Рецензия «"Постоянство, неприметность и безысходность"»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Лето
Баллы: 17
Читатели: 249 +1
Дата:

"Постоянство, неприметность и безысходность"

Тема миниатюры "Лето" Марты Гордеевой - скука: повторяемость, однообразие, движение по заданной колее. 
Лето... Оно придавило жарой небольшой городок, о котором никто никогда не вспоминал, не вспомнит и не вспоминает, пока в нем не происходят происшествия глобальных масштабов. Голуби привычно топтали асфальт в поисках луж для питья. Черные кошки пересекали направления прохожих. Троллейбусы смотрели только вперед, по проложенным для них электрическим путепроводам. Купола церквей обнадеживающе сверкали, а костелы педантично будили звоном. Все как всегда и везде.

Лето... Шумят фонтаны, напоминая о том, что они мечтают стать петергофскими. Уличные музыканты не навящево преподают уроки размышлений проходящим. Тени домов движутся в заданном направлении. Цветы украшают клумбы. Мир накрыл маленький город постоянством, неприметностью и безысходностью.

Вспоминается стихотворение Блока:
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

 И еще одно его стихотворение - "Незнакомка":
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг...

Те, о ком говорится в "Незнакомке", - это дети, влюбленные пары, острословы с добродушным юмором, восторженные девушки, катающиеся на лодках. В этом можно видеть полноту жизни и ее обновление, ведь каждый из них проживает свою жизнь впервые и иначе, чем все другие. Но поэт, как сказано в одном из разборов стихотворения, "реалистично описывает пошлый мир петербургского пригорода". Для поэта это пошлый мир, где "в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск" (и неясно, луна ли это, под которой ничто не ново, или солнце - все же описан летний вечер в северных широтах).

Было бы глупо указывать поэту, каким он "должен" видеть мир: не скучным и не пошлым, а интересным и поэтическим. Точно так же глупо было бы поучать автора миниатюры "Лето", доказывая, что сотни тысяч людей вспоминают и будут вспоминать показанный в миниатюре городок как единственный и неповторимый.

Фонтаны, мечтающие стать петергофскими, заставляют вспомнить о чеховских "Трех сестрах" с их "В Москву, в Москву, в Москву!".
В пьесе А.П. Чехова "Три сестры" (1901) эту фразу с тоской повторяют сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни, но не имеющие воли из нее выбраться. Фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003.

Такие мечтания говорят о неумении жить "здесь и сейчас". Это низкоэнергетическое состояние, в котором ничто не интересно и жизнь откладывается до лучших времен.

***

В следующем абзаце настроение меняется. 
Аромат цветов и женских духов привлекает многих. Небо изумляет своей яркой и насыщенной синевой. Пешеходная улица не скучает. Движение оставляет обрывки фраз и эмоций. За скамейкой разбит маленький газончик. Неизвестно о чем думавшая красота порхала в воздухе, но вдруг решила приземлиться на цветочные прелести возле скамейки. До этого, она, не уставая, летала, удивляясь окружающему, иногда приседала на то, что казалось ей настоящей опорой, но потом снова не давала покоя своим крыльям и двигалась дальше, как казалось со стороны, без определенной цели.

Что-то кого-то привлекает, удивляет, изумляет. Скуку сменяют движение и эмоции. 

Движение, легкость, любознательность и интерес к окружающему символизирует бабочка.

***
В итоге <бабочка> задержалась на нежных лепестках возле скамейки, которая ненадолго приняла женскую фигуру с сумочкой кофейно-молочного оттенка.

– У тебя не так, как должно быть, – эта фраза отвлекла от смартфона.
– Вы кто? И почему? – с неприкрытым удивлением отозвалась фигура.
– Не бывает того, чего нет. Если пойдешь прямо, то ни к чему не придешь. Тонкость – не решимость, а раздумье.

Женщина называется "фигурой", и это значит, что она воспринимается как что-то, находящееся вне фокуса внимания. "Фигура" взаимодействует с миром через смартфон (виртуальная фигура в виртуальном мире), и даже эта опосредованная связь с внешним миром прерывается фразами, не относящимися к чему-то конкретному.
Если пойдешь прямо, то ни к чему не придешь. Тонкость – не решимость, а раздумье.

Эти фразы похожи на коаны - высказывания и вопросы, используемые в дзэн-буддизме для достижения просветления. Пример классического коана - просьба представить хлопок одной рукой. Попытка понять коан логически с помощью мышления или представить его себе, например, зрительно, то есть с помощью одного из пяти чувств, неизбежно терпит неудачу. Это приводит к тому, что отключаются все пять чувств (чувственное восприятие) и прекращается мышление ("блуждание ума"). Остается "интуитивное постижение истины" - и это состояние считается просветлением.

