Произведение «Насмешливое счастье» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 57
Читатели: 1375 +2
Дата:
«П.П.Ершов»
Предисловие:
Яркими звездами вспыхивают воспоминания. Стопка глянцевых, вкусно пахнущих открыток на нянином столе. Няня аккуратно надписывает одну за другой. Приятельниц у ней много и всем к Новому году надо отправить по открытке – крохотный трогательный символ тепла и дружбы, увы, канувший в прошлое. Сейчас уже не рассылают открыток друг другу...
Я выбираю осторожно одну. На темно-синем фоне, яркая, аж горят глаза, золотая Жар-птица. Ее держит в руках улыбающийся Иван-царевич (так во всяком случае мне кажется), а маленький конь под ним летит по синему глянцевому небу.
- Я тоже такую хочу! – кричу я. Еще бы! От ослепительной Жар-птицы дух захватывает.
- Такую поймать легко, а удержать трудно, - усмехается няня. – На то и Жар-птица. Не каждому такая под силу. Она как насмешливое счастье, - добавляет она тихо.
Я не верю няниным словам, да и не очень понимаю их. Разве может быть насмешливым счастье? Может... 

Насмешливое счастье

Кажется, философу Розанову принадлежит интересное высказывание о том, что каждый человек в определенном возрасте оказывается словно наведенным на фокус: контуры личности совпадают с контурами лица – это и есть человек настоящий. Считается, что Чехов сфокусировался к сорока годам, Ахматова тоже в среднем возрасте, Блок в молодости, Достоевский в последние годы жизни.

Судьба моего нынешнего героя так отчаянно не совпадала с его внешностью, что рождала особое чувство - гармонию дисгармонии. Но, как ни странно, именно в этом портрете он был наведен на фокус – душа и наружность совпали. Наверно, он сам понимал это, поэтому написал шутливые стихи к собственному портрету работы художника Знаменского

Не дивитеся, друзья,
Что так толст и весел я:
Это - плод моей борьбы
С лапой давящей судьбы;
На гнетущий жизни крест
Это - честный мой протест.

Стихи были веселыми и горько-правдивыми. Жизнь подвергала его все новым и новым испытаниям, он преодолевал их мужественно. «Это службишка не служба, служба будет впереди», - беззаботно написал он в 19 лет, конечно же не подозревая, насколько эти строки окажутся пророческими. Или это была просто плата за талант, за великую славу его бессмертного «Конька-Горбунка»?

Да, герой моего нынешнего эссе – Петр Павлович Ершов, русский поэт, прозаик, драматург, известный только первым своим произведением – «Коньком-Горбунком». Повторить успеха юности не получится...

«Петр» означает камень. Первенца своего мелкий полицейский чиновник Павел Алексеевич Ершов  назвал, конечно, в честь апостола Петра. Но иное имя вряд ли подошло будущему писателю.Чтобы выстоять во всех жизненых передрягах нужно было каменное терпение.
 
Петр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта) 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Из 12 детей Павла Алексеевича Ершова и тобольской купеческой дочери Евфимии Васильевны выжили лишь двое — Петр и Николай.

Братья были нежно привязаны друг к другу, родители души в них не чаяли. И все было бы хорошо, если бы не эпилептические припадки маленького Петра. Измученная страхом мать уговорила мужа провести мистический обряд, который в Сибири назывался «продать ребенка».  Суть его была в следующем: больного ребенка подносили к окну, под которым словно бы случайно оказывался нищий. Ему и «продавали» ребенка, спрашивая: «За сколько возьмете?». Ответ был простой и один и тот же: «Грош!».

Люди верили, что после этого обряда силы и здоровье возвратятся к больному ребенку. Так и сделали. Маленького Петра «продали» за грош нищему, после чего здоровье на какое-то время вернулось к мальчику.

Через много лет Петр Павлович будет мрачно шутить  об этой истории и говорить о том, что ему доподлинно известна своя цена — грош!

В 1824 году родители определили Петра и его брата в Тобольскую гимназию. Мальчики жили в семье родственников матери, а когда окончили гимназию, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Императорский Санкт-Петербургский университет. В 1831—1835 годах Петр учился на историко-филологическом факультете университета.

