Рецензия «Рецензия на стихи "То ли женщина, то ли птица, то ли..." от автора Валечка»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: То ли женщина, то ли птица, то ли...
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 441 +1
Дата:

Рецензия на стихи "То ли женщина, то ли птица, то ли..." от автора Валечка

То ли женщина, то ли птица, то ли...

Была я птицей… пусть не «жар»,
Но, всё-таки, летать умела.
Так в высоте парит лаггар*…
И для души немного пела.

Совсем не так, как соловей,
Весною, майскими ночами,
Под сенью липовых аллей,
Раскрашивая мир цветами,

Но пела от души, любя,
Весь мир, людей и все живое.
И о любви своей трубя,
Я верила во всё святое.

Поймали, как щегла, в силки.
Попала в клетку золотую.
Неволя – вроде, пустяки…
Ведь сытно ем, в тепле ночую.

Не умерла, ведь дух живой,
Хоть коротко остригли крылья,
Я просто сделаюсь другой,
Не пропаду и от бессилья.

Держаться буду на земле
Рассудочной, как лед холодной,
Застряв в житейской кабале,
Пусть даже вовсе не свободной.

Мне не нужна свобода, нет.
Мне мил мой плен, любим тюремщик.
Сложились так за сотни лет
Судьба и жизнь восточных женщин.

Я никуда не улечу,
Навек покончено и с пеньем.
Я красок лишь чуть-чуть хочу,
Чтоб ярче сделать оперенье.

Но в птичьем мире всё не так:
Самец, певучий и красивый,
Рулады выдавать мастак,
Он задает свои мотивы.

И птицей быть я не хочу.
Ведь самки серы, молчаливы,
А я вот выряжусь в парчу
И тоже сделаюсь красивой…

Я – женщина и тем горда,
И не единственная в мире,
Способная летать всегда,
Хоть вовсе лишена я крыльев.

Они мне, впрочем, ни к чему:
Могу летать, как ведьма в ступе.
И это только потому,
Что способ сей, вполне доступен.

И ступа мне, как раз, под стать,
Как рифмоплетчице бескрылой:
На всех ведь нынче не достать
Пегасов и коней валькирий.

Не думайте, я не ропщу,
Надеюсь, что меня поймете.
А коль летать я захочу,
Я полечу на самолете.

_______________________


В стихотворении звучат личные мотивы, поэтому очень сложно водить скальпелем критики "по-живому". Постараюсь не задеть и заранее извиняюсь за случайную неаккуратность.

Была я птицей… пусть не «жар»,
Но, всё-таки, летать умела.
Так в высоте парит лаггар*…
И для души немного пела.

Совсем не так, как соловей,
Весною, майскими ночами,
Под сенью липовых аллей,
Раскрашивая мир цветами,

Но пела от души, любя,
Весь мир, людей и все живое.
И о любви своей трубя,
Я верила во всё святое.


Строка "раскрашивая мир цветами" мне показалась сомнительной по своей форме. "Цветами" - в смысле растениями, или "цветами" - в смысле "цветом", "чем-то цветным"? Первое - сразу отбрасываем, а для второго случая звучит несколько угловато.

Если из трёх первых строф мысленно устранить вторую, уточняющую качество пения, то получится "И для души ...пела" и "от души..., любя".
Налицо избыток "души" (тавтология). Впрочем, и "любя" и "о любви", хоть и не тавтология, но близкое соседство подобных слов тоже не украшает текст. Напрашивается большее разнообразие в терминологии.

Поймали, как щегла, в силки.
Попала в клетку золотую.
Неволя – вроде, пустяки…
Ведь сытно ем, в тепле ночую.

Не умерла, ведь дух живой,
Хоть коротко остригли крылья,
Я просто сделаюсь другой,
Не пропаду и от бессилья.


Повтор "ведь".

Держаться буду на земле
Рассудочной
, как лед холодной,


"Рассудочной" получилась земля (согласно правилам языка). Надо бы исправить, перевести стрелки на героиню.

Застряв в житейской кабале,
Пусть даже вовсе не свободной.


