22 июня 1918 года был расстрелян Начальник морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный.
Это был первый приведенный в исполнение смертный приговор в Советской России
ДВА ДЕСЯТКА АБЗАЦЕВ О ЧЕЛОВЕКЕ, СПАСШЕМ ЧЕСТЬ РУССКОГО ФЛОТА...
Немного предыстории. Конец 1917 года. Первая Мировая война катится к своему логическому завершению. Германия не в силах вести войну на два фронта. Но 25 октября (по старому стилю) в столице России Петрограде происходит государственный переворот. Пришедшее к власти правительство ставит перед собой задачу скорейшего завершения войны. Первым Декретом, принятым уже 26 октября, стал «Декрет о мире».
Не будем сейчас обсуждать логику в действиях большевиков. Отметим просто: логика в «Декрете о мире» для России была. Далее начались переговоры с Германией о прекращении боевых действий на российско-германском фронте. Результатом переговоров стало подписание 3 марта 1918 года так называемого Брестского мира. 6-8 марта состоялся VII съезд партии большевиков, который принял решение о выходе России из войны. Брестский договор был ратифицирован 26 марта.
Естественно, что огромное количество офицеров наших армии и флота восприняли мирный договор как капитуляцию. Но и без Бреста в России разворачивалась Гражданская война. Офицерский корпус, в любом случае, стоял перед выбором: с кем быть дальше – с Родиной (а, значит, и с большевиками) или…
Только что встретивший свое 37-летие балтийский военно-морской офицер Алексей Михайлович Щастный свой выбор сделал. 5 апреля 1918, приказом наркома по военным и морским делам Льва Давыдовича Троцкого, Щастный был официально назначен на должность командующего Балтфлотом. Правда, в то далекое время его должность называлась «Начальник морских сил Балтийского моря» (Наморси).
Кто же такой этот Наморси Алексей Щастный? Что он сделал такого, что навсегда остался в памяти не только моряков Балтики, но и всей истории России?
Если коротко, Щастный - выпускник Морского корпуса, участник русско-японской войны и Первой мировой. Офицер, имевший награды за храбрость. Человек, никогда не кланявшийся высокому начальству, говоривший только правду, причем в глаза. Профессионал с большой буквы, исключивший в общении и с начальством, и с подчиненными подхалимаж и угодничество. За это пользовался авторитетом. Причем, в первую очередь, среди экипажей кораблей флота. Неудивительно, что в то время кардинальных перемен Щастный сделал головокружительную, в общем, карьеру: за год в течение 1917–1918 гг. - от командира эсминца и штаб-офицера для поручений при штабе командующего Балтфлотом до, фактически, командующего этим флотом.
В начале 1918 года корабли Балтийского флота находились в местах своего базирования – Ревеле (ныне - Таллин), Гельсингфорсе (Хельсинки) и Котке. После подписания Брестского мирного договора эти корабли ожидали страшные для России последствия: Германия требовала срочно передать ей этот «Брестский трофей». Англичане, испугавшись резкого усиления германского флота в результате такой акции, предлагали огромные деньги тому, кто взорвет русские корабли.
Без понимания в этой истории роли личности наркома по военным и морским делам РСФСР и, одновременно, наркома иностранных дел, не обойтись. Речь – о Льве Давыдовиче Троцком, замечательном организаторе и трибуне. И, одновременно, человеке жестоком и коварном. Так вот, Лев Давыдович Троцкий решил обмануть и немцев, и англичан. Он задумал имитировать подрыв и гибель кораблей Балтийского моря. Тем самым успокоить германцев, а заодно получить с англичан хорошие деньги.
Но Троцкий забыл о прямолинейности Наморси Щастного, о его чести и совести офицера Русского флота. На Совете комиссаров и флагманов Балтийского флота Алексей Михайлович доложил о хитрой задумке Троцкого, чем вызвал ярое возмущение моряков: «Счета в банках губителям флота, а нам только осьмушку хлеба?!». Совет вынес постановление: «Не бывать продажности в нашем флоте!». Троцкий потерял доверие среди моряков Балтфлота, его репутация была сильно подорвана.
Но не такой человек был Лев Давыдович, чтобы спускать вольности своим подчиненным. Он отомстит, отомстит жестоко – не только лично Наморси Балтики, но и всем морякам, жесточайшим образом подавив в 1921 году восстание в Кронштадте. Впрочем, в первые месяцы 1918-го перед моряками и их Наморси стояла конкретная задача – спасение кораблей Балтийского флота, находившихся в Гельсингфорсе. Более того, именно в Гельсингфорсе скопилось неприлично много этих самых кораблей. Накануне, в течение 19-25 февраля, именно в Гельсингфорс Центробалт увел ту часть кораблей, что стояла в Ревеле. Причем последние из них уходили уже под обстрелом германских войск, входивших в город. Всего в Гельсингфорс 5 марта пришло 5 крейсеров, 10 тральщиков, 3 подлодки и 31 вспомогательное судно…. Одну подлодку по пути раздавило льдами, и она была потоплена.
