Почему-то многие считают, что если в рассказе (новелле, повести) говорится о любви – это уже интересно. Не соглашусь. Не соглашусь хотя бы потому, что интерес вызывает не сама тема (хотя спорить не буду: тема любви – сама по себе некий беспроигрышный вариант), а то - как про неё написано.
Общее впечатление от рассказа «Кошка по имени Света» - хорошее. Язык изложения не страдает перегруженностью, поэтому произведение воспринимается достаточно легко. Простота, немного философских размышлений о любви, современный стиль изложения – всё это говорит в пользу автора. Если передать смысл рассказа в нескольких фразах – можно сказать так: молодой человек, который не обременяет себя обязательствами перед девушками, вдруг влюбляется, и достаточно сильно. Внезапно он узнаёт, что девушка с именем Светлана, которую он полюбил, собирается замуж, и единственное, что ей надо было от главного героя произведения – близость, которая привела бы к зачатию ребёнка.
Вроде бы достаточно простой сюжет. Но попробуем разобрать его детально.
В самом начале рассказа автор повествует о двух друзьях, которые сильно отличаются друг от друга по характеру и по восприятию жизни. Постепенно это повествование сужается, и главным героем выступает уже один из друзей – Никита. Сначала автор подчёркивает то, что его герой – самый обычный человек. Во время танца он сначала теряется от смущения, потом не может подобрать нужных слов, чтобы выразить свои чувства: все «дежурные» фразы, которые он привык произносить, ему вдруг кажутся никчёмными и неуместными. Водоворот любви, в котором оказывается Никита, неожиданно выносит его на твёрдую почву. Он узнаёт, что девушке, к которой он неожиданно для себя стал испытывать неизвестные доселе чувства, он был нужен совсем для другой цели. Молодой человек обескуражен и растерян. Такая развязка для него – нонсенс. Он не готов к такому повороту событий.
Многие из нас ещё со школы помнят третий закон Ньютона: «Сила действия равняется силе противодействия». Если записать это формулой, получится: F = -F. Если хорошенько подумать, этот закон, применяющийся исключительно в физике, иногда действует и в жизни. В самом начале рассказа автор, описывая Никиту, подчёркивает, что он не стремится обременять себя серьёзными отношениями. Девушки, с которыми молодой человек проводит время, нужны ему только до тех пор, пока общение с ними не заходит слишком далеко. Иными словами – пока эти отношения не настолько серьёзны, что могут привести к свадьбе. Но Никита, который не чувствует в себе сил создать полноценную семью, каждый раз разрывает связующие нити с женским полом.
Однако, чтобы дело дошло до свадьбы, нужен достаточно длительный промежуток времени. Никите, который не намерен жениться, даже не приходит в голову, какую моральную боль, возможно, испытывают девушки, которые за это время успевают влюбиться в него. Он пользуется их расположением, но только до определённого момента. Автор не напрасно подчёркивает, что Никита не просто разрывает отношения, он разрывает их беспощадно.
И вот когда, казалось бы, он находит ту, о которой мечтает всю жизнь, ньютоновский закон так же беспощадно настигает его самого. Никита, который привык пользоваться любовью противоположного пола, сам оказывается в роли человека, которого всего лишь использовали. Правда, здесь автор пытается сгладить ситуацию, вкладывая в реплику Светланы более мягкое объяснение: «Скорее, ты был мой праздник…»
Успокаивает ли эта фраза ошарашенного таким поворотом событий Никиту? Скорее всего – нет. И, тем не менее, пока его любовь рядом, можно попытаться вернуть её. В конце концов, за любовь можно сражаться. Но Никита слишком слабоволен. Ему невдомёк, что настоящие мужчины, как правило, пытаются отстаивать свою любовь.
Когда Никита видит Светлану с коляской, в которой спит его дочка, он проваливает экзамен на смелость второй раз. Светлана с лёгкостью отталкивает его притязания на отцовство, заявляя, что ребёнок принадлежит только ей. В конце концов, жизнь поступила с Никитой так же, как он поступал с влюблёнными в него девушками. Теперь беспощадный разрыв отношений, приходится испытывать ему самому.
Стилистические нормы повествования не нарушены. Рассказ, который заявлен как история из начала 90-х годов прошлого столетия, выдержан в рамках молодёжной лексики указанного периода. Несмотря на небольшое количество грамматических ошибок, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=48407
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Тем более интересно было увидеть такой свежий взгляд.
Насчет эротических сцен забыл предупредить (ибо не всем это нравится... как в одном телемосте с американцами одна женщина сказала: "У нас секса нет"))... но раз замечаний нет, значит "на нет и суда нет"...)
Спасибо большое, Магдалина...