Окончание. Долгая дорога домой.
Несколько дней мы посвятили поездкам в приморские города и посёлки в радиусе примерно 50 км от Калининграда и изрядно поколесили по таким разным по качеству дорогам этой части области. В то время как недавно построенная первоклассная автострада в Зеленоградск и аэропорт Храброво соответствует мировым стандартам, краевые дороги области уже совсем не такие комфортные. Хотя их покрытие более менее нормальное, но они все довольно узкие со встречным движением. Много где имеется густой обсад из деревьев, которые порой образуют «туннель» над дорогой и сильно снижают видимость. (Такое же положение было и у нас на старых дорогах Клайпедского края, видимо, это немецкая мода). Растущие близко у обочины деревья создают повышенную опасность при движении. Часто попадаются очень извилистые участки с ограниченной скоростью движения, кое-где встречается старое историческое брусчатное покрытие или булыжник, весьма некомфортное при дожде или гололёде. В тёмное время суток ездить особенно неприятно – полоса движения узкая, встречный транспорт слепит фарами. На наше счастье дороги почти всегда были довольно пустынными, но мы всё равно соблюдали предельную осторожность.
В отличие от трассы Чернышевское- Калининград, в этой местности вокруг шоссе обработанных земель мало, чаще встречались заросшие дикой травой большие пространства, нередко мы видели заросли борщевика Сосновского, с которым у нас ведётся нещадная борьба на государственном уровне. Судя по информации в интернете, в России это инвазивное растение только недавно исключено из реестра культур, допущенных к использованию, как утратившее хозяйственную полезность, и внесено в классификатор сорных растений.
Во время поездок мы посетили места захоронения советских воинов, погибших в боях за освобождение Восточной Пруссии от фашистов. Здесь сооружены памятные мемориалы или установлены памятники. Судя по тому, как ухожены, как прекрасно содержатся эти места и мемориалы, в области с уважением относятся к памяти павших и помнят, какою ценою завоёвана мирная жизнь и счастье. О военных мемориалах и трагических событиях последних месяцев Второй мировой войны в этих краях я рассказала в статье
«Этого забывать нельзя» (http://www.proza.ru/2019/08/08/1662 )
Посёлок Янтарный (нем. Пальмникен) расположен на побережье Гданьского залива, в советское время бывший закрытой милитаризированной зоной, встречает путешественников красивой скульптурой русалки на въезде. Здесь находится уникальный комбинат, добывающий и перерабатывающий янтарь. Кстати, эта единственная в своём роде янтарная мануфактура с рудником в Пальмникене была основана в 1872 г. евреем Моритцем Беккером. После продажи своего предприятия государству Беккер стал одним из богатейших граждан города. Старинный парк в центре посёлка также разбит М. Беккером, который всячески облагораживал эти безлесные места, и теперь этот парк носит его имя.
Сразу же открыв для себя посёлок Янтарный, другого места для пляжного отдыха мы больше не искали – пляж в Янтарном замечательный – очень широкий, просторный, чистый белый песочек, хорошее дно. Пляжу присвоен голубой флаг, это значит, что он соответствует определенным мировым стандартам качества воды и безопасности. Вдоль пляжа устроен деревянный променад со скамейками, фонарями, урнами и даже приспособлениями для уборки собачьих экскрементов. Образцовый пляж со всеми удобствами (лежаки, кабинки, душевые, фонтанчики и пр. блага) здесь занимает три гектара - полосу длиной 300 м, остальная зона (а береговая линия в Янтарном тянется шесть километров) хотя не имеет всех наворотов (лежаков и зонтов), но тоже прекрасно подходит для отдыха. Однако сам посёлок смотрится неухоженным, пешеходные дорожки и тротуары разбитые, мало или совсем нет информации о выходах к пляжу, местах, которые следует посетить, парковках. Мы помотались по улицам посёлка и уже отчаялись, не понимая, где запарковаться и как выбраться к морю, но потом сообразили зайти в хозяйственный магазин и спросить местных. Продавщицы посоветовали, где поставить машину и объяснили, где находятся выходы на пляж. Конечно, мы не сразу обнаружили удобнейший пандус на выходе к морю, а спускались по крутой лестнице, но потом во всем разобрались и лучшего места больше не искали. Море, песочек, прекрасный пологий спуск в воду – что ещё нужно в жаркий день? Вода была тёплой настолько, что даже появились медузы – за всю мою жизнь, с таким явлением на Балтике столкнулась второй раз. Конечно, жаль, что из-за отсутствия информации мы не узнали о том, что в городе есть музей, старинный парк. Правда, одну благоустроенную дорожку мы видели, приятно удивило, что вдоль её расставлены таблички с цитатами из произведений писателей и поэтов. И в самом начале поэтической аллеи мы прочитали стихотворение литовской поэтессы Саломеи Нерис о янтарном крае:
Маленький мой край – как золотая
Капелька густого янтаря.
Он блестит в узорах, расцветая,
Льётся в песнях, радостью горя.
Судя по информации в интернете, на данном пляже, в отличие от других мест, практически не бывает ветра, а море спокойное и располагающее к купанию. Но на следующий день, когда мы снова приехали сюда, погода была ветреной, и хотя море действительно оставалось спокойным и безопасным для купания, лежать было почти невозможно – ветер нас просто засыпал песком. Вдруг непонятно откуда появилась довольно крупная беспородная собака, которая расположилась совсем рядом с нами и, улегшись на бок, вытянула лапы и вот так долго неподвижно лежала, закрыв глаза. Казалось бы, при такой песчаной «буре» вряд ли комфортно лежать на земле даже собаке, но она не подавала признаков жизни, создавалось впечатление, что псина вот-вот испустит дух. Чуть позднее мы перешли на другое, более удобное место, на некотором расстоянии от прежнего, и к нашему удивлению «умирающая » собака тут же бодро, как ни в чём ни бывало, поднялась и, передислоцировавшись, снова улеглась рядом с нами. Видимо, мы ей для чего-то были нужны.