И вот тут и случился блистательный подарок судьбы, пообещавший яркое будущее. В начале 1834 года он представил профессору словесности П.А.Плетневу в качестве курсовой работы первую часть сказки «Конек-Горбунок». Педагог во время одной из лекций прочитал с университетской кафедры отрывок из «Конька-горбунка» и назвал студентам автора сказки — их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории. В том же 1834 году отдельным изданием вышла вся «русская сказка в трех частях».

Триумф был невероятным. Автору прочили громкую славу. Еще бы! «Конька-Горбунка» прочитал и высоко оценил сам Пушкин:

- Теперь этот род сочинений можно мне и оставить, - восторженно поблагодарил он 19-летнего автора.

Правда, успех никогда не появляется без своей сестры – зависти. И вот уже появилось малодостоверное известие литературного критика Павла Анненкова о том, что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину. А потом и вовсе пошел слух, что сказку написал вовсе не юный, никому не известный сибиряк Петр Ершов, а Пушкин. Мол, пожалел бедного студента и разрешил ему напечатать «Конька-Горбунка» под своим именем... Но, как бы там ни было, сказка Ершова мгновенно пошла в народ и  вызвала к жизни множество подражаний и подделок. В 1870–1890-х годах вышло около 40 поддельных «Коньков-Горбунков» общим тиражом около 350 тыс. экземпляров!

После успеха «Конька-Горбунка» Петр Ершов стал вхож в литературные круги столицы, общался с Пушкиным, Жуковским, В.Г.Бенедиктовым, публиковал лирические стихотворения. Всего за этот период в печати (в основном в «Библиотеке для чтения») появилось 10 его стихотворений.
 
Удача сопутствовала молодому поэту: в декабре того же 1834 года к печати была одобрена первая часть его поэмы "Сибирский казак", а затем и вторая часть этой "старинной были". Слог Ершова был прост и звонок, завораживал своей легкостью.  Казалось бы все складывается хорошо. Он и сам потом вспоминал о тех временах:
 
  Я счастлив был. Любовь вплела
  В венок мой нити золотые,
  И жизнь с поэзией слила
  Свои движения живые.

Были задуманы несколько исторических поэм, драматических и прозаических произведений. Кстати, любопытно, что один из героев повести «Панин бугор» влюбленный романтик носил фамилию Сталин. Скорее всего поэтому, оно было опубликовано только в 1984 году. 

Но... Как часто в жизнь вторгается беспощадное «но». Многие замыслы так и не были осуществлены, а «Конек-горбунок» стал лебединой песней Петра Ершова. Буквально мгновенно, в том же 1834 году после  молниеносного успеха на автора, словно из ящика Пандоры стали сыпаться несчастья.

Отца Петр схоронил в 1833 году , а в 1834 году  внезапная смерть уносит любимого брата поэта –Николая. 

  Но вдруг вокруг меня завыла
  Напастей буря, и с чела
  Венок прекрасный сорвала
  И цвет за цветом разронила.
  Все, что любил, я схоронил
  Во мраке двух родных могил...

Окончание университета и новые проблемы. Молодой сибиряк не смог получить желаемую должность, приходилось расставаться с друзьями, порывать с литературной средой, в которую успел уже вжиться. 

Прощание с Петербургом стало болезненным: многое здесь стало дорогим, а с другой стороны, Ершова манила родная Сибирь, он называл ее"северной красавицей", мечтал об исследовании этого края.
 
  В последний раз передо мною
  Горишь ты, невская заря!
  В последний раз в тоске глубокой
  Я твой приветствую восход:
  На небе родины далекой
  Меня другое солнце ждет. ("Прощание с Петербургом", 1835)

Возвращение в Тобольск, тоже не стало отрадным. В декабре 1836 года Ершов писал университетскому другу В.Треборну: "С самого моего сюда приезда, т. е. почти пять месяцев, я не только не мог порядочно ничем заниматься, но не имел ни одной минуты веселой. Хожу, как угорелый, из угла в угол и едва не закуриваюсь табаком и цигарами... Читать теперь совсем нет охоты, да и нечего... Ко всему этому присоедини еще мое внутреннее недовольство всем, что я ни сделал, что я ни думаю делать... Скоро 22 года; назади -- ничего; впереди... Незавидная участь!.."

