Произведение «Василий Титов. Русское церковное барокко (с песнопением "Единородный Сыне")»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Сборник: #Песнопения
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 12
Читатели: 1283 +1
Дата:

Василий Титов. Русское церковное барокко (с песнопением "Единородный Сыне")


На аудиозаписи  богослужебное (литургическое) песнопение
"Единородный Сыне" (для 8-голосного хора)
дьяка Василия Поликарповича Титова (ок. 1650 — ок. 1715),
русского композитора, одного из крупнейших мастеров
в области партесного барочного пения.

Исполняет церковный хор под управлением моего сына


"Барокко" в русской церковной музыке возникло под влиянием польской и итальянской культур (наиболее яркий представитель Польши, оказавший существенное влияние на развитие музыкального барокко на Руси,  — малоизвестный ныне композитор Марчин Мельчевский, которого Николай Дилецкий называл "искусным в мусикии художником"). Многоголосность подобного рода русской музыки обусловлена отсутствием органа, на богослужебное использование которого в Русской Церкви наложен строжайший запрет. Для восполнения недостатка духовых партий русскими церковными композиторами были введены добавочные голоса (итальянская духовная а'капелла на примере Палестрины имеет максимальное количество партий — 8, немецкие и британские хоры в этом плане более многообразные и многоголосные). Например, анонимные композиторы ярославской школы могли создавать хоровые произведения на 16 и более голосов; партесный концерт, без упоминания которого не обходится ни одна серьёзная статья на церковно-барочную тематику — "Предстательство страшное" для 48-и (!) голосов. Для сравнения: широко известный мотет Томаса Таллиса "Spem in alium" насчитывает 40 голосов и не так активно использует приёмы контрапункта, как это делал безвестный русский композитор. Поэтому отличительные черты русского барокко (помимо некоторой вычурности, многосложного сплетения партий и ставшей каноничной особенности разрешения минора в пикардийскую терцию) состоят ещё и в динамике речитатива, который опять же не столь напевен в отличии от европейского. Отсюда вытекает существенный недостаток русского барочного пения — музыка в ущерб богослужебному тексту, поскольку из-за чрезмерно богатой полифонии не всегда удаётся разобрать сам текст. Существует мнение, что недостатком подобная особенность стала считаться сравнительно недавно, ибо христиане на Руси с малых лет отлично знали схему богослужения и потому для них не составляло труда разобрать слова даже в больших по объёму и сложных по гармонии и тексту церковно-музыкальных произведениях. Таким образом, музыкальное творчество в церковной среде активно развивалось до восшествия на престол Павла I, личным указом запретившего употребление в богослужениях песнопений подобного типа и, по сути, похоронившего этим указом вековой пласт церковной культуры.
Огромное количество выдающихся партесных произведений осталось без подписей, поэтому, к сожалению, имена многих авторов нам неизвестны. Наиболее выдающиеся представители партесного (барочного) направления: свящ. Симеон Пекалицкий, Иоанн Домарацкий, Николай Дилецкий (украинская школа), Стефан Беляев, Феодор Редриков, Николай Бавыкин (в некоторых подписях на партиях — Балавыкин), Николай Калашников (Калачников), Лев Гурилёв.
Одним из самых замечательных композиторов данной эпохи является государев певчий дьяк Василий Поликарпович Титов (по мнению известной исследовательницы русского церковного барокко Н. Плотниковой, настоящая фамилия композитора — Коробов), выдающийся мастер партесного стиля, на произведениях которого формировалась русская хоровая школа, один из важнейших последователей Николая Дилецкого.
Биографические сведения о нем крайне скудны. Согласно официальным документам того времени известно, что 21 год он служил при дворе российских государей и занимал выдающееся место среди государевых певчих, после чего началась его активная педагогическая деятельность — ему было поручено заведование крупной певческой школой (в декабре 1703 года было зафиксировано 104 воспитанника).
Одно из ранних упоминаний о композиторе удалось обнаружить историку П.В. Седову в записной книге Аптекарского приказа от 18 января 1678 года, в котором царь Петр I указал своего "певчего крестового дьяка Василия Титова сына Коробова лечить", обеспечивая "безденежными" лекарствами, а 7 апреля 1679 года царским указом за выдающиеся музыкальные достижения ему была пожалована дорогая одежда-однорядка с серебряными пуговицами и суконная шапка с соболем.
Последняя найденная информация датируется 1711 годом, когда Титов был дьяком Московской ратуши (сведения найдены В. Протопоповым).
Василий Титов оставил после себя обширное музыкальное наследие, насчитывающее около 200 только известных нам произведений. Его музыке присуща классическая строгость гармонии, прекрасное знание вокальных особенностей в партиях и безупречное владение мелодическим рисунком, благодаря которому его композиции имеют органично законченную форму (например, известное произведение Бавыкина "Ныне силы небесныя" для 16 голосов такой формы лишено и, несмотря на свою незаурядность, кажется несколько незавершённым).
В 1709 году появилось одно из вершинных произведений композитора — хоровой кон­церт «Рцы нам ныне», в честь по­бе­ды в Пол­тав­ской бит­ве. Перу Титова, помимо ряда концертов на тексты псалмов Пророка Давида, праздничные стихиры и догматики, принадлежат циклы Литургий ("Служб Божиих") на 3, 4, 8, 12, 16 и 24 голоса.
Литургийные опусы в современном богослужении если и могут быть использованы, то лишь с рядом текстовых исправлений, поскольку нынешний вид Божественной Литургии существенно отличается от службы той эпохи. В приведённое произведение "Единородный Сыне" из 8-голосной Службы Божией (Реквириальной, т. е. Заупокойной) был внесён ряд незначительных изменений именно из этих соображений.


Текст песнопения "Единородный Сыне"
Церковнославянский: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, Безсме́ртен Сый, и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртiю сме́рть попра́вый, Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас».



Реклама
Обсуждение
     17:11 26.04.2020 (1)
1
Спасибо, Вера, за публикацию. Настоящая лекция для стороннего человека, которым я все же являюсь. Но радостно, что такое искусство есть на свете.  Церковное пение завораживает.
     01:20 27.04.2020
Когда впервые услышала произведения Титова (в исполнении американского и  украинского хоров),
ночь не спала — все в голове пение звучало... Хорошее слово Вы подобрали: завораживает...
Благодарю, Геннадий!
     17:45 15.11.2019
2
Я первый раз об этом слышу!
Реклама