Рецензия «Выжить – это самое главное? (Рецензия на произведение «Выживший». Автор Captain Rex)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 28
Читатели: 506 +1
Дата:

Выжить – это самое главное? (Рецензия на произведение «Выживший». Автор Captain Rex)

Как, интересно, вы стали бы писать рецензию (или пусть даже небольшой отзыв) на произведение, жанр которого вам до конца не понятен? Читая эти строчки, невольно сравнила себя с человеком, с упорством разглядывающего непонятные иероглифы. Сколько на них ни смотри – вряд ли что-то станет ясно. Без знания языка текст не разберешь.

Далекая от фильма «Звездные войны», от имени писательницы Карен Тревисс и от жанра фантастики, как такового, я внимательно читала незнакомые слова. «Трандо», «мандалорец», «вуки»… Всё это было непонятно, загадочно и вызывало любопытство. С кем можно было сравнить себя на тот момент? Разве только с переводчиком, который не знает языка, но по подстрочному переводу может воссоздать текст, достаточно близкий по смыслу. В конце концов, основная мысль всё же более-менее ясна. Что же, попробуем…

Язык изложения достаточно лёгкий. Давно уже обратила внимание на то, что авторы, которые пишут в жанре фантастики, пользуются каким-то своим, особым стилем. Предложения просты по построению и содержанию, но по-другому, наверное, и быть не может. Фантастический жанр сам по себе не прост. Ни при создании произведений, ни при их прочтении. Если здесь начать писать сложными конструкциями, то и дело вплетая в предложения причастные и деепричастные обороты, это сильно усложнит восприятие. В данном же случае история воспринимается с интересом. Даже для далекого от понимания фантастики человека, содержание изложено достаточно ясно. Что же – плюс автору!

Каким бы непонятным на первый взгляд ни казался мир, который описывается в фантастических рассказах, понять его без «примерки» к обычной жизни, к которой мы привыкли, не получится. Поэтому вольно или невольно читатель сопоставляет события такого рассказа с привычными реалиями. А они по своей сути очень просты: ведь понятий «отвага», «доблесть», «честь» в жанре фантастики никто не отменял.
Войны – какой бы они ни были – «звёздными» или самыми обычными – тоже мало отличаются друг от друга. В реальности война – это всегда смерть или ранения, зачастую несовместимые с жизнью. Так и здесь: все произведение – это динамичное описание военных действий со всеми вытекающими из них последствиями. И, как мне кажется, автору удается поддерживать интерес читателя достаточно долго. Если бы он затянул сюжет,  стал бы подробно расписывать каждую деталь или останавливаться на мелочах, которые не представляют интереса – тогда бы повествование превратилось в скучный пересказ. Но автор пишет так, словно художник наносит мазки на картину в нужных местах. Вот Сев понимает, что самое главное – это не допустить трандо до управления пушкой. Вот его, раненого, выносят с поля боя с изувеченной рукой. Вот главный герой эпизода и его напарник начинают отстреливаться от обнаружившего их врага. И всё это описывается  быстро, по-военному чётко и точно. Ещё один балл автору: умение достаточно долго поддерживать интерес читающих, чтобы он не ослабевал – налицо. А такое умение -  вещь при создании произведений достаточно важная.

Невозможно не отметить того факта, что автор не перегружает свое повествование незнакомыми, типичными только для фантастического рассказа, терминами. На мой взгляд, человеку, знакомому с жанром фантастики и тому, кто увлечен произведениями Карин Тревисс, сразу будет всё ясно и понятно. Тот же, кто читает такое произведение впервые, тоже получит удовольствие и будет увлечен происходящим.

Приведу пример:
Трандо оказалось слишком много, и неясно было, откуда они взялись. Катарн-броня могла выдержать многое. Фай как-то накрыл собой гранату и отделался синяками. Правда, во второй раз ему так не повезло.


Не зная особенностей слов фантастического жанра, но включив фантазию, можно понять, что трандо – это существа, с которыми приходится сражаться главному герою. Фай (тоже имя одного из героев) несмотря на то, что накрыл собой гранату, остался жив, получив незначительные ранения. Сразу становится ясно, что непонятная обычному читателю катар-броня обладает достаточно высокой степенью защиты, если выдерживает ударную силу взорвавшейся гранаты.

