Наш герой родился 25 мая в в 1860 г. в с. Тростянец Подольской губернии. О его жизни и деятельности не написано больших монографий, но документальные свидетельства его неустанной службы на пользу Отечеству говорят о многом.
Его жизненный путь был не простым, он трижды оставался с сиротой, но люди, становившееся приемными родителями мальчика относились к нему с любовью и старались заложить в его характере все самое лучшее.
В 1886 г. юноша окончил с отличием Харьковский ветеринарный институт и педагоги подарили своему выпускнику небольшой микроскоп, так как видели его незаурядные способности и были уверены, что он и дальше будет заниматься бактериологией.
Затем молодого специалиста отправили работать в с. Турки Балашевского уезда Саратовской губернии, где он участвовал в борьбе со вспыхнувшей эпидемией чумы среди крупнорогатого скота.
В 1889 году Михаил Егорович впервые в России начал делать прививки против повальной чумы и эпизоотии повального воспаления лёгких.
В 1892 году по приглашению Симбирского губернского земства Тарнорудов был переведен в уездный город Курмыш. Он стал единственным ветеринаром в уезде, на территории которого в то время свирепствовала сибирская язва скота.
Поначалу не было в Курмыше ветеринарной амбулатории, не хватало инструментов, медикаментов было в обрез, да и перевязочный материал был скуден. И в №18 журнала «Вестник общественной ветеринарии» за 1892 год Тарнорудов пишет статью «О правильной организации ветеринарной амбулатории». В частности, он замечает, что «не следует упускать из виду ещё и того, что ветеринарному врачу нередко приходится иметь дело с такими пациентами и такими болезнями, при которых нужно немедленно пускать в ход целый арсенал лекарств, где всякое промедление решает судьбу животного: тут ветеринару нужно иметь все под руками».
В Курмыше, на первых порах, и самому врачу тоже было негде жить. После неоднократных хождений по уездным властям он купил пустовавший полуразрушенный дом бывшего городничего Хвощинского с рассрочкой платежа на пять лет. Здесь он постепенно оборудовал лабораторию, во дворе построил станки и другие приспособления для приема животных. Всё это стоило ему больших усилий, выдержки и труда. А в уезде вновь распространялась сибирская язва скота. Нужно было спасать животных, а значит и крестьян от беды.
В своей лаборатории Тарнорудов начал работу над улучшением бациллярной вакцины профессора Ланге, которая размножалась на местах, где проводились прививки, и сохранялась всего два-три дня, так как не имелось специальных условий хранения. М.Е. Тарнорудов смог перевести бациллярную сибиреязвенную вакцину в споровую, которая хранилась, не поддаваясь порче долгое время.
Он лично сделал прививки до 70 тысяч голов скота крестьянских хозяйств Курмышского, Алатырского и Ардатовского уездов.
Испытывая этот препарат, Михаил Егорович сам заразился сибирской язвой и проболел более полугода. Только самоотверженность жены, Татьяны Константиновны, применившей все возможные способы лечения, спасла больного. Он выздоровел, и на опыте своего заражения и лечения сделал открытие, которое впоследствии применил, выработав ещё более устойчивую споровую вакцину.
Перед Тарнорудовым встал вопрос о борьбе с натуральной оспой у людей. В России для борьбы с этим заболеванием применялся детрит, который вырабатывался в небольших количествах в Санкт-Петербурге.
После многочисленных испытаний он обратился в Центральный Медицинский совет с просьбой разрешить открытие в Курмыше оспенного телятника для выработки оспенной вакцины. Разрешение было получено, и ученый-бактериолог создал вторую в России оспенную лабораторию, а выработанный здесь детрит рассылался во многие лечебные учреждения страны.
Для содержания телят в надлежащих условиях Тарнорудов оборудовал в полуподвале своего дома стойла и станки собственной конструкции, придумал специальные ошейники, не позволяющие телёнку слизывать оспенные пустулы на животе.
В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде от экспертного комитета под председательством профессора Н.В.Склифосовского Михаил Егорович был удостоен диплома «За хорошую, вполне научную постановку оспопрививания в крае».
В 1897 году на Дженерской выставке в Санкт-Петербурге «За методы консервирования оспенной вакцины» был награжден дипломом и серебряной медалью.
Еще Тарнорудов занимался проблемой применения бактериологии в лечении желудочно-кишечных заболеваний, преждевременного старения человека. Свои научные разработки Михаил Егорович обсуждал с профессором И.И. Мечниковым. По рецепту "мечниковского кислого молока" Тарнорудов стал производить в Курмыше лактобациллин с правом производства и усовершенствования этого препарата. Лактин и лактобациллин Михаил Егорович рассылал по всей России в ящиках-термосах. Этот препарат применяли для лечения болезней желудка, органов кровообращения, почек и нервной системы. До Тарнорудова эти препараты привозили из Парижа, и стоили они больших денег. Сохранилось письмо из Томского университета с просьбой регулярно высылать «лактобациллин безупречного качества».
Ученый вел переписку с И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, его имя было широко известно в научных кругах.
