м Соборном Послании ап. Петра (2:9) говорится так:
"...знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню Суда, для наказания".
И в Послании к Римлянам ап. Павла читаем:
"Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
[...] Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром". (Римл. 12: 14-21).