Предисловие: Уникальные, насыщенные сакральным содержанием, памятники архаичной культуры - петроглифы, всегда интересны и нередко чрезвычайно удивляют, раскрывая совершенно неожиданные грани мировосприятия древнего человека. Однако, как писал известный этнограф и археолог В. Н. Чернецов, если «трудно бывает расшифровать письменность... то еще труднее проникнуть в содержание и смысл наскальных изображений». В настоящей работе рассмотрен ряд наиболее известных «амурских» и несколько «сибирских» петроглифов, при прочтении графем которых использован т.н. «метод сакральной символики», позволяющий понять и интерпретировать культово-мифологическое содержание, заложенное в изображении петроглифа. Об амурском петроглифе «Лось»
Михаил Зильберман
Об амурском петроглифе «Лось».
Уникальные, насыщенные сакральным содержанием, памятники архаичной культуры - петроглифы, всегда интересны и нередко чрезвычайно удивляют, раскрывая совершенно неожиданные грани мировосприятия древнего человека. Однако, как писал известный этнограф и археолог В. Н. Чернецов, если «трудно бывает расшифровать письменность... то еще труднее проникнуть в содержание и смысл наскальных изображений». В настоящей работе рассмотрен ряд наиболее известных «амурских» и несколько «сибирских» петроглифов, при прочтении графем которых использован т.н. «метод сакральной символики», позволяющий понять и интерпретировать культово-мифологическое содержание, заложенное в изображении петроглифа.
Примечание. Рисунки см. на порталах:
http://samlib.ru/editors/z/zilxberman_m_i/
http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/7216/works/
«Тот, кто знает, зачем ему это скрывать?»
(шумерская пословица)
"Замечательные памятники древнего искусства" - амурские петроглифы, стали известны в конце XIX в. (А.П. Окладников "Петроглифы Нижнего Амура". 1971). Первое сообщение о «Петроглифах Амура» принадлежит перу востоковеда XIX века Бертольда Лауфера, который по поводу изображения "Лось" писал: "Голова и рога у него переданы с замечательным реализмом. На спине три спирали, а внизу показаны углами ребра. Лось изображен в движении - он идет! Позади этой фигуры (...на соседней бо¬ковой поверхности...) выбито лицо человека, подбородок и рот".
В 1908 г. петроглифы Сакачи-Аляна увидел В.К. Арсеньев, который, в частности, сообщал: "Около Сакачи-Аляна на берегу Амура... на камне (сделано) довольно верное изображение в профиль оленя. Круп животного... разрисован концентрическими кругами. На боках видны ребра в виде кривых линий, а на шее и спине, ближе к холке, какие-то непонятные завитки".
В 1968 г. амурские петроглифы были тщательно изучены экспедицией под руководством акад. А.П. Окладникова ("Петроглифы Нижнего Амура". 1971).
Должно отметить, что, как писал в 1964 году большой знаток археологии и этнографии Западной Сибири, отдавший много сил и времени изучению наскальных рисунков, В.Н. Чернецов: «Если трудно бывает расшифровать письменность на неизвестном языке, то еще труднее проникнуть в содержание и смысл наскальных изображений, в которых роль индивидуального творчества и случайности несоизмеримо выше, чем в самой примитивной письменности».
Вместе с тем, применение метода (средств) сакральной символики (М.И. Зильберман "Древний человек и божество". Том 1. 2017. Инет) при прочтении графем, позволяет понять и интерпретировать культово-мифологическое содержание (фабулу, моление, упование), заложенное в изображении петроглифа.
Итак, петроглиф (IV-III тыс. до н.э.) "Лось" ("самая известная фигура зверей из Сакачи-Аляна"), как и ряд иных изображений (нанайское село Сакачи-Алян, побережье протоки Амура под Хабаровском) был выбит на большой, прямоугольной базальтовой глыбе (камень № 63).
