Вчера 25 августа, вечером, кажется, по Пятому (Питерскому, одному из очень немногих телеканалов, которые сегодня ещё можно смотреть, не испытывая тошнотно-рвотного рефлекса), показали фильм «На войне как не войне». Я не могу сказать, сколько раз смотрел эту ленту, которой в этом году исполнится 43 года, (счёт, думаю, идёт на десятки) и сколько раз буду смотреть ещё (но то, что буду, и не раз, сомнению не подлежит). Этот фильм, без всякого сомнения – гениальный фильм, один из самых лучших о Великой Отечественной войне, стоит всё же особняком от других «великоотечественных» фильмов. Да и на самом деле: в тех же «Живых и мёртвых», «Освобождении», «Батальоны просят огня», «Горячем снеге» и других весь сюжет закручен вокруг батальных сцен, взрывов, выстрелов, огня и крови. Здесь собственно сражение занимает хорошо если треть времени от всей продолжительности ленты, да и то какое там сражение: ни мужественно стиснутых скул, ни горящих глаз, ни криков «За Родину!» - ничего этого нет! По сути, самоходка Малешкина сгоряча влетела в деревню, надо как-то из этой ситуации выкручиваться, тем более, что назад, к основным силам не отступишь, вот и пришлось драться-отбиваться, молить Бога, чтобы эти самые основные силы подоспели вовремя. Ничего, абсолютно ничего геройского! Совершенно! И, кажется, странное дело: вот этому совершенному геройскому «НЕгеройству» веришь сразу и бесповоротно! Веришь потому, что понимаешь: именно ТАК, только ТАК и было! Без всяких красивостей, без геройских поз, театральных жестов, и мужественных улыбок на умирающих устах (фу, пошлость какая!)! А ведь именно так многие и снимали! Снимали и считали (искренне считали или «прогибались» под коньюнктуру – это другой вопрос), что ТАК И БЫЛО! Больше того, продолжают ТАК снимать и сейчас! Вот, например, недавно показали один современный фильм всё на ту же «великоотечественную» тему. Я не удержался, расхохотался: показывают наших окруженцев, которые по сюжету уже две недели выходят из окружения, а, извиняюсь, морды у них чуть ли не лоснятся от жира (повторяю: у окруженцев!) и все – тоже немаловажная деталь! – ГЛАДКО ВЫБРИТЫ! Нет, я понимаю, что сегодняшние режиссёры считают зрителей круглыми идиотами, их, наверно, сейчас ТАК учат - но всё равно нельзя же ТАК!
И возвращаясь к фильму, ещё два конкретных момента. Виктор Курочкин, по чьей повести фильм и оставлен (он же является и его сценаристом), по сути, автор ОДНОГО литературного произведения, именно этой повести. Впрочем, как измерить значимость писателя? Виктор Некрасов тоже написал всего лишь одну ЗНАЧИМУЮ книгу – « В окопах Сталинграда», и этого было вполне достаточно, чтобы он стал одним из лучших писателей-фронтовиков. Та же самая история и с Курочкиным. Тоже фронтовик, был тяжело контужен в конце войны, закончил Литературный институт, работал журналистом, сценаристом, выпускал литературные сборники – а запомнился именно этой ОДНОЙ повестью, одной –но КАКОЙ! Может, в этом и было его предназначение? Кстати, любопытный факт: финалы фильма и киноленты существенно разнятся: в фильме погибает сержант Домешик, а в повести - сам Малешкин. Впрочем, это уже детали.
И ещё. Я заметил, что во всех анонсах, которые предваряют показ фильма, упоминаются три актёрские фамилии – Кононов, Борисов и Павлов. А как же Одинцов, сыгравший по-крестьянски мудрого Осипа Бянкина? Почему, с какой стати такая вопиющая несправедливость? Да, Одинцова трудно назвать «звездой», но это только сегодня каждая актрисулька и каждый прыщавый юнец, засветившиеся в третьесортном сериале, непонятно за какие заслуги называются «звёздами», а во времена СССР это определение было очень трудно заслужить. Да, не сверкал, но, тем не менее, был прекрасным артистом, работал в Театре Вахтангове, Маяковского, начал сниматься аж в 1938 году (первая роль – безымянный пушкарь в фильме самого Эйзенштейна(!) «Александр Невский»), снялся в нескольких десятках фильмов. Так что забывать Одинцова и задвигать его на задний план, ей-Богу, негоже!
| Помогли сайту Реклама Праздники |
- А меня в детстве отец драл, как Сидорову козу.
- И правильно делал...
- Да ладно, виноват я с этой водкой. Виноват...
- Вот! А нам, думаешь, не обидно?
Просто гениальный фильм.