(484) 1941-1945 Александра ОсадчаяРецензия заказана.
№ рецензии — 484.
http://fabulae.ru/poems_b.php?id=197452
Стихи из раздела «Гражданская лирика»? Это серьёзно...Такие стихи должны быть написаны очень хорошо, без сбоев, неточностей и ошибок. Тема обязывает…
Конечно, приятно, что тему войны поднимает такой молодой автор. Это можно только приветствовать!
Правда, есть некие сомнения в том, сможет ли молодой человек ПРОЧУВСТВОВАТЬ всю великую боль и трагичность ТОЙ, далёкой от него войны…
Автор Александра Осадчая указала, что ей ВСЕГО 18 лет…
На этот счёт скажу, что можно осмыслить и по -иному: УЖЕ 18 лет…
Но добавлю такую мысль: у поэтов НЕТ возраста, ибо талант даётся в разные земные годы.
И даже в 75 лет человек может быть молодым или начинающим автором, а в 15 — уже сложившимся поэтом.
... Не думаю, что нужно указывать на странице свой паспортный возраст. Получается: Автор намекает на то, чтоб проявляли снисхождение к нему, такому молодому…
Но не станем забегать вперёд.
Начнём читать, размышлять, и, если надо, задавать вопросы:
1941. Если это заголовок стиха, то после него точку не ставят
Лето, июнь, сорок первый год…
Солнце, зажмурившись, рано встаёт. (Сразу вопрос: ПОЧЕМУ солнце встаёт «зажмурившись»? КАК это понять? )
Мирно спят люди… Четыре утра…
Тихо. Последняя тишина. («Тихо» и «тишина» в одной строке, это что-то вроде тавтологии.)
Ещё две минуты и вздрогнет страна.
На нашей границе начало – война! (Не слишком внятно: начало или война?)
Гул самолётов, лязг танков, бомб грохот,
Моторов пугающий лающий рокот.
Люди! Вставайте! Теперь не до сна!
Просыпайся страна. Началась война! (Неровно читается)
Кричали репродукторы, узнавши про войну. (Меняется ритм...А зачем?И слово: «узнавши» какое-то неуместное, простоватое… И репродукторы не узнавали, а СООБЩАЛИ про войну! Неловко сказано.)
Земля родная плакала не ждавшая беду. (Не рифмы: «войну-беду» — не рифма.По одной последней букве не рифмуют.)
«Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой тёмною…»
Победа за тобой!
И, в этот день, едиными (Не надо выделять запятыми «в этот день».)
Вмиг стали все сердца.
За Родину! За мир, за жизнь!
К победе! До конца!
Почти все, кто мог, на фронт уходили,
С болью в сердце, с родными прощаясь. (Не надо запятую.)
Провожали слезами, ожидали с победой (Нет рифмы? Почему?)
Те, кто дома, в тревоге, остались.
Шли и шли эшелоны, поезда убегали,
К горизонту сжимаясь в комочки… (Неудачный образ: «сжимаясь в комочки». Уж скорее: «превращаясь в точки». )
Только старые матери ещё долго стояли,(В 1941 году на фронт шли молодые парни и матери их ещё не были старыми.)
Сжимая в руках платочки. (Не надо применять похожие слова рядом: «сжимаясь» и «сжимая»...
А теперь, без особых рассуждений прошу Вас прочесть вот этот вариант Вашего стиха с небольшими поправками.
Если принять дату за название, то я к нему добавляю слово «триптих», потому, что у Вас по теме: «1941 год» представлены под одним названием ТРИ разных по ритму стихотворения, которые вместе и являются своеобразным «триптихом»
1941 год. Триптих
Лето, июнь, сорок первый год,
Солнце весёлое рано встаёт,
Мирно спят люди в четыре утра,
Тихая ночь наступила вчера ...
Через минуту проснётся страна —
Явится к нам на границу война:
Гул самолётов и огненный ад,
Рокот моторов и взрывы и смрад!
Люди! Вставайте! Теперь не до сна!
Родине нашей защита нужна!
***
Кричали репродукторы народу про войну,
И песня благородная летела в вышину:
«Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой тёмною…»
Победа за тобой!
И с силою незримою
Забились все сердца:
За Родину любимую!