"Не бывает того, чего нет" - тавтология (повторение одного и того же разными словами) и, как и коан, содержит ноль информации. Разум все же пытается ответить на вопрос: Бывает ли то, чего не бывает? - и, распознав бессмысленность вопроса, отключается. 

Бессмысленные фразы оказали свое действие. 
Затуманившись от услышанного, фигура не заметила, как бабочка упорхнула.

Смартфон надолго перестал представлять интерес.

"Фигура", уже и до этого бывшая предельно неясной и не имеющая ни одного признака (кроме, разве что, сумочки и указания на женский пол), теперь еще и затуманивается и теряет интерес к смартфону - к тому последнему, что интересовало ее во внешнем мире, пусть и виртуальному, но выходящему за пределы ее самой. 

***

Пробуждение интереса (некоторые называют это любовью) к какой-либо вещи (здесь вещь - философская категория, отдельный объект материального мира, вещью в этом смысле может быть и человек) противоположно просветлению в дзэн-буддизме или тому, что переживает "фигура" в миниатюре. Интерес к чему-либо во внешнем мире не даст появиться скуке и апатии, и достигается он активным и чувственным (а не интуитивным) восприятием. О таком восприятии писал уже римский император Марк Аврелий, живший в 121-180 годах нашей эры. "Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство". 

***

В конце рецензии - придирки рецензента.

Начало миниатюры мне кажется не имеющим отношения к ее теме. Если бы темой были изменчивость и непредсказуемость существования в описанном городке, то можно было бы противопоставить им солнце как символ надежности и постоянства. Но ведь и в городке "всё как всегда и везде" - точно как солнце, оно тоже всегда и везде и светит всем.
Представьте себе невообразимое... Солнце устало вставать, вставать каждое утро, дарить новый день. «Все! Больше никогда и ни за что!», – произнесла лучезарность и повернулась темной, невидимой ранее с Земли стороной. Представили? И как?... Нет, такое представить невозможно. Солнышко – вечность, ориентир позитива, красота яркости и тепла, надежда и спасение для земных неудачников, победа в любой, даже в самой безжалостной войне.

Если отбросить последнее предложение, то резюмировать сказанное можно перефразируя 104-й афоризм из "Плодов раздумья" (1854) Козьмы Пруткова: "Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно представить себе невообразимое!"

***
Уличные музыканты не навящево преподают уроки размышлений проходящим.

Не навящево? Не могу предположить, что Марта Гордеева внезапно разучилась писать без орфографических ошибок. Должно быть, это умышленно неправильное написание, но с какой целью? Намек на то, что жители городка не приучены не только к размышлениям, но и к чтению также не приучены, поэтому и пишут так, как слышат? Или автор дает понять, что время в маленьком городе остановилось и здесь по-прежнему популярен олбанский йезыг, распространившийся в русскоязычном интернете в начале двухтысячных?

***
Цветы украшают клумбы.

Это ошибка. Как если бы существовали клумбы, украшенные, например, цветами, и клумбы неукрашенные. Или как если бы на стенах висели неукрашенные рамы (без картин) и рамы, украшенные картинами.

*** 
Аромат цветов и женских духов привлекает многих.

Привлекает - кого? Привлекает - к чему?

***
<Бабочка> двигалась дальше, как казалось со стороны, без определенной цели.

– Вы кто? И почему? – с неприкрытым удивлением отозвалась фигура.

"Без определенной цели" и "как казалось со стороны" - это штампы. Штампом, готовой формулой художественной речи, является также выражение "с неприкрытым удивлением".

***
 
Миниатюра "Лето" прекрасно иллюстрирует (еще не написанную) "Анатомию скуки" и заслуживает самой высокой оценки. Однако придирчивый рецензент снижает оценку из-за немногих досадных, легко устранимых мелочей. 

Спасибо автору! Дальнейших успехов!

Оценка произведения: 9


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:55 20.10.2022 (1)
1
Читая такой разбор, понимаю, какой это кропотливый труд! Высший класс!
     21:59 20.10.2022
Спасибо, Юлия!
     10:34 14.08.2022 (1)
2
Талантливая рецензия на талантливую работу!
Очень  благодарна, читала с удовольствием!
Удачи во всем!
     10:38 14.08.2022
Спасибо, Надежда!
     14:45 13.08.2022 (1)
1
Такой тщательный разбор.Читала с интересом
     18:43 13.08.2022
Спасибо, Анна!
Реклама