  Только Петр начал привыкать к жизни в Тобольске, увлекся работой в гимназии, планируя  изучение жизни местных народностей, издание журнала и др.), как новое горе: в апреле 1838 года скончалась мать. Поэта охватило отчаяние, друзьям он пишет, что схоронил "последнюю из родных". Ему было 23 года.

Рвется грудь моя тоскою,
  И в страданиях немых
  Поэтической слезою
  Тихо катится мой стих.

А дальше словно ком с горы. Проблески радости и бесконечное горе...

Через несколько месяцев после похорон матери, Ершов встречает молодую женщину С.А.Лещеву – молодую вдову с четырьмя детьмя и влюбляется в нее. Забрезжило счастье

Домашний кров, один или два друга,
  Поэзия -- мена простых затей.
  А тут любовь -- прекрасная подруга,
  И вкруг нее веселый круг детей.

Только дома он был поистине счастлив. "Известность известностью, а долг обеспечить тех людей, которых судьба поручила мне и которые для меня милы, также что-нибудь да значит" (из письма к В.Треборну)

Он искренне привязывается к детям своей жены. Рождаются и общие дети – две дочери.

В 25 лет Ершов хоронит свою первую дочь, через год ― вторую дочь, а еще через год ― жену.

В 30 лет Петр Павлович - вдовец с четырьмя детьми на руках. Через полтора года он женится снова на О.В.Кузьминой, но и эта семейная жизнь была недолгой: в 1852 году она умирает. 

Горе преследовало его неотступно: из 15 детей при рождении выжило только 6, а в 1856 году он сообщает друзьям: "На одной неделе я имел несчастье похоронить сына и дочь - моих любимцев... Ум мой теперь весь в сердце, а сердце - на могиле детей". 

Петр Павлович женится в третий раз и лишь третья жена будет рядом до конца жизни. 

Не было отрады и в литературе. Ошеломляющий «Конек-Горбунок» сверкнул как комета на темном небе творчества.  Порой Петру Павловичу казалось, что задорная, искрящаяся счастьем сказка была лишь авансом за последующие удары судьбы.

Характер Ершова меняется ― он становится раздражительным и замкнутым. В 1857 году его назначают директором тобольской гимназии, где учеником его станет будущий великий химик Дмитрий Менделеев. Потом Ершова назначают директором народных училищ губернии. Но все это приносит мало утешения. Он постоянно раздирался между творческими исканиями, переставшими радовать, и заботами повседневной рутины.

"Мой гений-хранитель, подай мне терпенье / Иль пламень небесный во мне потуши!"  Были времена, когда он вообще хотел отказаться от художественного творчества. В письме к другу 14 апреля 1844 года поэт высказал горькую мысль: "Была пора, когда и я увлекался чем-то похожим на вдохновение. А теперь я принадлежу, или по крайней мере скоро буду принадлежать к числу тех черствых душ, которые книги считают препровождением времени от скуки, а музыку заключают в марши и танцы...
 
  Не лучше ль менее известным,
  А более полезным быть,

В сибирские годы Петр Павлович пишет очень немного и, увы, безуспешно. С 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений, в т.ч. отклик на смерть Пушкина.

Пробует себя Ершов и в прозе и драматургии. Но публикация цикла рассказов «Осенние вечера и пьесы «Купец Базим или Изворотливость бедняка» прошла незамеченной. Судьба снова и снова проверяла Камень на прочность. Или усмехалась за ранний успех...