Акад. А.П. Окладников описывает данный петроглиф "Лось" так: "Животное обрисовано реалистически, с точным знанием натуры. У него типично оленья морда с характерно выпуклой верхней губой и раскрытой пастью. На голове пышные, разви-листые рога, развернутые в фас, прямо на зрителя. Короткие отростки на рогах торчат верти¬кально. Под рогами видно узкое, тщательно обрисованное ухо треугольной формы. Туловище животного относительно короткое, близкое к реальным пропорциям. На нем выступает отчетливо выраженный горб, спина слегка вогнутая, круп широкий, округлый; брюхо слегка выпуклое. Ног показано четыре, они изогнуты - зверь изображен в движении, он «шагает»".
Вместе с тем А.П. Окладников полагает, что "Внутреннее пространство фигуры животного ажурное, оно заполнено пышными орнаментальными (!!) деталями. На шее видна фигура в виде ракетки с ручкой: это явно пищевод и внутренности зверя, скорее всего сердце или легкие, центр жизненной силы. В средней части туловища животного видны четыре параллельные дуги - ребра. Над ними - два спиральных завитка (почки, печень, селезенка?). В задней части туловища оленя имеется тройная концентри¬ческая окружность с круглым пятном в центре - должно быть, кишечник и желудок. Судя по характеру рогов, широкими лопатами, этот рисунок, скорее всего, изображает... благородного оленя-марала или лося" (табл. 72, Рис.1).
Уместно отметить, что среди описанных тысяч графем (и, в частности, в энциклопедии графем А. Голана "Миф и символ" приведено более тысячи всевозможных графем) ни в одной из них не упоминаются ни пищевод (кишечник или желудок), ни сердце (второстепенный орган в представлении древних), ни печень (которая использовалась при гадании).
Как известно (Мифы народов мира. Энциклопедия. 1998), в мифологиях некоторых народов Сибири и Дальнего востока "лось" пребывает на небосводе. В частности, у эвенков (тунгусов) в небе живёт лось "Хэглун", каждый вечер похищающий и уносящий в чащу тайги верхнего мира ("земли" небосвода) солнце (здесь налицо отголосок раннеземледельческого мифа (реставрированного Ариэлем Голаном и адаптированного эвенками) о наказании девы-солнце богом-отцом; при этом у (патриархальных) эвенков лось/олень - не богиня-мать, спасающая дочь от гнева отца, о сам бог-отец (так, если представить имя "Хэглун" как убейд. "Ха-галь-эн", то оно и означает "Великий владыка/господин"; но огласованное как "Ха-галь-ан" это имя может значить "Это Великое Небо" (как бог)).
В мифологии же дальневосточных орочей фигурирует восьминогий лось (здесь, в свете сакральной символики, - явное соотнесение образа "лось" с богиней Неба (параллель: у кельтов на восьминогой лошади герои доставлялись в небесный «Мир предков»).
Весьма любопытен один из мифов якутов, в котором повествуется, что охотник и преследуемый им и в небе лось/олень (вероятно, животное было убито в небе), превратились в созвездие Орион (заметим, что в «Текстах Пира¬мид» говорится, что "Орион (егип. созвездие Саху) окружен Дуатом" (небесным царством мёртвых); т.е. лось якутов мог бы (если самоназвание якутов "саха" связано с неким влиянием хамитов (египтян)) вполне соотноситься и с хтоническими представлениями о посмертной участи "души" усопшего якута. Однако известно старинное (более древнее, чем "саха") самоназвание якутов - "уранхай" (якут. "ураанיхай"), считающееся монгольским названием тувинцев. При этом известно и то, что санскр. слово "sakha" означает "сук, ветвь", а литов. "šaka" - и "сук, ветвь", и "олений рог"; скиф. же "saka" значит "олень", а русс. "саха-тый" - "лось". Предками же современных якутов считается кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье, куда последние пришли из-за Енисея (подмечено, что в традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии). Таким образом, вполне возможно, что якуты, не раз менявшие самоназвание, занявшись оленеводством, вновь были вынуждены его сменить, поскольку их, оленеводов ("саха"), видимо, так называли соседи, потомки праариев, вероятно, русские (как представляется, изложенный выше миф о лосе/олене и созвездии "Саху" - вторичен, может быть связан с фонетическим сходством терминов, и навеян арийской мифологией).