На что хочется обратить особое внимание - на то, что автор постоянно, вроде бы незаметно, но в то же время достаточно чётко даёт понять, что несмотря на то, что в рассказе говорится не про людей, чувства, повадки, отношение к происходящему очень похожи на обычные человеческие качества.
Вуки, являющийся напарником Сева, погибает в схватке с противником. И душу Сева, несмотря на то, что он клон, переполняют горестные чувства при виде убитого друга.
Сержанта Вэу, который увидел раненого Сева, как пишет автор, больно резанули слова, из которых он понял, что едва державшийся на ногах от усталости и потери крови клон, ждет наказания за те тактические ошибки, которые он совершил.
«Самое главное – ты выжил», - слышит Сев, как только оказывается в безопасности. И действительно, в тех условиях, в которых оказался главный герой, выживание было сродни чуду. Сержанта настолько растрогал вид Сева, что он был готов плакать, как если бы это был самый обычный человек.


Что хотелось бы сказать напоследок?
Наверное, то, что, как подчёркивалось выше, свойственные людям эмоции, характерны даже для клонов и роботоподобных существ. Вероятнее всего, автор хотел показать то, что умение сопереживать, сожалеть о чём-то, любить, восхищаться – это такие качества, без которых невозможна жизнь ни с каком её проявлении.
Название «Выживший», прежде всего, говорит о том, что выжить в страшных, порой невыносимых условиях можно не только благодаря холодному расчёту и знанию стратегии войны. Выживание – это своеобразная школа, пройти которому приходится каждому, будь то человек или его точная копия. Мысль, заложенная автором, прослеживается на протяжении всего произведения: главное – это не выжить. Главное – не растерять своих душевных качеств. Потому что если эти самые качества останутся внутри даже в минуту самой лихой опасности – они помогут выстоять и выжить любому.


Слабой стороной произведения, на мой взгляд, является недостаточное количество описаний. Ведь именно описания делают восприятие острее,  рисуют в воображении читателя более яркие образы и создают правдоподобные картины.
Так, например, поверхность луны, на которую были высажены пленники трандошан, можно было бы детально описать, чтобы читателю было более интересно узнать, в каких условиях предстояло выживать Севу.
Для лучшего восприятия можно  более подробно обрисовать одежду главных (и не главных) героев. Даже такая деталь, как шрам на лице  Сева, может восприниматься более зримо, если к ней добавить два-три прилагательных.


Грамматических ошибок не найдено.
Стилистически и лексикологически текст выдержан в рамках жанра фантастики.
На основании вышеизложенного, считаю, что произведение заслуживает достаточно высокой оценки.


Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=108861

Оценка произведения: 9

Реклама
Обсуждение
     23:48 06.07.2022 (1)
Слов нет, одни эмоции и все положительные, а так же "вау"-эффект. Глубокий анализ.
     00:04 07.07.2022 (1)
Спасибо, Мариночка. 
"Вау"-эффект очень впечатляет )))
     23:33 16.07.2022 (1)
Отличная работа!
     10:41 17.07.2022 (1)
Спасибо, Мариночка! Большое!
     12:34 17.07.2022
     00:33 13.07.2022 (1)
1
Чёткая и понятная рецензия.  Благожелательная.  Скорее, эссе...
     12:10 13.07.2022 (1)
1
Спасибо. Рецензент должен, наверное, всё-таки быть благожелательным. 
Высыпать ворох критики и чего-то отрицательного - это легко. Надо хорошее искать, и тогда всё получится! 
     12:57 13.07.2022
1
Несомненно!
     13:25 11.07.2022 (1)
Магдалина, прочитав рассказ, я согласилась, что перед вами стояла действительно нелегкая задача. На мой взгляд, рецензия получилась интереснее рассказа (не хочу обидеть автора - это мнение человека, не увлекающегося фантастикой; я видела под рассказом и восхищенные отзывы любителей такой прозы).

В рецензии мне очень приглянулась эта фраза:

автор пишет так, словно художник наносит мазки на картину в нужных местах

Замечание о недостаточности количества описаний мысленно отнесла и к собственным текстам, делая для себя выводы, за что большое вам спасибо.
     08:49 12.07.2022 (1)
Спасибо Вам, Елена, большое. Задача - написать рецензию на произведение малознакомого жанра - действительно не из лёгких. 
Поэтому низкий поклон Вам за добрые слова. Но я же не профессиональный рецензент (представляете себе, какой была бы настоящая, грамотно и по всем правилам литературной критики написанная рецензия?), чаще пишу не так, как того требуют правила, а так, как вижу сама. Ну, и небольшая доля фантазии тоже в этих рецензиях присутствует.
Единственное, чему остаюсь верной с первых дней, как стала рецензентом, писать так, чтобы пробудить интерес читателя к тому произведению, о котором пишу. 
     11:55 12.07.2022
Магдалина, интерес к произведению у читателей рецензии пробуждается, это видно по комментариям, а у меня пробудился интерес к рецензиям. Прочитала несколько статей на эту тему, всё это мне пригодится при оценке своих текстов. 
Ваши рецензии отвечают главному: они интересны, грамотны и в них присутствует глубины понимания произведения, объективный анализ и деликатность. Хотелось бы и мне получить Вашу рецензию на один из рассказов, если у Вас есть время.
     17:29 06.07.2022 (1)
1