Когда поступили сигналы о нашествии грызунов, уничтожающих на своем пути посевы, ученый вывел «крысосмор». Этот препарат посылался по почте в стерильных упаковках. За это он получил от руководителей и состава жюри Пензенской и Симбирских окружных выставок и от Витебского общества «Сельских хозяев» в 1898 году большую серебряную медаль и диплом первой степени.
После революции М.И. Калинин председатель ВЦИК РСФСР 3 апреля 1919 года подписал документ о всемерной помощи и поддержке работы оспенной лаборатории в Курмыше, указав, что «работа бактериолога М.Е. Тарнарудова имеет крупное государственное значение в деле активной борьбы с оспенной эпидемией». А 5 апреля 1919 года за № 2606 министром здравоохранения Н.А. Семашко была дана Курмышскому горисполкому директива «О чутком и внимательном отношении к ученому». Оспенному телятнику Тарнорудова был дан ряд срочных заказов по приготовлению оспенного детрита, он имел крупное государственное значение и в течении ряда лет по указанию Наркомздрава детрит высылался в склады, научные учреждения, клиники.
Михаил Егорович придавал огромное значение популяризации научных знаний на селе, проводил беседы с руководящими работниками уезда, а затем района, среди крестьян и учащихся. Он прививал любовь к животным, бережное отношение к природе.
В г. Сергаче Тарнорудов читал лекции для населения «О состоянии животноводства в Республике», где говорилось о том, как уберечь животных от ящура, сапа, чумы, сибирской язвы, воспаления лёгких.
Ученый из Курмыша был делегатом на съездах ветеринарных специалистов-бактериологов и эпидемиологов. Все лекции Михаила Егоровича проходили в переполненных помещениях, захватывали слушателей неподдельной любовьюучёного ко всему живому.
Он же пользовался каждым случаем, чтобы объяснить необходимость для страны увеличения поголовья скота и конного парка. Любовь к коню и племенному коневодству – это отдельная страница его жизни. Как он переживал по поводу слабости крестьянской лошади и как хотел, чтобы к племенному делу в СССР относились самым серьезным образом.
Но Михаил Егорович не ограничивался беседами. Он регулярно выезжал на поля, проводил консультации по выращиванию трав и их уборке – в какое время косить, чтобы трава на корню не засохла и чтобы семена были на лугах.
В 1922 году Тарнорудов одним из первых в стране стал заниматься искусственным осеменением животных. Его помощником был бывший работник, санитар Ф.Ф. Сидоров, проработавший под руководством ученого 25 лет, и фактически ставший ветеринарным фельдшером, и в 1950 году удостоившийся ордена Ленина.
Одной из важных сторон жизни и деятельности М.Е.Тарнорудова была его постоянная связь с населением Чувашии и Мордовии, с татарами, проживающими неподалеку. Среди этих народов было много языческих пережитков, это не в последнюю очередь касалось лечения больных животных, да и самого человека. Порой их «знания природы», а скорее «невежество» приводило к более плачевным результатам, чем хотелось. А это для Михаила Егоровича всегда было незаживающей раной: ну почему они не прислушиваются к тому, что говорят врачи? Он переезжал через Суру и встречался с чувашскими крестьянами, вел разъяснительную работу, пропагандировал ветеринарные знания.
В 1920 году семья Тарнорудовых подарила Красночетайской школе рояль для развития музыкальной культуры детей.
В 1927 году было возбуждено ходатайство о присвоении Михаилу Егоровичу Тарнорудову почетного звания Героя Труда. В 1932 году, после прохождения документов по всем инстанциям, ветеринарному врачу и бактериологу М.Е.Тарнорудову за 46-летнюю научную и практическую деятельность было присвоено это высокое звание. Как встретила это общественность, видно из письма: « Михаил Егорович! Мы, колхозники, ветеринарные курсанты, командированы колхозами Курмышского района. Вы проводили с нами при ветеринарной лечебнице популярные,научно-практические занятия, усвоенные Вами в течение 46-летней Вашей службы. За полезную и добросовестную работу с нами мы выражаем Вам нашу глубокую благодарность. И находим Вас вполне достойным носить высокое звание Героя Труда.
Курсанты Глухов, Губанов, Пунаев, Ягненков, Морин ( Мурнин?) ,Акимов, Мурзанов (Мурзанёв?), Таланцев, Кольцовская».
В этом же году ученого не стало.
Ветеринарными врачами. При непосредственном участии Тарнорудова в Курмышской округе было организовано 14 ветеринарных пунктов, созданы постоянные курсы санитарии и гигиены – это его наследие.
По его завещанию микроскоп и вся библиотека по ветеринарии, медицине и бактериологии были переданы в ветеринарную амбулаторию Курмыша, другой микроскоп поступил в поликлинику г.Балахны.
Подготовлено по публикации А. Мурина с. Курмыш, напечатанной в № 67 газеты «Сельская трибуна» от 3 июня 1980 г. и материалам предоставленным научным сотрудником Пильнинского краеведческого музея Фаины Ивановны Лигановой
| Помогли сайту Реклама Праздники |