Средство от болезни короля
Эта история произошла в тридесятом государстве в те давние времена, когда страной правил король.
Его приказы считались законом, и королевские глашатаи зачитывали их на рыночных площадях. Но в последнее время глашатаи почти никогда не трубили в свои медные трубы, созывая народ выслушать очередное повеление. Все потому, что из-за загадочной болезни королю было уже не до приказов, день ото дня он чувствовал себя все хуже и хуже. Ему казалось, что его сердце сдавила пудовая гиря, и он скоро задохнется под ее тяжестью. Только вот окружающие никаких признаков серьезной болезни не замечали. Хитрые придворные лекари богатели день ото дня, предлагая ему новые порошки и мази, обещая чудодейственный эффект. Но ничего не помогало – ни порошки из толченой коры дуба и жареных хвостов лягушек, ни отвары сизого можжевельника, ни мази из слизи улиток, ни амулеты из когтей ястреба. Отчаявшийся король пригрозил лекарям смертной казнью, если они не вылечат его в течение недели. Те сразу приуныли и признались, что бессильны ему помочь, но посоветовали обратиться за помощью к мудрому отшельнику.
Пришлось королю со своей свитой отправиться в лес на поиски отшельника. Побеседовал мудрый отшельник с королем и сказал, что выздороветь он сможет только после того, как сделает минимум одного человека счастливым.
– Неужели этого достаточно? Может, ты дашь мне еще какую-нибудь мазь или настойку из чешуи саламандры?
Отшельник возразил, что болезни души никакими мазями не вылечишь и хотел дать несколько советов, как помочь людям, но король ответил, что ничего сложного в этом не видит, и заторопился обратно.
– Я же король, так что осчастливить кого-нибудь для меня легче легкого. Ради выздоровления ничего не жалко, даже половины государства. Зачем мне оно, если я умру? –размышлял король. – Только вот кого мне сделать счастливым?
Думал он думал и наконец приказал доставить во дворец какую-нибудь бедную девушку.
Слуги, недолго думая, взобрались на самую высокую башню дворца и в подзорную трубу разглядели на одном из ближайших лугов юную пастушку, гнавшую к ручью стадо овец. Стражники силком привели испуганную заплаканную девушку к королю.
– Слушай мое решение! – сказал ей король, убедившись, что девушка очень молода и миловидна. – Я женюсь на тебе, тогда ты станешь королевой, получишь золотую корону, половину королевства, будешь сидеть на троне и издавать приказы.
Пастушка зарыдала пуще прежнего.
– Чего же ты ревешь, дурочка? Я же хочу сделать тебя счастливой! – разгневался король.
– Не нужна мне половина королевства! Не нужна мне тяжелая железяка на голове! Не хочу замуж за старого больного короля! Не хочу сидеть дни напролет взаперти! – выкрикнула в ответ пастушка.
– Я же тебе объяснил, что это не железяка, а корона из чистого золота. А если я сделаю тебя счастливой, то выздоровею. И не такой уж я старый. А как вообще можно от половины королевства отказываться? Даже не знаю, поможет ли чудодейственный порошок из толченой коры дуба и жареных хвостов лягушек избавиться от такого скудоумия, – сокрушенно покачал головой король.
– И за что мне это наказание? Ох, бедная я, несчастная! – причитала девушка.
– Не понимаю я тебя. В чем же по-твоему счастье? Как сделать человека счастливым?
– Надо дать ему свободу.
– Это хорошая идея. Возможно, крупицы ума у тебя все же сохранились, – повеселел король. – Думаю, чем дольше человек был лишен свободы, тем более счастлив он будет, получив ее, и тем быстрее я снова стану здоров. Сейчас проверим.
Через некоторое время стражники ввели во дворец длиннобородого седого старика с трясущимися руками.
– Мне доложили, что ты провел в заключении почти сорок лет. Но с этой минуты я дарую тебе свободу! – торжественно провозгласил король.
Старик поднял на короля слезящиеся глаза и дрожащим голосом спросил:
– За что?
– Да просто так. Сегодня я добрый и решил сделать тебя счастливым. Ты можешь идти, куда хочешь.
– За что мне на старости лет такое наказание? Неужели я мало страдал? Не губите меня! – и старик попытался встать на колени.
– Да что опять не так? Тебе не нужна свобода? Разве не в свободе счастье?
– Если бы мне предложили свободу тридцать лет назад, я не желал бы для себя ничего лучшего. Тогда я еще был достаточно молод и силен. Но сейчас я стар и немощен, не могу заработать даже на кусок хлеба. Я стану лишь обузой своим родным, если кто-то из них вообще узнает и примет меня. А здесь у меня кров, постель и тюремная похлебка.
– У меня такое впечатление, что вы все сговорились свести меня в могилу, – возмутился король. – Но я это так не оставлю.
Король со своей свитой вновь отправился в лес к мудрому отшельнику.
– Твой способ лечения совсем не помог, – сказал он вместо приветствия. – Никто не позволяет сделать себя счастливым. Пастушка отказалась от короны и половины королевства, а заключенному не нужна свобода. Ты можешь мне объяснить в чем дело?
– Боюсь, что, пытаясь сделать этих людей счастливыми, на самом деле ты думал только о себе. Или я не прав? – усмехнулся мудрый отшельник. – Из-за своего эгоизма ты мерил всех по себе и даже не пытался понять, что действительно доставит им радость. Интересуйся жизнью и проблемами других, учись слушать и слышать их.
Вернувшись во дворец, король позвал пастушку и спросил у нее, чего бы ей больше всего хотелось.
– Больше всего я хочу покинуть дворец и вернуться со своими овечками в деревню, нас ведь там хватились уже, ищут, беспокоятся, – вздохнула девушка.
– А мечта у тебя есть? – с интересом спросил король.
– Мечтаю об умной и преданной собаке-пастухе. А еще все жители нашей деревни переживают, что старую дубраву вырубят на новую мебель для Вашего дворца.
– Хорошо, ты можешь идти домой. Возьми себе любого щенка моей шотландской овчарки, он станет тебе самым лучшим помощником. И передай односельчанам, что дубраву вашу никто не тронет.
– Вот спасибо! Вот уж не ожидала! И совсем Вы не такой ужасный, как я думала раньше, а очень даже неплохой. Значит, совесть Ваша еще жива!
– Неужели сейчас ты счастлива?
– Конечно! И не только я – вся деревня от радости петь будет!
Когда девушка ушла, ведя за собой пушистого рыжего щенка, король еще раз поговорил с седовласым заключенным. Тот попросил новый матрас для себя, а также свободу для молодого соседа по камере, «ведь он уже раскаялся и хотел бы честно работать и растить сына».
Оставшись, наконец, наедине, король вместо привычной тяжести ощутил необыкновенную свободу в сердце. Он понял, что здоров, но ему так понравилось делать людей счастливыми, что он начал прислушиваться к их мнениям и вскоре прослыл мудрым и справедливым правителем.
|
Как часто родители похожи на этого короля,в желании сделать детей счастливыми - разрушают и усложняет их жизнь