Прочитала  рецензию как хороший  рассказ !  ( Рассказ тоже прочитала )
     18:46 06.07.2022 (1)
2
Спасибо, Вера. 
Долго я над этим рассказом трудилась, чтобы понять его.
И так сюжетную линию прикидывала, и этак... Месяц с лишним ушло на всё это понимание.
Спасибо за оценку! Люди, которые читают рецензию и потом хотят прочитать так же и рассказа -  это самые лучшие читатели.  Значит, они заинтересовались. 
И значит, рецензенту удалось выполнить свою задачу.
Спасибо!!! 
     19:04 06.07.2022 (1)
1
Прочла фантастику Прочла рецензию..  А что писать- не знаю Все понравилось. Но тебе было трудно Фантастика дураков не любит Так еще Стругацкие говорили..
 Спасибо и тебе и Кэпу.
     00:07 07.07.2022 (1)
1
А я не знаю, что тебе ответить. 
Наверное только то скажу, что старалась как никогда. Незнакомый жанр с еще менее знакомыми терминами - вот это была задачка не из лёгких. 
     10:56 07.07.2022 (1)
1
Верю. Но ты справилась
     12:58 07.07.2022 (1)
1
Отрадно получить такой отзыв. Тем более от тебя. Я знаю, что ты Стругацких любишь и в фантастике просто дока! 
     13:15 07.07.2022
1
Тсс! Никому не говори)) 
     00:59 07.07.2022 (1)
Толковая рецензия! 
Видео, что рецензент тщательно готовился, прежде чем вынести свой вердикт. 
Не только рецензируемый рассказ прочитал (что уже само по себе - доблесть!), но и пару-тройку специализированных словарей проштудировал впридачу. 
Достойная работа! 
     09:19 07.07.2022 (1)
Спасибо, Лёша.
Да, действительно пришлось вооружиться знаниями, прежде чем принялась за рецензию.
А как по-другому? Написать только для того, чтобы что-то написать? 
Не хотелось бы так. Рецензент, конечно, всего знать не может, я согласна.
Но может знать очень многое ))) 
(Или должен знать, тут уж кто какой глагол употребит...)))
     09:38 07.07.2022
     19:33 06.07.2022 (1)
1
Действительно, рецензия читается как  содержательный добротный рассказ. И серьезное исследование с соблюдением всех норм литературоведческого анализа.  Спасибо, Магдалина, дорогая. И хоть я тоже далека от фантастики, за небольшим  исключением, побегу читать сам источник
     20:10 06.07.2022
Там недлинное произведение. Думаю (очень надеюсь), что понравится. 
Все равно хоть какими-то знаниями при написании рецензии обладать надо. Доя этого пришлось почти месяц штудировать "звездную науку" под названием "фантастика". 
Спасибо тебе за отзыв! 
     17:39 06.07.2022 (1)
2
Благодарю за рецензию, коммандер!Честно говоря, столь высокая оценка даже немного смущает

Да, задание Рецензенту выпало непростое. Но с другой стороны, фанат Звездных Войн поймет гораздо больше, и скорее будет радоваться любимым персонажам (этакий фансервис) уже за то, что их упомянули, то есть его оценка будет скорее относиться к тому, как автор обошелся с героями и знает "мат.часть". Что же до непосвященного читателя - он посмотрит на рассказ совсем под другим углом, и скорее всего выявит много недостатков над которыми автору следует работать. 