К победе! До конца!
***
Новобранцы на фронт отбывали
На вокзале прощались с родными,
Их с победой домой ожидали
Говорили: «Вернитесь живыми!»
Эшелоны на фронт уезжали,
Превращаясь в пунктиры и точки,
Только матери скорбно стояли
И к глазам прижимали платочки...
********************************************
1942-1944.
Светлые ночи от взрывов, пожаров.
Дни затянуты дымом.
Разгар войны, апогей кошмара,
Смерть родных и любимых.(Здесь нет действия, только перечисление)
Треугольник письма…
Глаза светятся счастьем, тянутся руки несмело…
Боже, как страшно идти почтальону
С прямоугольником белым! (Это не стих, а проза?)
Старики и дети в тылу, у станков. (Зачем запятая?)И почему строки «отрублены» точками? Разве в этом катрене одна тема?)
Валят лес девчонки в морозы.(Как хотите, Автор, но преувеличивать не надо: «девчонки», всё-таки лес не валили!)
Мальчишки стремятся сбежать на фронт.
Матери ждут сквозь слёзы.
Разруха и смерть. Холод и зной.
Жуткая боль, усталость…
Работа без сна, сдающие нервы…
Всё для фронта! Всё для победы! (Предыдущие четыре строки тоже не похожи на стихотворение.Проза, написанная «в столбик — ещё не стих.)
Трассы от пуль, стонет земля, (А ЧТО «трассы от пуль»? Видны трассы? Или что ещё о них?)
Пропитана потом и кровью. (Довольно банально...особенно про пот!)
Тысячи тысяч идут вперёд
С верой, надеждой, любовью!
Вывернув рот в крике: «Ура!», (Автор, специально кричу отчаянно и грозно несколько раз «Ура, но рот никак не выворачивается! Не думаю, что «вывернутый рот — верный героический образ.)
Поднимают знамя упавшее.
Брат за брата, сын за отца –
Неделю уже не спавшие. (Неделю не спавшие? За два года? Мелко!)
Голод и холод – стоит Ленинград,
Дым и огонь – не пал Сталинград,
На Курской Дуге отомстили врагу,
Севастополь и Брест не остались в долгу!
Лётчик, танкист, пехотинец, моряк - (Дефис(-) не нужен.Нужно тире — )
Каждый в борьбе с фашистом! (А ЧТО делает каждый ? Может быть, лучше: «Каждый ВОЮЕТ с фашизмом»)
Партизаны, разведчики, медсанбат – ( Нет рифмы.)
За солнце на небе Отчизны!
Вся наша страна, как один человек,
Но сверх человеческой меры,
Била фашистов по всем направленьям (Автор, Автор… но Вы же стих пишете? Так отчего же и с ритма сбиваетесь, и рифмами пренебрегаете?
Если Вы решились писать на такую тему, то уж, будьте любезны, не вписывайте в строки лишь давно известные всем слова, а создавайте яркое произведение в котором не будет заметных банальных повторов сочетания слов. Тема обязывает!).
Отвагой, мужеством, верой!
***********************************
Попробуем немного откорректировать сомнительные места:
НОВЫЙ ВАРИАНТ:
1942-1944
Ночи светлы от далёких пожаров,
Небо затянуто дымом...
Дни потянулись кровавым кошмаром
С гибелью неотвратимой...
И фронтовой треугольник с тоскою
Мать принимала несмело,
Но раскрывала дрожащей рукою:
«Жив! И воюет умело!»
Рад почтальон — есть хорошие вести!
Только слабеет силёнка,
Если в служебном конверте невесте
С фронта придёт похоронка...
Старый и малый — теперь за станками —
Все пред войною сравнялись.
К фронту мальчишки бегут с вещмешками,
Матери с горем остались...
Гибнут на фронте родные солдаты,
Движется враг по России,
Кровью окрашены в небе закаты,
Но напрягаются силы:
Бурно кипит тыловая работа,
Чтоб приближалась победа,
Трудятся все до последнего пота —
Женщины, дети и деды!
Злобным фашистам Россией не править!
Не помогла им блокада,
Не удалось на колени поставить
Смелых людей Ленинграда!
И Сталинград не сломили нацисты,
Били их наши под Курском
Будут поля нашей Родины чисты,
Храбрость — в характере русском!
И поднялась вся Отчизна родная,
Сверх человеческой меры!
Била фашистов, пощады не зная,
С честью, отвагой и верой!
***************************************
1945.
Бой почти утих,
Дым клубами вился…
На первое мая, в ночь,
Наш флаг над Рейхстагом взвился! (Не рифмуют однокоренные слова: «вился -взвился»
Уставшей рукой в мозолях,
Из последних сил,
Советский простой пехотинец,
Гордо его водрузил.
Слёзы текли по щекам,
Смывая грязь и сажу.
Дрогнули сотни сердец…
«Ребята! Победа наша!»
Неимоверными силами,
Выдержав страшные годы,
Наш народ разгромил фашистов!
Вернул себе мир и свободу!
Верой и правдой светились глаза,
Миллионы грудью встали!
Гибли в боях.
Умирали в тылах,
Но Родину отстояли! (Общее впечатление от этого отрывка: слова правильные и известные, но написаны сумбурно.А с рифмами и ритмом — непорядок. Но и на любые безрифменные стихи эти строки «не тянут»...)
Фронт не опишешь. Войну не понять.(Фронт-то, как раз, можно описать...Это сделали многие поэты и писатели.И война, как явление, абсолютно понятна: Власть — победителям, и горе и смерть — побеждённым.Что уж яснее!
Не осмыслить всей этой боли! (И осмыслить боль можно... со стороны! А вот ПРОЧУВСТВОВАТЬ… дано только тем, кто там был, и их родным.)
Сколько погибших остались там…
И в памяти нашей – Героями!
Никогда не забудется подвиг ваш,
Подвиг живых и павших!
Низкий поклон вам! Гордость и честь – (Рифмы нет.)
Быть потомками вашими!
Милые наши бабушки, дедушки,
Прошедшие тяжкие годы, (Эти две строки более похожи на прозаические строки...)
Руки целую! Спасибо за Мир!
Спасибо за Жизнь и Свободу!!!
*************************************
И здесь я Вам, Автор, предложу вариант уложения Ваших слов и мыслей немного в другом порядке, чтоб в этих стихах был и ритм и рифмы.
Поскольку у Вас строки были написаны не в одном ритме, то и в варианте стихи — разные по ритму, словно эти слова говорят разные люди:
Тоже можно сказать,что это триптих»
***************
1945.Триптих
В Берлине бой утих, лишь только дым клубился
Сопротивлялся враг лишь из последних сил,
И в ночь на Первомай флаг над Рейхстагом взвился!
Победы Знамя там наш воин водрузил!
А по щекам его, промыв дорожки в саже,
Потоки светлых слёз безудержно текли:
«ПОБЕДА, земляки! Она важнее даже
Чем все победы войн в истории Земли!»
***
Радостью бились сердца в необъятной России:
Слава! Победа! Свободна большая страна!
Неимоверны геройство, потери и силы,
Но от фашизма родная земля спасена!
***
Фронт, это — страшно… Войне оправдания нет!
И не понять, не прочувствовать полностью боли,
Тех, кто прошёл через ужас пылающих лет
И не сломался в кромешной кровавой юдоли!
В памяти нашей, герои они — навсегда!
Мы не забудем погибших и ныне живущих!
Низкий поклон им за те роковые года,
И за спасенье страны и потомков грядущих!
**********
Уважаемый Автор, эти варианты коррекции Ваших же слов и мыслей по теме — не назидание, а примеры более чёткого написания гражданских строк.
Повторю: по такой сложной и серьёзной теме нельзя стихи писать небрежно, неримитчно и без ярких, созвучных рифм.
Великий героизм наших воинов достоин красивых, проникновенных и торжественно и героически звучащих строк!
А рифмованные строки всегда звучат торжественнее любого незарифмованного текста.
Уважаемый Автор! Если Вам интересны предложенные варианты, то примите их и примените для улучшения Вашего произведения.
Желаю Вам вдохновения, новых стихов, и дальнейших творческих успехов!
Оценка произведения: 6 |
О ..Ё!...маё! !! 484?!! Когда будем юбилей справлять- на 500-сотой?)))