Замысел поэмы «Иван-царевич» в 10 томах и 100 песнях остался


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     05:31 02.08.2020
Ляман, я здесь была, и мне... не хотелось уходить. 
Но дела... ушла переполненной. 
Ты знаешь, я высказываюсь после осмысления.
     21:33 30.09.2019 (1)

Ваши публикации, уважаемая Ляман,  всегда вызывают размышления и желание продолжить беседу с читателем. А ведь редко так бывает.
Тем не менее, опять о жизни и любви
... и лишь третья жена будет рядом с Ершовым до конца жизни -  а ведь, говорят, беззаветно любил первую. Известно, что в честь первой, Серафимы Александровны, были наречены три его дочери,умершие друг за другом. 
О любви к ней писал Анне Петровне Вилькен: «Письмо моё будет коротко, милая кузина. Только радость говорит, а печаль молчалива. И что сказать мне, когда я до сих пор не могу ещё образумиться. Удар был так неожидан, так внезапен, что не пасть под ним надобны были вера и особенная помощь Божия. Вы знали умершего Ангела, знали и чувства мои к ней: почему поверите моей печали. Да, из всех потерь, какие испытал я (а каких я не испытывал?), потеря любимой жены – самая ужасная. Точно половины самого себя не стало. С опустелым сердцем, с тяжкою думой, с грустным воспоминанием – неужели это жизнь? Только религия согревает остылую душу, только она одна освещает мрак могильный, и за гробовой доской представляет её ещё лучше, чем она была на земле. А что было бы без этого небесного утешения!»
Но утешение нашлось - Олимпиада Васильевна Кузьмина, а после ее смерти - третья, Елена Николаевна Черкасова.. .
Я упоминаю их имена, поскольку жены людей искусства - это особая тема, правда? Исследователи биографии Петра Ершова по его письмам установили, что у поэта было 15 детей от трех браков, но до совершеннолетия выжили только четверо. Остальные умерли в младенчестве. Четверо же продолжили род Ершова,  почти все жили и живут в Сибири, работают в сфере образования, журналистики, медицины. Благодаря музею Ершова, созданному в 2006 году в Ишиме, некоторые из них смогли там встретиться и узнать много нового о своем замечательном родственнике.
Давняя литературная оценка Ершова как homo unius libri, пожалуй, не совсем верна. Просто не везло на читателей...
Извините, не удержалась, чтобы свою медяшку не добавить к Вашему золоту. Не знаю, уместна ли тут эта рожица, вроде бы она хорошая, да?
     21:52 30.09.2019 (1)
Спасибо Вам огромнейшее, дорогая Дарина. Ваш комментарий  бесценное дополнение.Огромное спасибо. У Вас не медяшка, у Вас - драгоценная платина!
Тема о жизни и любви такая емкая, что требует отдельного эссе.Вот наподобие эссе "Любовь мастера" о супругах Булгакова.
Я вот думаю иногда, Боже, или то время было каким-то иным, или люди, но не нахожу в нынешнем времени похожего, когда мужчина брал бы в жены женщину с четырьмя детьми  и любит ее и детей так сильно, что после смерти ее пишет кузине столь проникновенные строки.
Не знаю, может быть те люди были наделены особым даром чувства, мысли, любви, умения выразить эту любовь. И, конечно, мужества. В наших реалиях если кто и вздумает жениться на вдове с четырьмя детьми его в лучшем случае будут увещевать не делать столь опрометчивого шага.
А они...Бог его знает. Наверно просто несколько по иному понимали любовь. И горько становится, что такое понимание все больше отходит в небытие...
То, что в Сибири музей Ершова -это прекрасно. Эх, как бы мне хотелось посетить в Тобольске в дом-музей декабристов, Ершова...
Может, еще и удастся побывать когда-нибудь. 
     22:11 30.09.2019 (1)
Да, Вы правы, времена меняют нас. То есть людей. исчезла ответсвенность за тех, кого приручили, кого родили. Сейчас  и своих часто не желают воспитывать. 
Любовь все чаще заменяет просто секс.
Что касается посещения музея - дело хорошее. И все в руках Божьих. Вы еще молоды, надейтесь и воздастся Вам.
С наилучшими пожеланиями
     20:22 12.10.2019
Спасибо Вам огромное!
     18:12 12.10.2019
Моё восхищение и благодарность за это интереснейшее эссе о Петре Ершове.