Но клонов вы обижаетеПусть и изготовленные в баках, они  - биологические люди, с абсолютно человеческим сознанием, личностью и эмоциями. Их отличает только скорость роста и старения - трагедия их короткой жизни, вдвое меньшей, чем у обычных людей.  Это, конечно, за кадром, но Сев хоть и из пробирки, человек. Вообще в Галактике к клонам такое отношение было нормой - не как к людям. Юридически они считались имуществом, рабами с серийными номерами (у Сева - РК-1207). Мнорие военачальники тоже не считали их людьми, не видели в них людей. И клоны с самого детсва знали, что они просто расходный материал. Лишь некоторые джедаи и инструкторы-мандалорцы видели в них людей. Одна девушка-джедай даже родила от клона ребенка. 
Впрочем, и многие герои Звездныйх Войн сильно удивлялись, что под шлемами клоны - обычные молодые парни с одинаковыми лицами, а когда знакомились с ними ещё ближе - удивлялись ещё больше, отмечая, что они такие же живые люди, а не бездушные биодроиды.
Джедай Этейн при первом знакомстве телепатически ощутила клона Дармана (своего будущего мужа) как растерянного ребенка, но увидев здоровенную махину в тяжелой броне - напала с криком: "Что ты сделал с ребенком, жестянка!", только потом до нее дошло, что этот здоровяк и был тем ребенком. Именно её ощущения клонов в книгах многое раскрывало о них. Сева она чувствовала как стремящегося завоевать одобрение, растерянного, но оттого стремившегося казаться жестоким и кровожадным мальчишку. На момент действия рассказа фактический возраст Сева - 13 лет, биологический - 26-28. Вот что действительно было упущено в рассказе - это упоминание раскраса его утерянной брони - кровавые разводы и пятна - для устрашения. Сев создал вокруг себя образ кровожадного психа. В рассказе эти штрихи, увы упущены. В критической ситуации, в одиночестве, в разлуке с братьями, у Сева его напускная кровожадность исчезла. И стоило эту перемену обрисовать четче, еще одно мое упущение. Это важный штрих к портрету героя, очевидный для фаната, но не раскрытый для других читателей. Похоже, Ваша рецензия здорово помогает самостоятельно разглядеть недочеты. 

Что касается сержанта Вэу - он человек-мандалорец. Вот только характер у него был своеобразный. Трудные отношения с крайне жестоким отцом и несчасливая любовь в юности сделали из него до садизма жестокого  и холодного человека, от которого Сев ожидал хорошей взбучки, а никак не усыновления. Но Вэу в последнее время много общался с другим инструктором - Скиратой, который усыновил подопечных клонов. И после вражды и частых драк два старых мандалорца в итоге стали друзьями. Когда пропал Сев, всегда холодный Вэу признался, что готов был его усыновить. Но Сев об этом, конечно, не догадывался. Очень хотелось лучше расписать эту эволюцию Вэу, но получилось только вписать его мысли в виде короткого монолога. Пока мастерства не хватило. Тем не менее, взгляд Рецензента на этого персонажа показывает, что правильный акцент в рассказе не сделан или сделан недостаточно.


Главное – не растерять своих душевных качеств. Потому что если эти самые качества останутся внутри даже в минуту самой лихой опасности – они помогут выстоять и выжить любому.

А вот это вышло как-то само собой, помимо воли автора. Интуитивно, видимо)

Сев в критических ситуациях находился с тех пор, как сделал свои первые шаги в центре клонирования. Но с ним всегда были ещё три брата. И во всех боевых ситуациях братья были рядом. В рассказе же он остался один, без их поддержки. Проблема ещё в том, что они как-бы бросили его. Вернее, им не позволили вернуться за ним и вытащить. Он не мог знать, насколько братья переживали и чувствовали вину. Когда-то сам он болезненно переживал случай на Майгито, когда застрявший в ледяной трещине Вэу приказал им его бросить. У Сева было правило вытаскивать своих. Но Вэу они оставили (его спас Скирата), и Сев этого не забыл.

Рецензент проделал огромную работу в малознакомом поле, что сложнее вдвойне, но получилось очень даже интересно и полезно для автора. Надеюсь, и Рецензенту опыт такой необычной работы тоже понравился)

С галактической благодарностью, Captain Rex
     18:55 06.07.2022 (1)
1
Спасибо, Кэп!
Получилась  рецензия на рецензию. Ну, и ладно.
Сложно, правда, очень сложно писать о том, в чём понятия минимальны. Я-то больше привыкла опираться на литературу, причём на классическую, а тут такие неожиданные повороты.
Но при всей моей приверженности к классике, я люблю всё новое. А фантастический жанр для меня так и остаётся новым, потому что я его мало знаю. Читаю и одновременно чему-то учусь. 
Многое пришлось додумывать, интернетом (врать не буду) не пользовалась. Рецензия должна быть своей, написанной собственноручно, мысли должны исходить от себя, а не быть украденными из чужих источников. 
Я рада, что в чём-то мои умозаключения помогли Вам. Думаю, что человек, близко знающий фантастику, написал бы куда лучше и понятнее. И доступнее уму автора. А у меня получился только анализ произведения, состоящий из предположений. 
Но, что уж вышло. 
Спасибо Вам за такой развернутый комментарий. Я Вам тоже очень благодарна хотя бы за то, что на основе произведения удалось найти что-то общее. 

Со звёздными пожеланиями,
Магдалина 
     19:20 06.07.2022

Получилась  рецензия на рецензию. Ну, и ладно.

Скорее самоанализ произведения в свете рецензии)



у меня получился только анализ произведения, состоящий из предположений.

при чтении любого произыедения без предположений и фантазии никак)


Звездное спасибо, и may the Force be with You
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама