Предисловие: Разбирал архив и вот, наткнулся...
Александр Ильин:
«Сегодня в Солдатском храме неплохая заметка вышла – о потоплении подлодкой С-13 под командованием Александра Маринеско немецкого транспорта «Вильгельм Густлов» (https://vk.cc/8Z68Ix). НАГРАДНОЙ ЛИСТ ИЛИ КАК АЛЕКСАНДР МАРИНЕСКО НЕ СТАЛ ГЕРОЕМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА...
Личностью Александра Ивановича сам я интересуюсь давно. Тем более, благодаря моей маме, работавшей в Военно-Медицинской Академии, мне посчастливилось в своё время познакомиться с этим человеком.
Впечатление сложилось у меня такое: Александр Иванович... стеснялся. Стеснялся того, что он и есть тот самый Маринеско, о службе, победах и о самой жизни которого легенды ходили по флотам.
Почему все-таки Маринеско не присвоили за потопленных «Густлова» и «Штойбена» звание Героя Советского Союза?
Знаете, что я заметил? Многие исследователи ссылаются на наградной лист Маринеско, в котором ему «завернули» Золотую Звезду, но никто из них этот наградной лист не удосужился разыскать.
Нашелся наградной в Центральном архиве Министерства обороны. Спасибо его сотрудникам за то, что помогают открывать неизвестные или забытые страницы нашей истории!
И еще - по потерям на «Густлове».
Все-таки в популярной исторической литературе последних лет «гуляет» очень завышенное число пассажиров последнего рейса «Густлова». Да, немцы считали, что лайнер сыграет огромную роль в эвакуации, поэтому решили рискнуть. В результате «Густлов» вышел в море с огромным перегрузом. Но дальше и начинаются «пляски цифр» вокруг погибших и спасенных. Цифры при этом меняются в зависимости от политической конъюнктуры.
По данным немецкого (это важно!) исследователя Шена, спаслись 1239 человек, из них 528 - личный состав немецких подводников, 123 человека вспомогательного женского состава военно-морского флота. Остальные – гражданские.
Краткие результаты «атаки века»: утоплен крупный пассажирский лайнер, не имевший, сам по себе, ни боевого значения, ни военных грузов. На его борту было около 6000-7000 человек. Погибло: из 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил 406 человек (44%), из 173 членов экипажа - 90 (52%), из 373 женщин-
военнослужащих - 250 (67%), из почти 5150 беженцев и раненых - 4600 (89%). Сюда вошли почти 3000 детей.
В принципе, весь поход «Густлова» со стороны немецкого военного командования был авантюрой. Авантюра закончилась трагедией. Из объяснительной записки военного капитана лайнера Вильгельма Цана: «Корабль шёл нормально с предельной скоростью 12 узлов. Как и предполагалось, никаких признаков присутствия русских субмарин не было, данные разведки подтверждались. Мы должны были пройти весь путь без осложнений, я был абсолютно в этом уверен».
Советское командование, естественно, не было в курсе о том, кто находится на борту данного судна. Только потом неожиданно узнали - из шведских... газет! - что на борту находилось более 3 тыс. подводников. На самом деле, их столько там не было и быть не могло.
А знаменитый наградной лист на капитана третьего ранга Александра Маринеско – человека, который вместе со своим экипажем вышел в море и грамотно выполнил свою боевую работу, прилагаю».
ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА НА КОМАНДИРА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «С-13» БРИГАДЫ ПЛ КБФ
Капитана 3-го ранга МАРИНЕСКО Александра Ивановича:
«Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО А.И. находится на должности Командира подводной лодки с 1939 года. С начала Великой Отечественной войны участвовал в боевых походах в должности Командира подводной лодки. В 1941 году, командуя ПЛ «М-96» совершил два боевых похода в Финском и Рижском заливах, во время которых действовал мужественно и решительно, выполняя задания командования по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на море. В 1942 году Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО
действовал в Финском заливе, и за время боевого похода утопил транспорт противника водоизмещением 7000 тонн. За что был награжден орденом «ЛЕНИНА». В этом же году Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО выполнял задание по высадке разведчиков в глубоком тылу противника. В 1944 году будучи Командиром ПЛ «С-13» Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО совершил боевой поход с задачей прикрытия фланга армии, очищающей остров Эзель от немецко-фашистских захватчиков. Присутствие ПЛ «С-13» в этом районе
заставило немецкое командование отказаться от посылки к острову Эзель крупных надводных сил для поддержки своих войск на суше. Перейдя через несколько дней на южные коммуникации противника, Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО преследовал и утопил артиллерией в непосредственной близости от базы флота противника один транспорт водоизмещением 5000 тонн, за что был награжден орденом «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ». В 1945 году ПЛ «С-13» вышла на выполнение боевого задания в южную часть Балтийского
моря и благодаря умелым и решительным действиям Командира ПЛ Капитана 3-го ранга МАРИНЕСКО добилась выдающихся успехов в
борьбе с немецкими захватчиками. 30-го января 1945 года находясь на подходах к Данцигской бухте Командир ПЛ «С-13» обнаружил, преследовал и тремя торпедами утопил шедший из Данцига немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением в 25484 тонны. Лайнер «Вильгельм Густлов» имел длину 208 метров, ширину 23,5 метра, осадку 8,2 метра, ход 15 узлов. Построен в 1937 году. Команда лайнера состояла из 400 человек. В момент потопления на борту лайнера находилось свыше 8000 человек из которых 3700 человек, обученных специалистов подводников, которые следовали к месту назначения для использования в предстоящих операциях немецкого подводного флота /сведения о потоплении лайнера «Вильгельм Густлов» подтверждаются шведскими газетами и радиостанциями/. Спасти удалось только 998 человек. Потоплением лайнера «Вильгельм Густлов» нанесен
не поправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников, которого было - бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом ПЛ «С-13» под командованием Капитана 3-го ранга МАРИНЕСКО сорвала планы фашистских захватчиков на море. Продолжая действовать на коммуникациях противника командир ПЛ «С-13» 9-го февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа «Эмден» шедший в охранении 3-х эсминцев. Несмотря на сильное охранение, Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО умело маневрируя в течении 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер. После взрыва торпед на крейсере раздались еще три сильных взрыва, после чего он быстро затонул. Утопленный крейсер имел следующие тактико-технические данные: длина 150 метров, ширина 14,3 метра, осадка 5,2 метра, скорость хода 29 узлов, водоизмещение 5400
тонн. Крейсер имел броню толщиною от 3-х до 4-х дюймов. Вооружение крейсера состояло из 3 - 150 м/м орудий, три – 90 м/м зен., 4-х торпедных аппаратов, 2 самолета, катапульта. Экипаж крейсера насчитывал 634 человека. Потопление крейсера типа «Эмден» ПЛ «С-13» лишила германский флот крупного бронированного корабля с сильным артиллерийским вооружением.
За время Отечественной войны, плавая в должности Командира ПЛ Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО утопил: 1 крейсер, 1 лайнер, водоизмещением в 25484 тонны и 2 транспорта противника общим водоизмещением в 12000 тонн. Кроме того выполнял задания по высадке разведывательно-диверсионной партии в тылу врага, по прикрытию фланга наступающей Красной Армии.
За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за отвагу и мужество проявленное при уничтожении транспортов и немецкого крейсера типа «Эмден» , за потопление 3700 человек специалистов подводников Командир ПЛ «С-13» Капитан 3-го ранга МАРИНЕСКО достоин высшей правительственной награды – присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
КОМАНДИР 1-ГО ДИВИЗИОНА ПЛ БПЛ КБФ
Капитан 1-го ранга: -
/А. ОРЕЛ/.
20–го февраля 1945 года.
Заключение вышестоящих начальников
Ходатайствую о награждении орденом «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ».
ВРИД. КОМАНДИРА БПЛ КБФ
Капитан 1-го ранга: -
/Л. Курников/
27 февраля 1945г.».*
___________
* - Прим.: стилистика, орфография и пунктуация документа полностью сохранены.
Послесловие: И, все-таки, Александр Иванович Маринеско стал Героем Советского Союза...
Однако, эта Звезда Героя, лично у меня, вызывает горечь... Горечь от того, что появилась она на его памятнике на Богословском кладбище тогда еще, в 1990 году, Ленинграда, а не на офицерском кителе командира легендарной подлодки С-13. |