Рецензия Увядание жизни на рассказ Ляман Багировой "Комната с видом на горы"
Раздел: Рецензии
Автор: Татьяна Гурская
Рецензия на: Комната с видом на горы
Баллы: 18
Читатели: 240
Внесено на сайт: 26.10.2016

Рецензия Увядание жизни на рассказ Ляман Багировой "Комната с видом на горы"

 
 
 
                  «Стоял конец октября.  Если можно было бы собрать все золото мира и набросить его звенящим плащом на деревья, горы, лохматые и низкие облака, то оно не передало и сотой доли того богатства, что окружало  маленький домик отдыха. Все оттенки желтого – от густой камеди, до нежного цвета свежесбитого масла соперничали друг с другом, и все же складывались в роскошную картину осени в горах. Но в роскоши этой, нет-нет, да и протягивалась черная ниточка гнильцы. Словно по Пушкину: «так бури осени холодной в болото обращают луг и обнажают лес  вокруг».
                   Я начала рецензию на превосходный рассказ Ляман Багировой именно с этого, замечательно схваченного и  мастерски переданного нам автором пейзажа, потому что горы по замыслу писателя являются и естественной и аллегорической преградой, отделяющих героев повествования от мира, наполненного полноценной жизнью. Один из любимых писателей Л.Багировой – К. Паустовский. И вполне, естественно, что в ее творчестве есть тонкое отзвук  творчества  волшебника слова и певца природы. 
                   Рассказ является несомненной удачей автора, сумевшего поставить перед читателем важнейшие социально-психологические вопросы. Образы главных героев и других персонажей рассказа  написаны кистью мастера, их портреты узнаваемы. Автору удалось раскрыть  характеры героев и, передать настроения и заставить  читателя задуматься над .
                    В центре рассказа образ девушки – Маши случайно, после жизненных передряг устроившейся на работу в дом отдыха. Расставание с любимым мужчиной, отсутствие постоянного заработка привели её в этот тихий, райский уголок. И работа несложная, и контингент отдыхающих невелик, но что-то тяготит девушку и в конце рассказа она увольняется без объяснений и уезжает, вслед за покинувшими дом отдыха отдыхающими.
                   Чтобы понять причину такого решения героини, следует обратиться к  образу, являющемуся,  на мой взгляд, центральным. Это уединённый в горах дом отдыха, место покоя. Почему-то, читая  описание дома, я вспомнила «Мастера и Маргариту». Герои романа за страдания в жизни удостоились покоя, как и старики -  актёры, поселившиеся в доме с видом на картину великолепного умирания природы. Будущего больше нет, и  благостный  покой  выглядит, как генеральная репетиция  « жизни вечной». Здесь ещё живут воспоминания, они как бутылка прекрасного фалернского вина разогревает остывающую кровь и возвращает туда, где актёры, полные  энергии и таланта создают на сцене образы разных героев, живут их страстями. Им рукоплещут поклонники и сами они сжигают себя любовными страстями. Они привычно капризничают, отпускают старомодные комплименты,, восторгаются мелочами, будто получили от поклонника цветы, или брошь в подарок.  Глядя на мир покоя, старая балерина Римма убеждает Машу покинуть это место. Она знает, как  быстротечна жизнь и приводит слова испанского поэта Гонгоры: «Любите, пока вас любят, пока вас время голубит. Все прахом пойдет под старость, что в молодости не растратишь. Оглянешься, а уж поздно – судьбу за уздцы не схватишь».
               Жизнь актёра коротка, часто трагична: не все, или не те роли сыграны, актёр отдал часть своей души, оживляя образы литературных героев, но постарел, ему не предлагают ролей, и жизнь его закончилась в массовке, дальше жалкая пенсия. Как говорил известный советский актёр А.Ф. Милляр: «Актёр – кладбище несыгранных ролей!» У балерин и того быстрее, наступают на пятки талантливые и прыгучие семнадцатилетние, а зритель больше не хочет видеть своих прежних кумиров.
                Именно для того, чтобы подчеркнуть проблему  увядания жизни человека, автор и привозит в дом отдыха не шахтёров, к примеру, а актёров. Человек угасает оттого, что более не востребован и ему  мало одного комфорта. Старая балерина не сопереживает Маше, она гонит её прочь от стены, отгораживающий мир из «царства полутеней»  Маша  всё поняла, как и мы с вами. Стихотворение Льва Озерова  «Старые актрисы  фактически завершает повествование, мы представляем сидящих в станционном буфете Лялю и Римма , а мимо мчатся  поезда в направлении рассвета. в одном из них Маша
 «Две старые актрисы
Вглядываются в темень.
- Который час?— спрашивает первая.
- Уже поздно!— отвечает вторая».

 
          
 
 
 

Оценка произведения: 10


Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Ляман Багирова      19:00 26.10.2016 (1)
1
Татьяна!
У меня нет слов!
Спасибо!
В сказке Л.Яхнина "Площадь картонных часов" есть замечательные строки: "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет"
Мне кажется, эти строки о вас.
Я уже не говорю о глубоких знаниях и умении проникнуться духом произведения.
Благодарю вас сердечно.
Вы существенно развили и дополнили мой рассказ, образно раскрыв его суть. Действительно, домик отдыха в горах - это главный герой рассказа.
Да, горы - это защита и надежность. Горы - это покой.
Но горы - это и МЕРА, ПРЕДЕЛ.
И все в рассказе намекает на это. Комната №8. 8 - знак бесконечности. Но комната с видом на горы. Бесконечность, упирающияся в стену.
В отличии от моря - Без-Мерности, Безбрежности.
И звуки - тихие, шелестящие, шаркающие, шуршащие нескончаемые звуки, - звуки старчества, и слова поварихи о то, что "Завтрак (от слова " -"завтра"- утро, надежда) вы уже пропустили" - скрытое тому  подтверждение.
У этих людей нет "завтра" . У них есть  день под моросящим сереньким дождем, дом отдыха и воспоминания.
Покой.
Обнимающий, ласкающий, и поглощающий в себя навсегда.
Спасибо вам, дорогая Татьяна.
Татьяна Гурская      19:17 26.10.2016
1
Спасибо, Ляман. Рассказ очень хорош, есть простор для размышлений.
Книга автора
Шурик с Яблочной улицы 
 Автор: Наталья Коршунова
Публикация
Издательство «Онтопринт»