Гражданская война, разгоревшаяся в России, захватила и Финляндию. В получившей независимость стране произошел контрреволюционный мятеж под руководством политических деятелей Свинхувуда и Маннергейма. Это событие поставило под угрозу пребывание российских кораблей в Гельсингфорсе. Более того, с 15 марта планировался вывод войск Рабочее-крестьянской Красной армии из Финляндии.
Наморси Щастный прекрасно понимает, что флот необходимо срочно спасать. И он принимает решение о немедленном уводе кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт. Минуя Троцкого, Щастный согласовывает план перехода кораблей Балтийского флота с Центробалтом. Несмотря на недокомплект личного состава, на кораблях проводятся ускоренные ремонты. Корабли готовятся к переходу в ледовых условиях.
12 марта 1918 года из Гельсингфорса выходит первый отряд кораблей в составе 4-х линкоров и 3-х крейсеров. Их проводку обеспечивают 2 ледокола. Под обстрелами с финских островов, и, в первую очередь, острова Лавенсари, преодолевая 75-тисантиметровый лед и торосы, высота которых доходила до 3-4 метров, преодолев путь более чем в 300 километров, 17 марта корабли прибыли в Кронштадт.
15 марта большевистское правительство вывело свои войска с территории бывшего Великого княжества Финляндского, и уже 21 марта финские белогвардейцы захватили ледокол «Тармо». 29 марта были захвачены ледокол «Волынец» и ряд островов в Финском заливе, а 3 апреля в районе полуострова Ханко высадился германский десант. Германское командование предложило оставшимся в базе русского флота кораблям и морякам саморазоружиться, поскольку 12 апреля германские войска планировали войти в Гельсингфорс.
В первых числах апреля в Гельсингфорс из Петрограда приходит эшелон, в котором - 500 моряков, собранных с торговых судов. Эти люди, пробившиеся с боем в базу нашего флота, тут же были распределены по кораблям. 5 апреля в путь отправился второй отряд кораблей. В его составе - 2 линкора, 2 крейсера и 2 подлодки. 10 апреля отряд прибыл в Кронштадт. В течение пяти дней, с 7-го по 12-е апреля, в Кронштадт из Гельсингфорса уходит третий отряд кораблей: эсминцы, миноносцы, минные заградители, подлодки и вспомогательные суда. Всего 161 единица. С этим отрядом ушел и Наморси Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный. 22 апреля этот отряд пришел в Главную базу Балтийского флота. В мае в Кронштадт из Котки и Гельсингфорса пришли оставшиеся эсминцы, вспомогательные суда и другие плавсредства.
Всего в Кронштадт было перебазировано 236 кораблей. В их числе - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Вскоре Балтийский флот сыграл огромную, а, скорее, главное роль в обороне Петрограда. Кстати, нарком по военным и морским делам Троцкий назвал операцию по выводу боевых кораблей из Гельсингфорса «искусной и энергичной».
Успешное руководство этой операцией подняло среди моряков и так высокий авторитет Алексея Михайловича Щастного. Но Троцкий… был Троцким. Едва первая эйфория по поводу «Ледового перехода» улеглась, Лев Давыдович немедленно вспомнил, кто так унизительно и так чувствительно «выпорол» его и перед моряками Балтийского флота, и перед руководящим органом, Центробалтом.
27 мая 1918-го Наморси Алексей Михайлович Щастный был вызван Троцким на заседание Военной коллегии, где и был прямо в кабинете наркома арестован и передан в руки недавно воссозданного Революционного трибунала. Дело в том, что одним из первых законодательных правительства большевиков был Декрет об отмене смертной казни. Ревтрибуналы распустили. Но 13 июня 1918-го правительство принимает новый декрет – о восстановлении смертной казни.
20 и 21 июня 1918-го при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК) и состоялось первое заседание революционного трибунала. Главным и единственным обвинителем на нем выступил Лейба Давидович Бронштейн, более известный в ту пору как Лев Давыдович Троцкий. Обвинение утверждало, что «…Щастный настойчиво и неуклонно углубил пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя». Также обвинитель утверждал, что «авангардом заговора является офицерство минной дивизии, которое выдвинуло лозунг: “Диктатура флота”».
21 июня Алексей Михайлович Щастный был приговорен к смертной казни - «за преступления по должности и контрреволюционные действия». Ряд членов Президиума ВЦИК выступили за помилование адмирала, но большинством голосов приговор Ревтрибунала был утвержден.
В 4 часа 40 минут утра 22 июня 1918 года в Москве, в скверике Александровского военного училища, оборвалась жизнь «красного адмирала» Алексея Михайловича Щастного. Его имя было предано забвению - как и имена многих людей революционного прошлого нашей Родины.
Но история сильна тем, что восстанавливает имена оболганных и забытых. В 1995 году контр-адмирал Алексей Михайлович Щастный был полностью реабилитирован. В 2015 году в Санкт-Петербурге, на доме, в котором жил Алексей Щастный, была установлена мемориальная доска.
Мы же всегда будем помнить свое прошлое. Как будем и благодарны людям верности и чести - таким, как «красный адмирал» Алексей Михайлович Щастный и его моряки Балтийского флота.
| Помогли сайту Реклама Праздники |