Детская жестокость… Проблема, которая возникла в обществе не сегодня. Актуальность статьи трудно переоценить, потому что жестокость со стороны детей в последнее время проявляется всё чаще и чаще.
Тема жестокого отношения детей и подростков к сверстникам и «братьям нашим меньшим» - это вопрос сложный и однозначный ответ на него дать очень трудно.
Если подойти к этому вопросу с психотерапевтической точки зрения, то специалист, который пытается разобраться, что побудило ребёнка к жестокому отношению к окружающим, назовёт несколько причин.
Первая (и, на мой взгляд, самая важная) – отсутствие сострадания к более слабому. Ведь это качество души формируется в человеке не год и не два. Для того, чтобы в душе ребёнка, и далее – подростка, выработалось сострадание, должно пройти достаточно длительное время. Дети не проявляют сострадания к тем, кто заведомо слабее их потому, что подсознательно видят в них слабых особей. Возможно, здесь срабатывает правило естественного отбора: «Выживает тот, кто сильнее».
Вторая причина – элементарное любопытство: как поведёт себя животное в нестандартной для него ситуации? И как на это отреагируют окружающие?
Помимо того, что автор рассказывает о произошедшем с ним в детстве случаем, он так же пытается проанализировать ситуацию. Попробуем рассмотреть произведение под углом зрения данных причин, поскольку сама статья носит характер размышления.
Начнём с того, что автор пользуется методом противопоставления. В данном случае это удачный ход, потому что когда надо сравнить такие качества, как добро и зло (которые сами по себе противостоят друг другу), данный метод, как правило, срабатывает. С первых строчек автор описывает обстановку, которая окружала его в детстве: хорошие дворовые друзья, умение постоять за себя всем коллективом – всё это настраивает читателя на положительную мотивацию при восприятии прочитанного.
Если дети и проявляли любопытство, то дальше наблюдения за птицами или насекомыми оно не заходило. Автор показывает, что детское «дворовое сообщество» не пыталось навредить животному миру: любопытство проявляется в проявлении интереса, и не более. Когда дети видят выпавшего из гнезда птенца, их первая реакция выражается в том, чтобы как-то помочь ему и пытаются накормить птенчика. Дети, которые выросли в хороших, интеллигентных семьях, как сообщает автор в самом начале произведения, проявляют жалость и заботу. У них нет желания причинить птенцу боль или оставить его на произвол судьбы. Всем двором они пытаются сделать всё, чтобы птенчик остался в живых.
И вот во дворе появляется компания из подростков. Читателя это сразу настораживает. Забрав у малышей птенца, якобы для того, чтобы отнести в живой уголок школы, пятнадцатилетние парни с лёгкостью убивают его, как только покидают двор. Судя по всему, что такое сострадание, эти дети не знают. В них оно не воспитано. Поступив по принципу: «Я сильнее, поэтому могу сделать всё, что захочу», подростки не только убивают того, кто не может постоять за себя, они начинают угрожать более младшим.
Жестокий урок. Но с другой стороны, такие уроки невольно учат тому, чтобы не поступать так же.
Далее автор рассуждает, откуда в детях берётся жестокость и возможно ли её избежать. Целиком и полностью – нет, потому что в любом человеке заложено два начала: хорошее и плохое. Если плохое не выходит за пределы дозволенного, это, как правило, не вызывает общественного порицания. Люди не задумываются о том, что убивая мух – разносчиков инфекций, или мышей, которые так же могут явиться рассадниками очень серьёзных заболеваний, они проявляют своего рода жестокость по отношению к насекомым и некоторым животным. Поступить по другому в этом случае просто нельзя, потому что распространение микробов грозит болезнями. Другое дело – когда в руках человека гибнет ни в чём неповинный птенец или котёнок. Это – жестокость, вышедшая за грань, что само по себе чревато очень плохими последствиями. Человек, поднявший руку на животное, в следующий раз может не совладать с приступом агрессии и ударить или убить себе подобного.
Заканчивается статья призывом к взрослому поколению – воспитывать в детях любовь к природе и ко всему живому. Призыв, безусловно, очень хороший и правильный. Чем младше ребёнок, тем легче ему объяснить, чтó хорошо, а чтó – плохо. Поэтому начинать воспитывать в ребёнке умение любить и беречь природу, лучше тогда, когда он ещё ходит в детский сад. Главное – подойти к этому неравнодушно, потому что дети – народ очень восприимчивый, и куда направишь их энергию – туда она и пойдёт. Направишь на добро – значит, сердце маленького человечка отзовётся добром. Если направить энергию ребёнка в противоположное русло – небольшая по своей силе энергия со временем превратится в ураган, который сметёт на своём пути всё.
С точки зрения стилистики и употребления лексики, статья соответствует нормам.
Недочёт с точки зрения оформления текста, следующий: числовое обозначение цифрами допустимо только в жанре журналистики, а именно - в газетных и журнальных статьях. Если работа представляет собой статью, и при этом она близка к художественному повествованию, числа записываются словами. Допускаются только числовые обозначения годов и столетий. Так, например, "в конце 60-х" - это правильно. Так же было бы правильным,если бы дата была записана целиком, например, в 1978 году.
Столетия допускается записывать как арабскими, так и римскими цифрами: в 19 в. или в XIX в.
Всё остальное по правилам оформления художественного или художественно-публицистического текста записывается следующим образом:
"Мне было лет
девять или
десять", "... во дворе появилось
два подростка лет
пятнадцати", "наш двор был расположен между
двумя длинными пятиэтажными домами", "соседний двор был в
два с половиной раза меньше нашего" и т.д.
Несмотря на вышеприведённые недочёты, а так же учитывая актуальность статьи и язык изложения, способствующий лёгкому восприятию, считаю, что данное произведение заслуживает высокой оценки.
Ссылка на произведение:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=101412
Ну, почему вы же так все зациклены на кондовой "правильности"...
Короче, и тем не менее, за рецу почти "очпонр", а оценка призведения девять с половиной.
А меня можно расстрелять - а возраста мне от 55-ти до 60-ти.
Привет Редактору!