Когда я читала данное произведение первый раз, я задумалась над тем, зачем автор выбрал для повествования такой литературный жанр, как миниатюра.
Ведь что такое миниатюра? Если исходить из объяснений, которые даются в толковых словарях, можно понять, что под миниатюрой понимается сочинение малой формы, которое может существовать как самостоятельно, так и быть включенным в цикл аналогичных произведений.
Бытует мнение, что при помощи миниатюры, как жанра литературы, можно сказать совсем немного. Что такой вид произведений необходим только для того, чтобы проиллюстрировать какой-то небольшой временной промежуток. Рассказ для такой иллюстрации будет слишком велик, поэтому миниатюра считается более подходящим средством.
Поскольку рецензий на миниатюры мне писать раньше не приходилось, меня заинтересовало, что же это вообще такое – миниатюра. И как обычно она трактуется?
Если бы мне не пришлось обращаться к помощи словарей и попробовать поискать объяснения в интернете, то трактовки, с которыми пришлось столкнуться, отличались бы однотипностью.
«Литературное произведение малой формы»…
«Короткое, небольшое по размеру произведение…»
«Сочинение небольшого объёма на узкую тему, законченное по форме и содержанию». В общем – негусто и довольно однообразно.
Однако встретилось мне одно определение миниатюры, в котором говорится, что она (миниатюра) «заставляет одновременно думать о вечном и сиюминутном. Она утверждает те простые истины, без которых не может жить человек».
Простые истины… Именно эти слова объяснили многое.
Одной из особенностей жанра миниатюры является желание автора поделиться яркими впечатлениями (зачастую вызванными спонтанно) и на их основе сделать свои выводы. Либо эти выводы, как видно из данного произведения, делают другие герои повествования.
Поводом для создания миниатюры «Устами младенца…» послужило поведение одного из младших членов семьи. Внимательно слушавшая разговор взрослых маленькая девочка, совершенно неожиданно высказала свою точку зрения. Причём высказала так, что своими словами заставила задуматься тех, кто по возрасту намного старше.
Пословица «Устами младенца глаголет истина» знакома практически каждому человеку. Слова из этой пословицы легли в название произведения. Этого уже вполне достаточно, чтобы пробудить интерес у читателя. Раз речь идёт о том, как на то или иное событие смотрит ребёнок – это уже предполагает собственную точку зрения, отличную от той, которую способны сформировать взрослые. Это уже интересно, поскольку ребёнок не обладает "стандартностью" мышления, а всё, что нестандартно - всегда воспринимается с бóльшим интересом.
Детей, не достигших десятилетнего возраста, практически невозможно обмануть. Они воспринимают мир буквально, таким, какой он есть. Сюда же относится и поведение окружающих, и их отношение друг к другу. Недаром очень часто приходится слышать, что своим поведением ребёнок очень часто копирует взрослых. Но это копирование происходит на уровне неосознанного подражания. Точно так же, совершенно неосознанно, ребёнок копирует «взрослые» мысли и высказывания.
С одной стороны – ребёнок действительно подражает взрослым. С другой – у каждого маленького человечка имеется своё объяснение, которое он может высказать, совершенно не беспокоясь о том, совпадает оно с общепринятыми «нормами» или нет.
Пока взрослые спорили и удивлялись, почему в последнее время зимы бывают нетипично тёплыми, без снега и морозов, в голове ребёнка моментально родился ответ: «Зима ушла жить в людские души».
Если вспомнить о «простых истинах», на которые часто делается упор в миниатюрах, не согласиться в данном случае с ребёнком нельзя. Наша жизнь, ускоряющаяся из года в год, постепенно приводит людей к тому, что они перестают думать и заботиться друг о друге. Раз перестают думать – значит в их душах нет того тепла, которое было раньше. А раз нет тепла – значит они постепенно леденеют. Там, где взрослый человек пытается увидеть окружающий мир философски-осмысленно, ребёнок, который пока ещё далёк от научных терминов, пытается найти свой ход решения проблемы, видя окружающую жизнь и воспринимая её на свой, детский, лад.
Рассматривая произведение в целом, можно отметить, что оно оставляет после себя светлые и приятные ощущения. Автор пишет о своей семье как раз с той теплотой, которой сейчас так не хватает в жизни. Несмотря на то, что произведение невелико по объёму, в нем присутствует достаточное количество описаний, которые помогают читателю лучше сориентироваться как в ситуации, так и в понимании, что представляют собой главные герои.
По стилистике замечаний нет.
С точки зрения лексикологии, несмотря на то, что автору пришлось писать о ребёнке, уподобления «детской» лексике нет. Речь героев естественная. Просторечий в тексте не обнаружено.
Грамматические ошибки отсутствуют.
На основании вышеизложенного, считаю, что произведение «Устами ребёнка…» заслуживает достаточно высокой оценки.
Ссылка на произведение:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=98176