Вместе с тем (М.И. Зильберман "Древний человек и божество". Том 1. 2017. Инет), ветвистые рога и барана, и оленя у многих древних этно¬сов Ойкумены соотносились с растительно¬стью, растительным плодородием, молодыми побегами (к примеру, на графеме из Ирана в монографии А. Голана "Миф и символ", Рис.63-6 (IV тыс. до н.э.): здесь рога оленя изображены на сосуде в виде двух прямых деревьев с 7-ю и 8-ю "ветвями"). Показательно, что, в частности, у праариев обозначение оленьих рогов, как упоминалось выше, нередко совпадает или фонетически близко к терминам, означающим ветви деревьев. Сакральные изображения лосиных рогов встречаются не только у скифов (в погребальной символике), но и у кельтов (на голове бога плодородия Кернуноса). Характерно, что и у скифов широко распространён образ оленя. Таким образом, рога лося, как и оленя (и сами животные) соотносились с культом Великой богини как матери растительного плодородия. Отмечается, что сакральный образ лося воплощён и в мелкой пластике Зауралья.
Рис. 1-1
На рассматриваемом петроглифе "Лось" (Рис. 1-1) представлена лосиха (ибо здесь фаллос изображен внутри её тела) как проявление Великой матери (т.к. каждая из ипостасей Двуединого божества сама по себе амбивалентна ("Древний человек и божество"); заметим, что данное изображение вполне соответствует и представлению о Двуедином божестве), ветвистые рога которой показаны с девятью отростками, т.е. данная символика ("три по три") носит астральный характер ("три" - «небесное» число) и свидетельствует что, эта графема повествует о действе в глубинах небосвода (показаны и точки-зародыши, порождаемые богиней (см. ниже)).
Рис.1-2
Изображённые здесь (на теле лосихи) три концентрические окружности (представление об устройстве небес (три сферы неба - глубины небосвода)) это подтверждают. Здесь точки-выемки (отверстия) - зародыши (три/четыре отверстия): в центре (?), на втором и третьем кольцах (небесах), и снаружи, - говорят о порождении жизни (в результате "священного брака") и на небесах, и вне их (жизнь, как и многое другое, созидается на небосводе (обычное представление для многих этносов Древнего мира), а затем спускается на Землю).
Характерно, что это изображение небосвода (из трёх небес) напоминает кольцевой (как Аркаим в плане) храм с двумя колоннами у входа (двумя ипостасями Единого бога).
Табл. 79, рис. 3
Представление приамурцев того времени о том, что из точек-зародышей произрастает растительность, демонстрирует, в частности, графема петроглифа (Табл. 79, рис. 3). Здесь изображено (треугольник) лоно богини, - все три неба, и на каждом из небес порождается жизнь - зародыш растения, который далее превращается в молодой побег (росток). Примечательно, что верхняя сторона равностороннего треугольника показана в виде "уголка" (символика наличия "высокой" воды, порождаемой богиней), из вершины (глубин) которого и произрос росток, поскольку питался (был вспоен) небесным "молоком" из груди-тучи (уголка) Великой матери.
Характерно, что около выросшего ростка (и точек-зародышей в лоне) показаны его "родители": наверху в центре изображена S-об¬разная одновитковая полуспираль - бог-отец в облике Змея, а несколько ниже - S-об¬разная одновитковая спираль, заканчивающаяся головой лебедя - богиня-мать (богиня-птица).
Как отмечал ещё Э.Б. Тейлор, в частности, и у алгонкинов Северной Америки, в качестве тотемных животных кланов почитались медведь, волк, черепаха, олень, кролик (заяц) и т.д.. Так, сакральное видение лебедя (его связь с образом Великой богини)
|