Из Янтарного по краевым дорогам мы добрались в Балтийск (до 1946 г. Пиллау), самый западный город России, на въезде в который за бетонным забором воинская часть ощетинилась дулами многочисленных танковых орудий. До конца 90-х Балтийск был закрытой зоной едаже для россиян. Мы осмотрели ж.д. вокзал, мемориальный комплекс «Они сражались за Родину» возле цитадели Пиллау (шведской крепости). Конечно, из-за недостатка времени, наша экскурсия была очень беглой, и я надеюсь когда-нибудь ещё раз побывать здесь, ведь Балтийск – очень живописное и интересное место. Мы прогулялись по набережной Балтийского пролива, соединяющего Калининградский и Гданьский заливы и отгораживающий город от Балтийской косы. Паромная переправа на Балтийскую косу, белые лебеди у берега пролива, символ Балтийска - скульптура женщины с ребенком, встречающей моряков из плавания, потрясающий бронзовый конный памятник императрице Елизавете Петровне на Северном молу - комплекс высотой 14 метров. Этот памятник установлен на постаменте в виде фортификационного сооружения, откуда открывается фантастический вид на море и пролив, аж дух захватывает от открывающейся красоты. Здесь бронзовая императрица Елизавета Петровна «встречает» все корабли, входящие в Калининградский залив. Конечно, городу необходимо благоустроить променад на набережной (всё тот же разбитый асфальт), замостить площадку возле памятника Елизавете Петровне и установить хотя бы один туалет (а то я сама видела, как две туристические тетки пристроились по малой нужде возле одного из выступов постамента, даже не удосужились хотя бы в лесок сбегать). Но всё это ерунда, по сравнению с невероятной картиной бушующего моря в лучах заходящего солнца, места слияния с проливом, этого пьянящего аромата Балтики. Ради таких мгновений стоит жить на свете!
Накупавшись в Янтарном, вечер следующего дня мы провели в красивейшем месте побережья – Светлогорске (до 1947 г. – Раушен). Светлогорск сравнительно неплохо сохранился во время войны, но, к сожалению, мы почти не успели осмотреть его достопримечательностей, посвятив всё время великолепному променаду у моря. Оставив машину на охраняемой стоянке (всего 150 руб. и оставляй хоть до утра), мы отправились гулять вдоль железной дороги, целого ряда аккуратных магазинчиков, железнодорожного вокзала станции «Светлогорск-2». В «Круассан-кафе», где мы решили перекусить (это было единственное посещение заведения общепита за всё время нашего пребывания в области), было довольно вкусно и относительно недорого (вот только за кофе два евро – многовато), чистенько, симпатично и вежливо. Сразу возле станции находится канатная дорога для спуска к морю, спуск крутой и вид открывается красивейший. Поскольку ветер был довольно сильный, кабинки канатной дороги раскачивались, мы решили спуститься к морю пешком. В Светлогорске в этой части города тротуары и дорожки отличные. Дорога выходит прямо к променаду , устроенному на сваях над морем. Пляж здесь размытый, можно сказать, что здесь его практически нет. В этом регионе сама природа доказала, что самая надёжная берегозащита – ничего не строить ближе 150 м от берега, потому-то лучшие пляжи Калининградской области – дикие, где никто ничего не строил. Ещё в первой половине XIX в. в Раушене не разрешалось строительство вблизи берегового обрыва, и пляж тогда был сплошной, шириной 50-70 м. Но променад здесь просто роскошный, в настоящее время продолжается его строительство в сторону запада. Тут и рестораны, отель, велосипедные дорожки, скульптуры, солнечные часы, удобные скамейки с навесом, устроены сходы к морю, есть лестница «с калориями» (на каждой ступеньке написано, сколько калорий израсходуется, забравшись на неё), по которой можно подняться в город. Но самое красивое - близко подступающие к морю высокие береговые холмы (а может это озелененные дюны?). Это так непривычно, в Литве и Латвии нет таких высоченных холмов у моря. Надо сказать, что эти холмы (по крайней мере, там , где мы гуляли), явно выкошены и окультурены, не покрыты дикими зарослями, кое-где укреплены стенками внизу, чтобы избежать оползания. С променада открывается фантастический вид – мы любовались на заходящее солнце, окрашивающее золотистыми красками бурное море, над которым облака рисовали волшебные картины, а над нами плыли разноцветные паромоторы – просто нереальная красота, с которой не хотелось расставаться. Вот мы и задержались здесь до темноты, а потом выбирались из города на трассу на Калининград по извилистым и плохо освещенным, местами брусчатным старинным улицам города.
Зеленоградск (до 1946 г. - Кранц) мы оставили на обратную дорогу, решив добираться в Литву через Куршскую косу и осуществить давнюю мечту увидеть, что из себя представляет её российская часть. Дорога сюда ведёт
А сейчас с Вами будто бы побывала наяву, все ясно и зримо себе представила. Особенно потрясло упоминание о Янтарном и стихи Саломеи Нерис.
Очень- очень подробное и душевное повествование. Спасибо!