     00:58 23.09.2019 (1)
С большим интересом прочитала. Одна из моих любимых сказок - "Конёк-горбунок". 
     13:12 24.09.2019
Спасибо, Наташа, огромное. О таких людях надо помнить, они достойны благодарной памяти.
     07:03 23.09.2019 (1)
С удовольствием прочла твоё эссе, Ляман!
Когда внучка была маленькой, я ей читала "Конька-Горбунка" и  она очень внимательно слушала.
Да, действительно слог этой сказка напоминал произведения  А.С.Пушкина. И в наше время, как-то я слышала или читала, что и  Высоцкого сравнивали с Пушкиным. 
Спасибо, Ляман за интересное эссе!!!
     13:11 24.09.2019
Спасибо тебе, дорогая Анночка! О таких людях необходимо помнить.
     16:17 23.09.2019 (1)
1
Огромное спасибо за статью! 
Побольше бы публиковали таких познавательных...
     18:18 23.09.2019
Вам спасибо огромное за внимание и прочтение.
     21:46 22.09.2019 (1)
1
Как удивительно порой складывается судьба. Куда исчезает эта "альфа гениальности", сверкнувшая однажды? Вспомним Грибоедова, Я.Гашека, Челинджера, которые известны по одному единственному произведению. Тяжело жить дальше, пережив свой талант, исписавшись, едва начав.
Действительно, насмешка, а иначе это и не назовёшь.
Спасибо, Ляман, Вы заставляете задумываться о вещах, казалось бы, известных, но почему-то незамеченных в суете ежедневного существования... Спасибо.
     21:58 22.09.2019 (1)
Спасибо Вам, дорогая Александра. Да, удивительная насмешка, или усмешка судьбы. Хорошо, я еще понимаю в случае с Грибоедовым - у него все-таки была уйма других дел. Дипломатические договора составлять - нелегкое дело. Но вообще быть автором одного произведения, да еще первого, написанного в 19 лет и потом... фактически пустота, да это очень тяжко.
А разве не траедия была для Шолохова с его "Тихим Доном" Что бы кто ни говорил, какие бы дебаты не велись об авторстве, но я на минуту представляю себе, какие все же душевные муки испытывал человек, которому постоянно намекалось, что главное его детище вовсе не его? Что такое невозможно написать в 23 года. И что ничто написанное до и после и рядом по уровню, по масштабу не стоит рядом с "Тихим Доном".
     22:25 22.09.2019 (1)
Шолохов писал "Тихий Дон" с перерывами, так что трудно отнести это всё к 23 годам, а споры об авторстве в частности были вызваны тем, что начало романа и концовка разностилевые (между ними не только временной разрыв. но и написание "Поднятой целины"). И да, последние лет двадцать он не написал ни строки... 
     22:35 22.09.2019
Читала как-то воспоминания о нем. Потрясающий был эпизод в воспоминаниях одного из знакомых, как пьяный Михаил Александрович, заливаясь слезами, кричал кому-то: Да, что всю душу-то из меня тянут? Думаешь, я не знаю, как кричат, что "ТихийДон" не я написал.
Мучило эта ситуация его сильно.
     22:17 22.09.2019 (1)
1
Ещё одна горькая писательская судьба...
Вспомнилась прекрасная статья Андрея Иванова (нашего редактора по прозе)
о Достоевском.  Но у Фёдора Михайловича, к счастью,
не иссякало творческое вдохновение.
А Ершов, по сути, мыкал горе всю жизнь.

Спасибо, Ляман, за напоминание о нём!
     22:22 22.09.2019
1
Спасибо Вам огромное, Наталья! Вот именно, горе мыкал. Хорошо сказано. Точно.
Да, у Андрея Иванова прекрасные работы.
     18:53 22.09.2019 (1)

Спасибо,Ляман! Прочитала эссе с большим интересом,  узнала много нового  и интересного о Петре Ершове.  Какая горькая ему досталась  доля... со всех сторон судьба его била беспощадно. Но его помнят потомки.  Ляман, щедрая душа, ты  нам всем несешь  знания. Огромное спасибо тебе и всех благ!
     19:31 22.09.2019
1
Спасибо, родная. Это ясчастлива, что менячитают, и материалы, которые я собираю,  вызывают интерес.
     17:07 22.09.2019 (1)
А я и не знал, что такая трагичная жизнь была у автора Конька-Горбунька. Спасибо тебе , Ляманушка. Просветила.  
     18:36 22.09.2019
Вам спасибо огромное, Виктор Филиппович за внимание и прочтение.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама