Человек, его поведение, его отношение к обществу описывается в литературе с момента её существования. Общество состоит из людей, а эти люди бывают разными. Что ждёт общество, если большинство составляющих его людей - есть существа безразличные? На что способно общество, в котором ценится культ насилия, стремление добиться своего, поправ все человеческие законы? Что это за люди, которые спокойно перешагивают грань вседозволенности?
Рассказ Елены Соседовой «Надежда» - ещё одна попытка ответить на все эти вопросы. Но не просто ответить, а попробовать разобраться в людских душах. Понять, что же всё-таки движет людьми, когда они приближаются к черте, которая словно пытается оградить человека от опасных поступков. К черте, которая словно предупреждает человека: «Стой! Не совершай этого!» Но способен ли тот, чья цель добиться желаемого любой ценой?
Начало рассказа довольно необычное. Прибегая к методу олицетворения, автор начинает повествование от лица уличного фонаря. Замысел достаточно удачен. Автор стремится убедить читателей в том, что если бы окружающие нас вещи обладали способностью размышлять и говорить, люди могли бы услышать многое. В начале рассказа фонарь предстает перед взором читателей этаким старым ворчуном, который рассуждает о временах года, и о том, что порой у него нет никакого желания освещать округу. Когда светить надоедает, фонарь принимается вспоминать. Иногда это приятные воспоминания, иногда не очень. Автор строит произведение так, что фонарь, который обладает человеческими качествами, словно становится немым свидетелем людских поступков. Иными словами, фонарь видит в людях себе подобных. Лампочка на столбе не способна на какие-то деяния, и всё-таки автор старается показать, что иногда люди бывают черствее окружающих их бетонных или деревянных конструкций. В течение повествования фонарь ещё несколько раз появится в рассказе. Сквозь строчки то и дело проглядывается мысль, что если бы люди и неживые предметы поменялись местами, вторые дали бы существам, обладающим разумом, сто очков вперёд.
Рассказ не лишён мистических совпадений, и эти совпадения удерживают внимание зрителя на протяжении всего повествования. Появившийся в жизни главной героини незнакомец таинственным образом оказывается похожим на погибшего в автокатастрофе мужа. Автор подогревает воображение читателей деталями: мало того, что между ушедшим из жизни супругом и новым знакомым оказывается чисто внешнее сходство, его, как выясняется, и зовут так же! Дальше – больше: появившийся в квартире Надежды совершенно чужой человек, каким-то непостижимым образом угадывает её имя. Одно слово – мистика!
События, которые читателю только ещё предстоит узнать, тоже словно проникнуты чем-то мистическим. Читателей не покидает такое чувство, что внезапно ушедший из жизни муж, словно бы оставляет после ухода в другое измерение своего двойника. Но с другой стороны автор очень быстро даёт понять: любая мистика имеет вполне реальное объяснение! Оказывается, что муж не просто погиб – его убрали по указанию директора, у которого были свои виды на симпатичную сотрудницу. То, что Надежде и её подруге Марине кажется невероятным, для их шефа – вполне обычное явление: раз на пути исполнения желаний стоит соперник – его нужно устранить. Вот так постепенно автор шаг за шагом вырисовывает картинку из нашего времени. Времени жестокого. Времени, полного беспринципности. Времени, в котором подлые поступки воспринимается как нечто совершенно нормальное.
Соответствует ли рассказ реалиям нашего времени? Безусловно – да. Строки не просто обрисовывают картину происходящего, они словно призывают читателей: «Оглянитесь! Посмотрите вокруг! Разве среди Вашего окружения нет похожих на Александра Владимировича людей?» К сожалению, именно такие люди сейчас встречаются очень часто, поэтому произведению трудно отказать в актуальности.
Между тем, автор постоянно помещает героев в разные ситуации и при этом словно даёт читателю шанс угадать: вывезет ли кривая жизни главных героев в лучшую сторону или оставит, как есть, на задворках жизни? Ведь событий в рассказе описано много, они все разные. И всё же, чем глубже читатель погружается в рассказ, тем больше у него уверенности в том, что финал будет хорошим. Возможно, автор неспроста дал своему рассказу название «Надежда». Надеждой зовут главную героиню, но поскольку у этого слова есть собственный смысл, читатель видит, что надеждой проникнуто всё произведение. Сначала эта надежда на то, что всё в жизни молодой женщины сложится хорошо, очень робкая. Но в течение рассказа она крепнет, становится сильнее – и в итоге надежда перерастает в самую настоящую любовь.
Предположение, что начальник Надежды сходу вызывает неприятные чувства у читателей, вряд ли будет ошибочным. Здесь было бы не лишним вспомнить русскую пословицу: «Торопись на доброе дело. Худое само приспеет!» Автор строит сюжетную линию всей истории так, словно эта пословица положена в её основу. Добрые дела Александр Владимирович делать не торопился. Да и был ли он знаком с таким понятием, как «доброе дело»? Худое же, по замыслу автора, не замедлило появиться в самый неподходящий момент. Непрошенные «быкоподобные» визитёры, которые пришли требовать очередную сумму денег, заставили Александра Владимировича почувствовать, что он далеко не всесилен. Ведь против любой силы всегда найдётся ещё бОльшая сила, - уверен автор и он прав: владелец фирмы, который вступил в сделку с совестью, начинает понимать, что его конец неизбежен. Что же… «сколь верёвочке не виться…»
Уход начальника из жизни остается для всех как бы незамеченным. Царящее вокруг веселье одерживает верх над смертью. И снова автор задаёт вопрос читателю: а так ли был важен Александр Владимирович на работе? Вызывали ли его действия уважения у коллег? Дежурные хорошие слова на его похоронах всё-таки кто-то произносит. Но опять же, произносятся эти слова не потому, что директор фирмы их заслуживал. Скорее – их говорят потому, что «так надо», «так положено», и не более того. Автор не стремится к тому, чтобы показать себя радующимся уходу из жизни человека, даже несмотря на то, что тот оказался негодяем. Ну, а счастливый конец этой истории вполне ожидаем, потому что на доброте и порядочности построена жизнь.
Грамматических ошибок не выявлено.
С точки зрения лексикологии и стилистики произведение соответствует нормам русского языка.
Благодаря хорошему изложению, рассказ воспринимается легко.
На основании вышеизложенного, считаю, что данное произведение заслуживает высшей оценки.
Ссылка на произведение:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=113568
Впечатлён в очередной раз...