Семантика фразеологизма "пусть даже" предполагает здесь ухудшение условий содержания/пребывания ("после" по  сравнению с "до").
Вроде: "готова частично расстаться со свободой....... и даже не частично, а расстаться совсем..." (ради каких-то целей).
А тут у нас уже речь о "кабале", то есть тяжёлой форме зависимости, считай, рабстве... Куда такое ещё усиливать, ухудшать? Поэтому "пусть даже" в данном случае не срабатывает.

Мне не нужна свобода, нет.
Мне мил мой плен, любим тюремщик.
Сложились так за сотни лет
Судьба и жизнь восточных женщин.


Если, как утверждает автор, свобода не нужна, то в значительной степени лишается смысла свободолюбивая часть стихотворения. Налицо некое противоречие. Мысли "не нужна свобода" и "готова отказаться от свободы" (иного ради) – отражают разные жизненные позиции.

Я никуда не улечу,
Навек покончено и с пеньем.
Я красок лишь чуть-чуть хочу,
Чтоб ярче сделать оперенье.


Героиня явно желает большей свободы и яркости жизни. Метафора с оперением напоминает обычный женский макияж и несколько обедняет мысль, высказать которую пытается автор. Яркое оперение не избавляет от золотой клетки. А вот если бы дверца была бы открыта... И птица имела бы возможность полетать, попеть на свободе... и вернуться по своей воле – иное дело.

Но в птичьем мире всё не так:
Самец, певучий и красивый,
Рулады выдавать мастак,
Он задает свои мотивы.

И птицей быть я не хочу.
Ведь самки серы, молчаливы,
А я вот выряжусь в парчу
И тоже сделаюсь красивой…


Последняя строфа отражает попытку оправдаться перед читателем и заодно перед собой. То нужны краски покрасить пёрышки, то быть птицей вовсе не хочу. Это — "самоуговоры" (IMHO).

Я – женщина и тем горда,
И не единственная в мире,
Способная летать всегда,
Хоть вовсе лишена я крыльев.

Они мне, впрочем, ни к чему:
Могу летать, как ведьма в ступе.
И это только потому,
Что способ сей, вполне доступен.

И ступа мне, как раз, под стать,
Как рифмоплетчице бескрылой:
На всех ведь нынче не достать
Пегасов и коней валькирий.

Не думайте, я не ропщу,
Надеюсь, что меня поймете.
А коль летать я захочу,
Я полечу на самолете.


"Бескрылая рифмоплётчица" - это уже самобичевание, ...ну, или чрезмерная скромность. Не обязательно быть Ахматовой или Цветаевой, чтобы получить право писать стихи.

"Перегнув палку" с объяснениями, героиня пытается защититься демонстрацией иной стороны своего бытия. Мол, не подумайте чего лишнего, я ведь и на самолёте могу, хоть на край света, и мужчина мой от меня без ума, когда я в ступе.
______________

Милая Валечка, твоя героиня настоящая женщина! Уж я в этом не сомневаюсь. И добрая, и по восточному мудрая, прекрасная жена и человек!
Да, бывает, что жизненные обстоятельства сильнее нас. Но по стихотворению чувствуется, что, несмотря на самопожертвенность и скромность, героине всё же не хватает пусть не перманентно, но изредка глотка свободы и самовыражения.
Ключ от этой проблемы мне не известен, он вообще индивидуален. Может, это апериодические поездки в горы, на море, за границу, походы к друзьям, в театры и на выставки. Возможно, это расширенные свободы в увлечениях, самовыражении, в самореализации... Может дело в своих бизнес-планах?

Лично я от души желаю героине воплощения по возможности большего количества желаний и мечт, и верю, что всё у неё будет хорошо!
Творческих находок!

Что касается стихов, то оценка 8 баллов, полагаю, будет адекватна.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо написали, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________


 

Оценка произведения: 8

Реклама
Обсуждение
     17:45 10.07.2022 (1)
Большое спасибо, Саша! Вы точно разглядели все "метания" моей героини. Хочется многого, но существуют какие-то обстоятельства, через которые трудно, если не сказать невозможно, перешагнуть. Все замечания по делу и по существу учту, но поработать над своими ошибками, к сожалению, не смогу. Оценка даже больше, чем я могла предположить. Спасибо за время, потраченное на мой перл.
     01:35 13.07.2022
Реклама