Рецензия «Рецензия на стихи "Вечер" от автора Аноним»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Баллы: 18
Читатели: 631 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Вечер" от автора Аноним

...

Вечер

Вдалеке заката грозди —
Словно вспыхнул сена стог,
Забивает звёзды-гвозди
В небо вечер-молоток.

День вспорхнул за птичьей стаей,
Догорел костром закат.
Звёзды-гвозди, утопая
в небе,
Шляпками блестят.

Вечер тьмой тягуче-зыбкой
По земле с размаха бьёт.
Белозубою улыбкой
Озарился лунный рот.


____________________________________

Вдалеке заката грозди
Словно вспыхнул сена стог,
Забивает звёзды-гвозди
В небо вечер-молоток.


Вызывает сомнение в корректности сравнения заката с гроздями. Попробуем разобраться.

ГРОЗДЬ - кисть цветов, ягод или других мелких плодов. Г. сирени, акации. Г. винограда. (словарь Ожегова)
ГРОЗДЬ - скопление плодов или цветов на одной ветке. (словарь Ефремовой)

Можно посмотреть ещё значение кисть (в смысле близком к слову "гроздь"):

КИСТЬ -
2. Украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков. Скатерть, кушак с кистями.
3. Разветвлённое соцветие (при созревании егоплоды) на удлинённом стебле. Виноградная к.
(словарь Ожегова)

Если собрать все эти образы/определения воедино, то гроздь/кисть предстает перед нами в виде чего-то мелко-дискретного или ячеистого (причем дискретные объекты, ячейки должны быть примерно одинакового размера, как, скажем, ягоды в виноградной грозди или сирени), собранного вместе и расходящегося от общего начала.

Как известно облака на небе никогда не повторяют своей формы и именно на их основе мы наблюдаем богатую картину заката. Без облаков это был бы всего лишь линейный, гладкий цветовой спектр. Так вот, я ни разу в жизни не видел такого заката, когда благодаря облакам цветовой спектр дробился бы на ячейки примерно одного размера и т.д.То есть, никогда не наблюдал ничего подобного, как гроздь.

Вот примеры гроздей:



Можно наблюдать их структуру. Или так:



Насколько сложна бы ни была система облаков на закате, я никогда не видел там "гроздей", то есть, регулярной ячеистой структуры.



В итоге я делаю вывод, что "грозди" в стихотворении понадобились, чтобы зарифмовать "гвозди". Действительно, если заглянуть в словарик рифм, то там почти не из чего выбирать. Одни "ости", "бросьте", "унавозьте", "кости", производные от "...хвосте" и т.п.

Кстати, "Заката грозди, словно вспыхнул сена стог" - тоже неверная ассоциация. Поскольку стог сена не горит "гроздьями". Сноп искр, скажем, из под точильного круга при контакте со сталью ещё как-то можно сравнить с гроздью/кистью,



но сено так не горит. Оно горит примерно так:



Но образ:

Забивает звёзды-гвозди
В небо вечер-молоток.


- очень мил. Об уникальности судить сложно. Я лично не встречал. Возможно, от того, что недостаточно читал ;). Но если я не прав, поправьте.

День вспорхнул за птичьей стаей,
Догорел костром закат.
Звёзды-гвозди, утопая
в небе, шляпками блестят.


("Улетает день - серый воробей,
уплывает год - словно лебедь белый"
(с) В.Егоров
)

"улетающий/вспархивающий день", "костер заката" - сочетания весьма известные. Но вот шляпки гвоздей в небосводе - очень приятная метафора.

Далее...

Вечер тьмой тягуче-зыбкой
По земле с размаха бьёт.
Белозубою улыбкой
Озарился лунный рот.


В этой строфе лично у меня опять не сложился образ:

"Вечер ... по земле с размаха бьёт" - явно быстрый процесс. То есть, имеет место намек на очень быструю смену дня и ночи. Только заход солнечного диска за горизонт длится 3-4 минуты (навскидку). Далее наступают сумерки (и это ещё далеко не тьма), отличающиеся своей продолжительностью на юге и на севере (причем, в российских широтах дольше, чем на экваторе). И, тем не менее, этот процесс занимает десятки минут. Короче говоря, как ни красив образ тьмы бьющей по земле с размаху, но в моей "пространственно-временной" системе это не сложилось.

Белозубою улыбкой
Озарился лунный рот.


- весьма симпатиШно. :)

Таким образом, перед нами красивые, живописные стихи, написанные сочным языком... Если не придираться, то есть чем даже восхититься, по моему мнению. Но, к сожалению, права не имею не придраться там, где это бросается в глаза.
В итоге, моя оценка 7 баллов. Тоже весьма высокая оценка. (А при отсутствии тем для придирок оценка была бы 9, что по моей системе практически равна наивысшей).

Автору - успехов!

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 7


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:36 18.01.2019 (1)
и по поводу "заката грозди"

в оценке поэтических образов не всегда подходит стандартный метод определения уместности применимого слова (привести определение из словаря и дать заключение)
смотрите, выстраиваю цепочку: гроздь--совокупность цветов или ягод-играет цветами-переливается -причудливость заката...
     15:59 18.01.2019 (1)
Поэзия была и останется субъективной, хотя и объективного в ней тоже много.
Я, как и все, субъективен. Но в своем поиске, возможно, желая достичь большего качества, авторы обращаются ко мне, чтобы получить взгляд со стороны.
Иии... получают мой субъективный взгляд на стихи.

Разумеется я в своей речи не пылю словами просто ради процесса. Я стараюсь как-то обосновать...
По поводу "грозди". Мне кажется, что "грозди" имеют довольно четкий образ. А смысл качественной красивой метафоры - достичь яркости и точности... В идеале. Мне показалось, что "грозди" в данном контексте далековаты от создания верного впечатления. Вот на эту погрешность и пытался указать.
Разумеется, это всё мое личное мнение.
     18:09 18.01.2019
конечно, личное и, конечно, только Ваше мнение. и моя реплика это субъективный отклик  на Вашу субъективную рецензию.
причем, в оценке вот этих строчек я с Вами согласен

"Вечер тьмой тягуче-зыбкой
По земле с размаха бьёт."

тут или резкость удара или аморфность орудия . а так, немного притянуто для красоты и эффекта. впрочем, всё стихотворение именно красивое и эффектное, надо отдать должное...

     10:10 18.01.2019 (1)
Но образ:

Забивает звёзды-гвозди
В небо вечер-молоток.

- очень мил. Об уникальности судить сложно. Я лично не встречал. Возможно, от того, что недостаточно читал ;). Но если я не прав, поправьте.


И в мемориальное небо вбил крепкие звезды -
как гвозди.

Андрей Вознесенский "Я Гойя"  1957 год
     16:01 18.01.2019
Значит, я читал меньше, чем хотелось бы. Да и память в последнее время ни к черту... :))
Но всё равно у автора получилось красиво. ИМХО
     11:42 03.01.2019 (1)
Оценка завышена. В стихотворении всего 7 нормальных строчек...
     02:00 04.01.2019
Я математически не считаю. Я ставлю оценку по совокупности впечатления.
Кроме того, раскритикованные строки не вычеркиваются, а получают некий "минус". "Минус" от того "плюса", который был бы, если бы "глаз за что-то не зацепился".
Гость      17:20 03.01.2019 (1)
Комментарий удален
     23:33 03.01.2019
Полностью поддерживаю
Реклама