То ли женщина, то ли птица, то ли...
Была я птицей… пусть не «жар»,
Но, всё-таки, летать умела.
Так в высоте парит лаггар*…
И для души немного пела.
Совсем не так, как соловей,
Весною, майскими ночами,
Под сенью липовых аллей,
Раскрашивая мир цветами,
Но пела от души, любя,
Весь мир, людей и все живое.
И о любви своей трубя,
Я верила во всё святое.
Поймали, как щегла, в силки.
Попала в клетку золотую.
Неволя – вроде, пустяки…
Ведь сытно ем, в тепле ночую.
Не умерла, ведь дух живой,
Хоть коротко остригли крылья,
Я просто сделаюсь другой,
Не пропаду и от бессилья.
Держаться буду на земле
Рассудочной, как лед холодной,
Застряв в житейской кабале,
Пусть даже вовсе не свободной.
Мне не нужна свобода, нет.
Мне мил мой плен, любим тюремщик.
Сложились так за сотни лет
Судьба и жизнь восточных женщин.
Я никуда не улечу,
Навек покончено и с пеньем.
Я красок лишь чуть-чуть хочу,
Чтоб ярче сделать оперенье.
Но в птичьем мире всё не так:
Самец, певучий и красивый,
Рулады выдавать мастак,
Он задает свои мотивы.
И птицей быть я не хочу.
Ведь самки серы, молчаливы,
А я вот выряжусь в парчу
И тоже сделаюсь красивой…
Я – женщина и тем горда,
И не единственная в мире,
Способная летать всегда,
Хоть вовсе лишена я крыльев.
Они мне, впрочем, ни к чему:
Могу летать, как ведьма в ступе.
И это только потому,
Что способ сей, вполне доступен.
И ступа мне, как раз, под стать,
Как рифмоплетчице бескрылой:
На всех ведь нынче не достать
Пегасов и коней валькирий.
Не думайте, я не ропщу,
Надеюсь, что меня поймете.
А коль летать я захочу,
Я полечу на самолете.
_______________________
В стихотворении звучат личные мотивы, поэтому очень сложно водить скальпелем критики "по-живому". Постараюсь не задеть и заранее извиняюсь за случайную неаккуратность.
Была я птицей… пусть не «жар»,
Но, всё-таки, летать умела.
Так в высоте парит лаггар*…
И для души немного пела.
Совсем не так, как соловей,
Весною, майскими ночами,
Под сенью липовых аллей,
Раскрашивая мир цветами,
Но пела от души, любя,
Весь мир, людей и все живое.
И о любви своей трубя,
Я верила во всё святое.
Строка "раскрашивая мир цветами" мне показалась сомнительной по своей форме. "Цветами" - в смысле растениями, или "цветами" - в смысле "цветом", "чем-то цветным"? Первое - сразу отбрасываем, а для второго случая звучит несколько угловато.
Если из трёх первых строф мысленно устранить вторую, уточняющую качество пения, то получится "И для души ...пела" и "от души..., любя".
Налицо избыток "души" (тавтология). Впрочем, и "любя" и "о любви", хоть и не тавтология, но близкое соседство подобных слов тоже не украшает текст. Напрашивается большее разнообразие в терминологии.
Поймали, как щегла, в силки.
Попала в клетку золотую.
Неволя – вроде, пустяки…
Ведь сытно ем, в тепле ночую.
Не умерла, ведь дух живой,
Хоть коротко остригли крылья,
Я просто сделаюсь другой,
Не пропаду и от бессилья.
Повтор "ведь".
Держаться буду на земле
Рассудочной, как лед холодной,
"Рассудочной" получилась земля (согласно правилам языка). Надо бы исправить, перевести стрелки на героиню.
Застряв в житейской кабале,
Пусть даже вовсе не свободной.
Семантика фразеологизма "пусть даже" предполагает здесь ухудшение условий содержания/пребывания ("после" по сравнению с "до").
Вроде: "готова частично расстаться со свободой....... и даже не частично, а расстаться совсем..." (ради каких-то целей).
А тут у нас уже речь о "кабале", то есть тяжёлой форме зависимости, считай, рабстве... Куда такое ещё усиливать, ухудшать? Поэтому "пусть даже" в данном случае не срабатывает.
Мне не нужна свобода, нет.
Мне мил мой плен, любим тюремщик.
Сложились так за сотни лет
Судьба и жизнь восточных женщин.
Если, как утверждает автор, свобода не нужна, то в значительной степени лишается смысла свободолюбивая часть стихотворения. Налицо некое противоречие. Мысли "не нужна свобода" и "готова отказаться от свободы" (иного ради) – отражают разные жизненные позиции.
Я никуда не улечу,
Навек покончено и с пеньем.
Я красок лишь чуть-чуть хочу,
Чтоб ярче сделать оперенье.
Героиня явно желает большей свободы и яркости жизни. Метафора с оперением напоминает обычный женский макияж и несколько обедняет мысль, высказать которую пытается автор. Яркое оперение не избавляет от золотой клетки. А вот если бы дверца была бы открыта... И птица имела бы возможность полетать, попеть на свободе... и вернуться по своей воле – иное дело.
Но в птичьем мире всё не так:
Самец, певучий и красивый,
Рулады выдавать мастак,
Он задает свои мотивы.
И птицей быть я не хочу.
Ведь самки серы, молчаливы,
А я вот выряжусь в парчу
И тоже сделаюсь красивой…
Последняя строфа отражает попытку оправдаться перед читателем и заодно перед собой. То нужны краски покрасить пёрышки, то быть птицей вовсе не хочу. Это — "самоуговоры" (IMHO).
Я – женщина и тем горда,
И не единственная в мире,
Способная летать всегда,
Хоть вовсе лишена я крыльев.
Они мне, впрочем, ни к чему:
Могу летать, как ведьма в ступе.
И это только потому,
Что способ сей, вполне доступен.
И ступа мне, как раз, под стать,
Как рифмоплетчице бескрылой:
На всех ведь нынче не достать
Пегасов и коней валькирий.
Не думайте, я не ропщу,
Надеюсь, что меня поймете.
А коль летать я захочу,
Я полечу на самолете.
"Бескрылая рифмоплётчица" - это уже самобичевание, ...ну, или чрезмерная скромность. Не обязательно быть Ахматовой или Цветаевой, чтобы получить право писать стихи.
"Перегнув палку" с объяснениями, героиня пытается защититься демонстрацией иной стороны своего бытия. Мол, не подумайте чего лишнего, я ведь и на самолёте могу, хоть на край света, и мужчина мой от меня без ума, когда я в ступе.
______________
Милая Валечка, твоя героиня настоящая женщина! Уж я в этом не сомневаюсь. И добрая, и по восточному мудрая, прекрасная жена и человек!
Да, бывает, что жизненные обстоятельства сильнее нас. Но по стихотворению чувствуется, что, несмотря на самопожертвенность и скромность, героине всё же не хватает пусть не перманентно, но изредка глотка свободы и самовыражения.
Ключ от этой проблемы мне не известен, он вообще индивидуален. Может, это апериодические поездки в горы, на море, за границу, походы к друзьям, в театры и на выставки. Возможно, это расширенные свободы в увлечениях, самовыражении, в самореализации... Может дело в своих бизнес-планах?
Лично я от души желаю героине воплощения по возможности большего количества желаний и мечт, и верю, что всё у неё будет хорошо!
Творческих находок!
Что касается стихов, то оценка 8 баллов, полагаю, будет адекватна.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо написали, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |