Рецензия на произведение В. Яремчука "Колыбельная для слонёнка
Раздел: Рецензии
Автор: Татьяна Гурская
Рецензия на: Колыбельная для слонёнка
Баллы: 18
Читатели: 62
Внесено на сайт: 09.01.2019

Рецензия на произведение В. Яремчука "Колыбельная для слонёнка

         


 Произведение В. Яремчука https://fabulae.ru/poems_b.php?id=21762 «Колыбельная для Слонёнка» не является колыбельной песней в том смысле, который мы вкладываем в название данного жанра поэзии. Перед нами стихотворение о том, как мать – слониха пыталась усыпить ребёнка известными всем способами: песнями, сказками, уговорами и угрозами, но устала и заснула сама, а немного погодя, уснул слонёнок. Явление, весьма, распространённое в нашем быту, когда ребёнок не хочет засыпать, автор облёк в шуточную, отчасти пародийную форму.
          Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка, один из древнейших жанров фольклора всех народов.  В Х1Х веке возник жанр литературной колыбельной, который вобрал в себя как традиции, так и соответствующие веку темы. Колыбельные, с той поры, можно услышать со сцены, экрана, в звукозаписи, но актуальность жанра не ушла на второй план. Всё человечество приобщалось к окружающему миру через колыбельные песни. Их пели нам, и мы пели их своим детям и внукам, не подозревая, какие глубины скапывает кажущийся нам простым и однообразным мотив незатейливой материнской песни. Как бы не старался спрятаться за спину классика детской литературы А. Барто автор, и как бы не пытался обратить свою «Колыбельную» в шутку, традиция колыбельного песнопения порывается в его произведении.  Прежде всего, обратим внимание на зачин стиха.  Это строки давно уже стали народными и ни с каких других слов мать слониха (метафорический образ современной женщины) она не должна была начать своё песнопение? Автор сохранил императивную часть колыбельной, уходящую корнями в охотничье-собирательную древность, когда мать, чтобы успокоить ребёнка, напевала малышу, что все дикие звери уснули и ему ничто не угрожает. Такими или похожими словами начиналась любая колыбельная - своеобразное заговаривание ребёнка на сон, задающее ритм всему дальнейшему песнопению.  Главная функция колыбельной песни - убаюкивающая, усыпляющая полностью соответствует жанру.
              Вторая часть колыбельной вариативная, мать или няня подбирает слова ситуативно. Если ребёнок легко засыпает, достаточно «Баю – баюшки- баю» или «Люли- люлечки- лю-лю». А если процесс засыпания затягивается, мать обращается к ребёнку, уговаривает его заснуть. 
«Ну, закрой, слонёнок, глазки.
Расскажу тебе я сказки
Про вампира, Бармалея
И про дедушку Кащея.
Есть ещё и слоноед.
Спать ты будешь или нет?»- вопрошает недовольная мать»
Но слонёнок отвечает:
«Не хочу сегодня спать.
Что же ночью происходит
Очень хочется узнать».  Таким образом, второй персонаж нашей истории - Слонёнок заявляет матери о собственной позиции в вопросе: «спать или не спать», но мать не понимает, что ребёнок находится в поре становления личности, и начинается их ссора.
Следующая часть стихотворения посвящена препирательству матери и сына по данному вопросу (14 строф), в которых мать действует методами угроз и запугивания. Вначале она ещё пытается обратиться к известному герою всех колыбельных «серому волчку»
«Придет серенький волчок
И откусит хоботок», но потом срывается и обещает отнести сына на обед Кощею, к Яге, не давать щей и уморить голодной смертью, дать оплеуху, посадить в тюрьму», «Я сейчас от злости лопну!
И тогда тебя я хлопну!
Враз получишь по затылку
Или в хвост воткну я вилку!»  «Разве можно говорить такое ребёнку?»- думает читатель, но некоторые матери говорят слова  пострашнее. Эта часть произведения носит пародийный характер. Так ведут себя незадачливые матери, не умеющие понять своего ребёнка.  Но и здесь можно услышать отголоски фольклорной колыбельной. Считалось, что ужастики, рассказанные матерью, могут присниться ребёнку, и тогда в реальной жизни с ним подобное никогда не случится.
Особенностью колыбельных песен, отражающих их воспитательную функцию, является отношение к другим членам семьи: детям, отцу. Так у М.Ю. Лермонтова в его «Казачьей колыбельной», мать желает сыну стать таким же защитником, как отец.  Но наша героиня, в пылу ссоры, сказала  сыну:
«Это в папу ты упрямый»-
Говорит сердито мама.»

«Хорошо, что вас не двое,
Хорошо, что ты один!»    Строки лучше всего отражают реалии сегодняшнего дня, когда роль отца в семье не является, по мнению матери, определяющей и чем меньше детей, тем лучше.

Но, слонёнок ведёт себя достойно:
«Ну не буду ночью спать,
И не трогай меня, мать.
А тебе за это, мам,
Я игрушки все отдам». Свобода выбора слонику дороже материальных благ (игрушек)                 
«Обреченно мать вздохнула,
Прилегла и в миг заснула.»
Предоставленный самому себе слонёнок засыпает.

«Ну а вечером опять
Не захочет слоник спать.
Что же ночью происходит,
Всё же хочется узнать!»
            Идея стихотворения хороша, автору, во многом, (об этом сказано выше) удалось осуществить свой замысел, но остаётся чувство неудовлетворённости от обилия недоработок в произведении.
Строфы различаются, по количеству строк, от двух до шести и какой-то закономерности в этом мне не удалось. Стихотворный размер гуляет сам по себе; от двухсложного к трёхсложному и обратно. Рифмы нечёткие: спать – мам, щей- постель, яге – себе, хоботок – бочок. Очень много глагольных рифм: спать- понять, узнать, вздохнула-уснула, приласкала – устала, заснёшь- помрёшь, или их нет.
«Ну» в качестве междометия и частицы встречается 6 раз. Вот один из примеров:
«Хоть немножечко не спать.
Ну, пожалуйста, ну мам».
Мне понятно, что автор стремился к бытовой достоверности, но часто это  бывает в ущерб художественности произведения.
Для уточнения авторской ссылки, хочу добавить, что текст колыбельной «Спят усталые игрушки» (1964г) принадлежит Зое Петровой, автор музыки Аркадий Островский.




Оценка произведения: 8


Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Клавдия Брюхатская (Залкина)      05:14 10.01.2019 (1)
1
Танюша, твоя способность увидеть глубины
любого произведения, меня поражает.
Браво, дорогая!

Ohmygod      18:38 12.01.2019 (1)
1
Согласен с тобой на 100%.
Клавдия Брюхатская (Залкина)      18:40 12.01.2019 (1)
1
Умница необыкновенная.
Что тут скажешь.
Татьяна Гурская      19:01 12.01.2019 (1)
1
Спасибо, дорогие мои , за добрые слова. Я буду стараться
Клавдия Брюхатская (Залкина)      19:06 12.01.2019 (1)
Спасибо тебе, Таня, за то, что все твои работы совершенны.
Герман Бор      20:20 13.01.2019 (1)
Кстати красивая колыбельная... казахская...

Реклама